ИнтервьюСпорт

Виталий Ширяев: «В нашем городе всегда были хорошие велогонщики»

Виталий ШИРЯЕВ – уважаемый в столице человек. Он мастер спорта, заслуженный тренер СССР, почетный президент Федерации велоспорта Нур-Султана. Но главное, Виталий Леонидович – это легенда, живая история городского велоспорта, начиная от его истоков и заканчивая нашими днями.

– Виталий Леонидович, расскажите, как вы пришли в велоспорт.
– В Целиноград я приехал из Кировской области к сестре, которая ранее попала сюда по комсомольской путевке на освоение целинных земель. Учился в железнодорожном училище на помощника машиниста, но в итоге стал спортсменом. Спортом я увлекался с детства, правда, не велоспортом, а лыжами. В свое время я даже был пятикратным чемпионом Целинограда по лыжному спорту, бронзовым призером республиканского чемпионата. Интерес к велосипеду у меня возник после знакомства с Леонидом Захаровичем Кривоносом – одним из пионеров казахстанского велоспорта. Он и стал моим первым тренером в новой для меня спортивной дисциплине. А основателем велоспорта в Целинограде был Михаил Ульянов – его жизнь оборвалась трагически, он погиб во время тренировки под колесами грузовика в 1968 году.

– Хотелось бы узнать об истории столичного велоспорта подробнее.
– Знаете, меня недавно сильно обидели, заявив, что Нур-Султан, мол, не лидер в отечественном велоспорте. Однако посмотрите, у нас из пяти казахстанских гонщиков, участвующих в Олимпийских играх, трое воспитанники столичного велоспорта – Дмитрий Груздев, Артем Захаров, Никита Стальнов. Из восьми казахстанских гонщиков, которые сейчас выступают за велокоманду «Астана», четверо наших. Помимо Груздева, Захарова и Стального, в списке «астанчан» Вадим Пронский.

Велоспорт в нашем городе имеет богатые традиции. У нас всегда были хорошие гонщики. Например, Валентина Кузнецова, которая заняла 8 место на чемпионате мира в Монреале. А в Казахстане она была 40-кратной чемпионкой. Мой воспитанник Владимир Волошин в 1979 году завоевал серебро на молодежном чемпионате мира в Аргентине. После этого в Целинограде был организован Центр олимпийской подготовки, который финансировался из Москвы. Я был в нем старшим тренером. Мы тогда относились к спортивному обществу «Локомотив». В этом центре мы через каждые два года готовили или чемпионов, или призеров мировых турниров среди молодежи. Владимир Шевченко и Андрей Ольхов стали серебряными призерами на чемпионатах мира. А Михаил Тетерюк стал чемпионом мира среди молодежи. Это все в шоссейных велогонках. Также Петрос Юкка выиграл золото на чемпионате мира в Мюнхене на треке. Здесь мы готовили молодых гонщиков, потом их забирали в сборную Союза и там уже их выводили на взрослый уровень. Было и такое, что из двенадцати советских сборников, входящих в состав первой команды страны, четверо являлись моими воспитанниками. Хотя порой за них приходилось и бороться.

– И как это выглядело?
– В начале 80-х годов случилась такая история. Была тогда престижная республиканская веломногодневка «По местам боевой славы». Хотя между собой мы в шутку называли ее «Велогонкой Брежнева», поскольку ее этапы проходили между городами, в которых доводилось работать генсеку:
Днепродзержинск – Днепропетровск – Запорожье – Мелитополь – Симферополь – Керчь. А финишировала она в Новороссийске, на «Малой Земле». Как-то раз сборная Казахстана заняла на этой гонке предпоследнее место, и спортивное руководство нашей республики, боясь новых неудач, не захотело отправлять на нее команду на следующий год. Однако из-за этого тренер сборной СССР отказался брать в главную команду страны нашего воспитанника Владимира Волошина. Я обращался к руководству, писал, просил, пока не добился, чтобы сборная Казахстана все-таки поехала туда. Повез команду сам, под свою ответственность. В итоге Волошин стал серебряным призером, а Казахстан в генеральной классификации занял третье место, уступив только россиянам и украинцам. Мощная заруба у нас тогда случилась с ленинградцами, которых тренировал Александр Кузнецов – знаменитый велогонщик и тренер, мой давний соперник. Меня он, кстати, на шоссе ни разу не обогнал. В общем, есть что вспомнить.

