Общество

Вирус иждивенчества

В сентябре 2021 года Глава государства выступил с Посланием народу Казахстана, в котором подчеркнул, что наша страна — социальное государство и одним из приоритетов является всесторонняя помощь гражданам, оказавшимся в трудной ситуации. Однако эта помощь не должна порождать иждивенческие настроения.

«К сожалению, в обществе укрепляются патерналистские настроения и социальное иждивенчество. В стране немало граждан, сознательно эксплуатирующих государственные социальные программы. Такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании. Как и в любой цивилизованной стране, они должны отвечать перед законом и обществом. При этом те, кому нужна реальная помощь, остаются за периметром мер поддержки», — отметил Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Он подчеркнул, что возможности Казахстана большие, но небезграничные.

«Желание получить необоснованные социальные льготы отучает человека зарабатывать своим трудом. Такой неподобающий образ жизни уже начал негативно влиять на систему ценностей молодежи. Поэтому нам нужны коренные изменения в самосознании граждан, обществе, законодательстве», — дополнил Глава государства.

Спикеры сегодняшнего Elorda Club обсудили, кто такие иждивенцы, что необходимо давать людям — «удочку» или «рыбу» и откуда возникает патерналистский настрой.

Социальное иждивенчество
По мнению руководителя социального предприятия GreenTal Эмина АСКЕРОВА, вопрос очень актуальный и в то же время сложный. Он привел в пример довольно известную притчу: «Дай голодному рыбу — и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь».

— Считаю, что государству нужно показывать не только «рыбу», но и больше говорить про «удочку», учить этому. В целом государство прорабатывает довольно много вопросов для социальной категории людей, тем самым порождая иждивенчество. Как говорится, слабые времена создают сильных людей, сильные времена создают слабых людей, — сказал спикер.

По его словам, государству необходимо больше акцентировать внимание на поддержке раскрытия потенциала.

— К примеру, стали чаще создаваться такие проекты, как «Бақытты отбасы». Это отличная возможность для любой многодетной женщины, которая, получив необходимую информацию, прошла курсы и уже может зарабатывать сама, ни у кого не прося финансовой поддержки, — подчеркнул Эмин Аскеров.
В своем выступлении он рассказал, что на сегодняшний день растет иждивенческий настрой среди лиц с инвалидностью. По его мнению, это связано с фактором недоверия по отношению к государству.

— Я думаю, это связано с тем, что государство не показывает всю свою работу в полной мере. Не зря наш Президент акцентировал внимание на том, что все государственные служащие должны через призму социальных сетей показывать свою внутреннюю работу. Отчасти это могло бы изменить отношение народа к власти, — сказал собеседник.

Являясь внештатным советником в Министерстве труда и социальной защиты населения РК, он видит, какую огромную работу проводит ведомство, но, к сожалению, социальные сети зачастую не транслируют проведенные действия для жизни населения. От этого и происходят жалобы.

— Тема социального предпринимательства как раз может выходить на первый план, когда гражданское сообщество само начинает подключаться к решению важных, актуальных государственных проблем, — дополнил Эмин Аскеров.

Кроме того, 1 января 2022 года вступил в силу Закон РК «О социальном предпринимательстве», который предусматривает государственную поддержку для социальных предпринимателей. На данный момент прорабатывается механизм поддержки по преференциям социальных слоев населения.

— Очень важно поддерживать гражданские инициативы, чтобы люди могли сами заниматься социально ориентированными проектами, — подытожил спикер.

Коррупционные риски создают иждивенческие предпочтения
— Сегодня ввиду потрясений, вызванных коронакризисом и другими событиями, перед нами, исследователями, актуальными стали вопросы не только дальнейшего развития, но и изучения качественных характеристик казахстанского общества, — сказала член-корреспондент Национальной академии наук РК, доктор социологических наук, профессор Лязат НУРКАТОВА.

В Послании народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации» Глава государства определил амбициозные цели: «Мы будем решительно противостоять невежеству и архаике, радикализму и иждивенчеству, культу потребления и коррупции. Нам нужно преодолеть взаимное отчуждение и возродить в обществе веру в реальность перемен. Мы сделаем ставку на энергию, талант и трудолюбие людей».

— Система ценностей, как вы знаете, означает совокупность сложившихся у людей мнений о значении в их жизни вещей и явлений. В нашем случае речь идет о социальных установках, на которые человек и общество опирается при сравнении и выборе решений, — сказала спикер.

По словам Лязат Нуркатовой, патерналистские настроения и социальное иждивенчество отчасти были спровоцированы теневым рынком труда и существующей несовершенной системой оценки потребностей семьи или отдельного лица. В стране немало граждан, сознательно эксплуатирующих государственные социальные программы. Такая ситуация формирует неправильные установки в общественном сознании. Поэтому нужны коренные изменения в самосознании граждан, обществе, законодательстве.

— Термин «социальное иждивенчество» в последние годы часто употребляется в СМИ. Однако, несмотря на широкое употребление, отсутствует единая точка зрения на то, что же представляет собой социальное иждивенчество, чем оно является и какова его социальная роль. Кто такие иждивенцы? Только ли те, кто находится на долгосрочном либо пожизненном материальном обеспечении у других лиц? Скажу, что просто безработный, но трудоспособный человек никак не может относиться к этой категории, — сообщила она.

