Интервью

Включить режим недоверия и быть начеку

В цифровом мире нет ничего важнее безопасности граждан. Аферисты идут в ногу с развитием цифровизации и крадут личные данные, денежные средства граждан. О том, какие виды мошенничества существуют и как обезопасить себя, нашему корреспонденту рассказывает независимый эксперт в области IT, кибербезопасности и коммуникаций Евгений ПИТОЛИН.

— Что такое интернет-мошенничество? Какие его виды существуют?

— Это разновидность обмана, кражи, вымогательства, осуществляемого через Интернет, мессенджеры, электронные письма и другими способами электронных коммуникаций. В Казахстане существует несколько видов мошенничества. Первое — посредством интернет-магазинов, курьерских служб, служб доставки, платформ купли-продажи. Как правило, мошенники вступают в диалог с продавцами или покупателями и обманом заставляют их либо перевести предоплату, либо внести оплату за доставку, либо дать доступ через коды из SMS к своему банкингу. В результате люди теряют все, что было на счетах.

Следующий вид — телефонное мошенничество. Тут все привычно: позвонив на телефон или мессенджер, мошенники представляются сотрудниками банка или представителями правоохранительных органов, говорят о происходящем переводе денег гражданина. Далее просят срочно снять их из банкомата и перевести на безопасный счет, который, конечно же, принадлежит преступникам.

Фишинговые письма и сообщения — это вид мошенничества, где от знакомых или незнакомых контактов приходят на почту или в мессенджеры ссылки на интересное, страшное. Это могут быть конкурсы, рассылки, новости от государства и другое. Человек кликает на ссылку и получает заражение своего устройства, а злоумышленники — практически неограниченный доступ к деньгам, данным, иным цифровым активам жертвы.
Кроме того, есть мошенничество, созданное на основе дипфейков, то есть с помощью современных технологий и искусственного интеллекта преступники создают фото-, аудио- и видеозапись от имени известных людей и, таким образом, продвигают розыгрыши, лотереи, финансовые пирамиды, покупку криптовалюты и прочие аферы. Иногда мошенники вовлекают в эти процессы публичных людей — блогеров, вайнеров, тиктокеров, которые за деньги бездумно потворствуют мошенничеству. Не менее важный вид — интимное вымогательство, которое в последнее время получило распространение. Люди из других стран, как правило, из Африки или Азии, знакомятся с казахстанцами, заводят с ними виртуальные отношения, далее получают от них интимные фотографии или видео и начинают вымогать деньги, шантажируя опубликованием информации.

Основные тактики всегда просты и понятны: вас либо заинтересовывают, либо пугают и ставят в состояние, когда нужно принять решение быстро и в пользу мошенников. Ситуаций много, но все они сводятся к двум — что-то должно вас заинтересовать или напугать. К примеру деньги, информация, события и происшествия.

— Какие люди чаще всего подвержены интернет-мошенничеству?

— К сожалению, какой-то одной группы нет. Жертвами становятся как взрослые, так и дети, пожилые люди, далекие от IT. Порой IT-специалисты и даже сотрудники правоохранительных органов и чиновники попадают в сети мошенников. Ответ один: преступники — талантливые ловцы человеческих душ, они дьявольски хороши в своем деле, и нам нужно быть еще лучше, чтобы противостоять им.

— Как обезопасить себя?

— Включить режим недоверия и быть начеку. По умолчанию считать, что вас все хотят обмануть, что абсолютно никому, кто вам звонит или пишет, доверять нельзя. Все, что пришло к вам извне, а не вы сами были инициатором — обман и преступление. Да, это усложнит некоторым честным людям общение с вами, но в текущих обстоятельствах это, увы, не ваши проблемы. Также проверяйте любые коммуникации по другим каналам, когда речь идет о знакомых людях. Если друг написал сообщение, позвоните ему, не связывайтесь через мессенджер. Друг звонит с незнакомого телефона, позвоните ему на мобильный, домашний или рабочий номер. Друг написал в социальных сетях или на почту — позвоните на его мобильный. Таким образом, вы можете быть уверены в наличии обмана. Не забывайте: все, что звучит хорошо или является выгодным предложением, таким как скидка в новом интернет -магазине, специальное предложение от кого-то в WhatsАpp, является стопроцентным обманом. А также любой звонок из банка, от госорганов и правоохранительных органов в большинстве случаев является обманом. Положите трубку, найдите на сайте организации рабочий телефон и перезвоните, чтобы убедиться в правдивости. Используйте сложные пароли из букв, цифр, специальных символов, но запоминайте, а не записывайте. Меняйте пароли раз в 1-2 месяца. Это укрепит защиту ваших данных. Если находитесь вне дома, используйте VPN для доступа к вашему банку или аккаунт на egov. Однако не заходите туда из незнакомых мест и не используйте для этого бесплатный Wi-Fi в публичных местах, так как таким образом можно получить ваши данные. Ставьте платный антивирус на все устройства: компьютер, ноутбук, планшет, телефон. Регулярно делайте резервное копирование цифровых активов и обезопасьте свои данные. Чтобы избежать утечек персональных и иных данных, а также сократить потенциальный ущерб от киберпреступников, заведите себе цифрового двойника и отдельную цифровую банковскую карту для платежей в Интернете, такси, доставки. Кладите на нее столько денег, сколько тратите в действительности. Откройте дополнительную сим-карту и электронный адрес для рассылок, подписок, форумов и так далее. Подписывайтесь другими именами на форумах и в разных базах данных. Так, если вам будут писать или звонить мошенники под поддельным именем, вы точно будете знать, где была утечка и какие логины и пароли нужно поменять. Если мошенничество, обман и утечка все же произошли, обязательно напишите заявление в правоохранительные органы и сообщите в Комитет по информационной безопасности МЦРИАП.

— Как защититься пожилым людям от киберпреступников, учитывая их доверчивость и незащищенность?

— Только регулярными разговорами, вниманием, терпением и рассказами на эту тему. Кроме того, стоит воспитать у близких рефлекс задавать вопросы голосом вам до любых действий с деньгами в сети или иными способами. Эта привычка может обезопасить от мошенников и киберкраж.

— Как улучшить осведомленность населения?

— Защита персональных данных — это именно то, что может оказаться под угрозой ежесекундно. Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана и профильный регулятор — государственная техническая служба уже предпринимают действия по повышению осведомленности граждан. Думаю, что бизнесу, работающему в отрасли кибербезопасности, стоит увеличить количество информационных кампаний по данной теме для населения. Ну и, конечно, очень многое зависит от внимания СМИ к этой теме и качественного освещения вопросов кибербезопасности.

Сабина АРЫСТАН

Статьи по Теме

Back to top button