– А какое самое сильное воспоминание?
– В Киеве на апрель 1986 года был запланирован этап международной велогонки, посвященной дружбе народов. Когда приехали, с аэропорта заехали в баню помыться с дороги. Понравилось, и после тренировки я решил посетить ее снова. Приезжаю, а вся баня забита сотнями людей, одежду с себя сбрасывают, и вид у них такой, словно смерть над ними витает. В ужасе спрашиваю: «Что случилось? Кто эти люди?». Мне отвечают: «Их из Чернобыля эвакуировали. Там авария на АЭС». А мы ничего не знали…

– И что, гонка состоялась?
– Да, состоялась. Правда, приехало всего 60 человек из соцстран. Капиталисты, как только прослышали о чернобыльской трагедии, сразу отказались отправлять в Киев своих спортсменов. Ну а нас заставили.

– В советские времена гонщики из Казахстана участвовали в Гранд-турах?
– Да! Например, Андрей Тетерюк в составе сборной СССР выиграл молодежную «Джиро д’Италию» и был в числе первых советских спортсменов, выступивших на «Вуэльте», тогда испанская велогонка проходила не осенью, а весной. Сейчас на «Вуэльту» поехала команда, которая называется «Астана», но в ней толпа испанцев, а нашего казахстанского парня взяли всего одного. Вот лучше брал бы Винокуров на «Вуэльту» наших молодых – Никиту Стальнова и Вадима Пронского, так и доросли бы они до уровня взрослой команды…

– А как складывалась современная история городского велоспорта?
– После распада СССР долгое время все было в разваленном состоянии. Я долго добивался, чтобы в Астане возродили школу для подготовки велогонщиков. Наконец, в 2002 году была открыла ДЮСШ олимпийских видов спорта, я стал ее директором. Когда эту школу создавали, там был лишь ржавый «Москвич» и три тренера. А через четыре года, когда меня оттуда убрали, было десять авто, лучшие в стране специалисты и все первые места на соревнованиях. Наши воспитанники Асан Базаев, Максим Иглинский участвовали в Олимпиадах. Сейчас организаций, которые занимаются велоспортом, много, они хорошо финансируются, вот только результат – ноль. Скажем, недавно проходили молодежные игры, где сборная столицы стала по всем видам спорта только пятой. Для меня такое неприемлемо, я признаю только один результат – первое место.

– Велосипед становится все более популярным средством передвижения в Нур-Султане.
– Это замечательно, что жители нашей столицы поняли, что занятия велоспортом способствует здоровью. Прекрасно, когда родители и их дети вместе ездят на велосипедах, когда ребенок с малых лет садится в велосипедное седло.

К слову, я создал здесь частный велоклуб «ВелоЦентрАстана». Там занимается более 120 детей, мы проводим свои соревнования. Причем дети занимаются уже с двух лет на специальных беговелах. Мной разработана программа по подготовке ребят с девятилетнего возраста по разным специализациям. Ведь у нас в Казахстане культивируют только два вида – трек и шоссе. А в мировом велоспорте уже давно появились новые дисциплины, такие как маунтинбайк, велокросс, BMX. Между прочим, это олимпийские виды, сулящие медали, однако у нас их почему-то не развивают. Сейчас это пытаемся сделать мы за счет энтузиазма, на свои средства. Хотя хотелось бы, конечно, поддержки государства.

– Пытались когда-нибудь пересчитать титулы и регалии своих учеников?
– Нет, уж больно много. Помню чемпионов, призеров крупных велотурниров. Могу сказать, что 12 моих воспитанников стали мастерами спорта международного класса, а просто мастеров спорта человек шестьдесят, не меньше.

– Виталий Леонидович, а сами вы до сих пор садитесь в велосипедное седло?
– Сейчас мне пошел 73 год, но еще пару лет назад спокойно проезжал по сотне километров. Однако возраст сказывается, как и два перенесенных инфаркта. Хотя все знакомые говорят, что я хорошо выгляжу. Но просто я по натуре оптимист!

Метки

Похожие статьи

Закрыть