Социальное иждивенчество в сознании людей нередко представляет собой образ жизни индивида, который сознательно стремится обеспечить для себя приемлемые условия существования в обществе за счет самого общества:

— Говоря простыми словами, это стремление во всем рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счет. Как социолог, отмечу, что население в большинстве своем не склонно к иждивенчеству, а стремится к развитию и прогрессу. Данные процессы зависят, скорее всего, от государственного устройства и возможностей, которые оно создает. Одним из важных факторов является доверие к государству и его институтам, то есть население должно косвенно и напрямую участвовать в формировании политики и практики. Второе — это доступ к социальным услугам для всех, но при этом необходима ясная и прозрачная система адресности и оценки потребностей. И последнее, это искоренение коррупции. Коррупционные риски создают иждивенческие предпочтения.

Лязат Толегеновна дополнила, что зарплаты должны быть такими, чтобы на них можно было жить достойно. Это будет главным фундаментом для искоренения коррупции. Народ перестанет думать, что надо как-то хитрить, изворачиваться, чтобы получить иждивенческий пакет услуг от государства. Иждивенчества не будет, если оно станет невыгодным.

Дайте «удочку», а не «рыбу»
Политолог Талгат КАЛИЕВ на вопрос «Как выстроить правильные социальные отношения между государством и населением?» ответил, что не существует правильного и неправильного. Если говорить о продуктивных и эффективных взаимоотношениях, то в первую очередь государство должно концентрироваться на повышении уровня человеческого капитала, на создании условий для всестороннего развития граждан, их личности, безопасности, здоровья, образования, а всего остального человек должен добиваться сам.

— К сожалению, патерналистские настроения в стране достаточно сильны. Считаю, в этом виновато государство. Наверное, это было частью договора, когда население не будет чрезмерно интересоваться политикой, а государство в обмен на это должно создавать комфортные условия. Брать на себя максимум социальных проблем и прочее, — сказал политолог.

По его словам, в реальности все это способствует пассивности граждан и общества в целом. В итоге каждый начинает ориентироваться на государство во всем и требовать.

— Можно в сравнение привести выпускников одного и того университета, которые имеют разные достижения. И почему-то винят в этом вузы, которые якобы дают некачественное образование. Но никто никогда не винит студентов. Или кредиты, которые люди сами берут, к примеру, на праздники, новые телефоны. То есть в любой сфере обвинения идут напрямую государству. Это все и есть проявление патернализма, — говорит спикер.

Политолог дополнил, что патернализм абсолютно разный и он не заключается только в требовании. Большая часть граждан сама отказывается принимать ответственность за свою судьбу и ищет кого-то, на кого можно это переложить.

— Поэтому, как и говорил раннее, государство не должно заниматься опекой. Не нужно давать «рыбу», нужно дать «удочку», — подытожил собеседник.

Все начинается с семьи
Директор психологического центра «Мое возрождение» не понаслышке знает сложности многодетных. Альвина ЮСУПОВА — мама четверых детей и ждать от государства помощи, при этом ничем не занимаясь, не собирается.

Говоря о своей практике, психолог сталкивается с теми, кто ждет «доброго волшебника». Человека, который решит их все проблемы.

Как сказала собеседница, необходимо запомнить главный принцип — самому прилагать усилия, чтобы реально что-то изменить в своей жизни.

— Мы проводили тренинги совместно с родителями детей с девиантным поведением. И одна из мамочек возмущалась: «Не говорите мне о том, как воспитывать ребенка, я сама могу вас этому научить, вы мне лучше деньги дайте». Ребенок, наблюдая за тем, как поступают его родители, копирует не только поведение, но и их отношение к жизни в целом. Если родитель, вместо того чтобы заниматься саморазвитием, расширять возможности заработка, выбирает путь «у кого-то взять», считает, что кто-то что-то должен, то и ребенок придерживается такого же мнения. Так думать удобнее, — сказала Альвина Юсупова.
На консультации к психологу приходят люди разных слоев населения и с разными физическими возможностями. Все ищут ресурсы получения желаемого, при этом каждый по-своему оправдывает свои действия. Как сказал Сократ, «кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины».

По словам Альвины, среди клиентов есть люди и в инвалидном кресле, которые говорят о том, как работают, как ищут возможности для заработка, и у них даже не возникает мысли, что им кто-то что-то должен, исправно платят налоги. А есть физически здоровые молодые люди, которые считают, что им должны все.

— Есть много причин потребительского настроя: либо это пример родителей, либо это недополученная любовь и внимание от родителей. Тем самым человек всю жизнь ищет того, кто компенсирует ему внимание: государство, учителя, супруги, дети. Много людей с обидами на своих родителей. Причины разные, — добавила психолог.

В каждом сказанном слове от родных людей свои вибрации. Одно дело, когда говорят: «Ты пустое место» и совсем другое: «Ты справишься», «Ты сильный», «Я горжусь тобой». Альвина считает, что невозможно насильно причинить добро человеку. И выбраться из сложной ситуации может только он сам, иногда с поддержкой специалиста. Но только сам.
— На одной из консультаций мы разбирались с причиной запроса клиента, расписали план действий, который ему нужно будет воплощать в жизнь самому. Он сказал, что серьезно хочет взяться за решение своей проблемы. Записался на следующую консультацию и… больше не пришел. Это пример человека, который в действительности не хочет ничего менять в своей жизни. А ждет, что все само собой изменится, — рассказала Альвина Юсупова. — «Вы мне все должны» — это человек в состоянии жертвы. И в этом состоянии делать ничего не хочется. В таком состоянии мы теряем энергию, здоровье и отношения, соответственно, деньги. И тогда лучший вариант — признать свое авторство: как я оказался в этой ситуации, как я ее создал и что я могу для этого сделать.

Одни люди привыкли из раза в раз выбирать «удочку», поэтому они постоянно сытые. Другие привыкли выбирать «рыбу» и постоянно ждать, когда их накормит кто-то из умеющих владеть удочкой.

Статьи по Теме

Back to top button