UncategorizedКультура

Вместе они хранили память

В следующем году литературный мир отметит 180-летие основоположника казахской письменной литературы, поэта, просветителя и композитора Абая Кунанбаева, передает Вечерняя Астана.

На днях после отшумевших празднеств в честь 179-летия пришла новость об открытии памятника поэту в столице Таджикистана — Душанбе, где с официальным визитом находился Президент РК Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Становление науки «Абаеведение» началось с алашординцев, до революции, отмечал в своих трудах выдающийся абаевед Каюм Мухамедханов. Под руководством своего учителя Мухтара Омархановича Ауэзова с 1937 года и до своего ареста 1 декабря 1951 года он достойно продолжал их дело и до последних дней занимался наукой.

Мало кто знает, что из-за преданного служения теме семипалатинский ученый фактически всю жизнь подвергался репрессиям.

— Репрессии для Каюма длились фактически всю жизнь, — рассказывает дочь абаеведа Дина МУХАМЕДХАН. — Это были сталинские репрессии за преданное служение казахскому народу, за то, что он открывал неизвестные страницы истории вопреки тогдашнему режиму, за то, что сохранил ценные архивные документы и раритеты. Признание на государственном уровне — лауреат Гос­премии РК (1996 г.) и другие почести — пришло к нему за восемь лет до смерти. Он всю жизнь работал во имя научной истины и исторической правды. Он жертвовал свободой и был за это готов отдать свою жизнь.

Реальная картина вклада любого ученого строится строго на фактах, событиях и конкретных результатах, имеющих непреходящее для науки и культуры страны значение. Документы, рукописи, конкретные данные помогают нам вспомнить, хотя бы в назывном порядке, что сделал ученый Каюм Мухамедханов только в одной области его разносторонних научных интересов — абаеведении.

 

Создание музея

В трудных экспедициях в конце 1930-х — 1950 годов К. Мухамедханов собрал более 500 (!) подлинных вещей Абая и его ближайшего окружения — одежду, посуду, предметы быта и мебели. Кроме этого, обнаружил книги и рукописи, среди которых было 302 восточные книги Абая.

 

Оригинальное слово Абая

Научным методом текстологического анализа ученый восстановил канонические тексты всех стихотворений и поэм Абая, исправил искажения в разных изданиях и написал к ним научные комментарии. По идеологическим соображениям из текстов Абая удаляли религиозные слова, а заимствования из восточных языков и непонятные редакторам староказахские слова заменяли на другие, более им понятные. Все это исправил ученый. Кроме того, он восстановил канонические тексты жырау и акынов XV-XIX вв., тексты Шакарима, учеников Абая, алашординцев и многих других исторических личностей.

Современники ученого отмечали, что Каюм Мухамедханов — единственный текстолог и первооткрыватель, кто провел глубокие текстологические исследования и сохранил целые пласты культуры казахского народа.

Что означает сохранить, восстановить, возродить тексты? Это научное комментирование — объяснение многообразного контекста — исторического, биографического, личностного, географического и других, истории создания того или иного произведения, объяснение событий и персонажей, а главное, объяснение и комментирование слов поэта, исправление искажений в словах и возвращение на место оригинальных слов Абая.

 

Неизвестные строки

Кроме того, ученый нашел и текстологическим методом доказал принадлежность Абаю ранее неизвестных стихов. Это 31 стихотворение. Они были включены в издания произведений Абая, начиная с 1945 г.

 

Приговор

Ученый К. Мухамедханов исследовал новое направление в науке — «Поэтическая школа учеников и последователей Абая» (с 1937 по 1951 годы, а потом всю жизнь). Он установил более 30 имен (!) учеников и последователей Абая и на собранных им достоверных фактах впервые написал их полные научно-творческие биографии, а главное, по крупицам, по кусочкам на найденных им письменных отрывках восстановил целостные канонические тексты и доказал принадлежность каждого произведения каждому ученику Абая. То же самое он делал с сохранившимися устными отрывками текстов. Он беседовал со старцами — очевидцами их жизни и творчества, знавшими эти тексты. В 1951 г. за это исследование ученый был репрессирован и получил приговор — 25 лет лишения свободы, но не отказался от школы Абая. Учеников Абая изучают в школах и вузах, и это данность. Но только нигде не говорится, что за эти имена и произведения в начале 1950-х гг. нужно было отдать свободу и быть готовым жертвовать своей жизнью.

 

Параллели

Ученый провел параллели творчества Абая с русской культурой. Смотрите его уникальные исследования «Абай и Бунин», «Абай и Пушкин», «Абай и Лермонтов», «Абай и Крылов» и многие другие. Абай и татарская и другие культуры… Он провел глубокие параллели «Ученики Абая и мировая культура».

Начав в 1940 г. с лекции об Абае в Чингиставском районе, Каюм всю жизнь вел просветительскую работу об Абае — читал лекции в аулах, на заводах, в вечерних школах.

В 1970 году он открыл первый в стране «Клуб Абая» на Семипалатинском телевидении и более 10 лет был автором и ведущим всех передач. Клуб этот затем вырос в передачу о жизни интересных людей казахского народа, содержание которых он разрабатывал на оригинальных, найденных им фотографиях, документах и рукописях и вел эти передачи еще 10 лет.

 

Эпопея

Всемирно известный роман Мухтара Ауэзова об Абае имеет свою научную основу. Ученый Каюм Мухамедханов в течение более 10 лет был научным корреспондентом писателя в период написания эпопеи. По заданию М. Ауэзова он искал конкретные и точные факты по личностям, местам и событиям, встречался со старцами, выезжал на места разных событий, связанных с Абаем, вел переписку с Россией, архивами и музеями, учеными, находил людей, брал интервью, записывал воспоминания и т. д., оформлял все материалы, делал к ним комментарии и высылал М. Ауэзову. Об этом писали и говорили А. Нуршаихов, Р. Нургалиев, Е. Исмаилов и др.

Начиная с 1940 года и в течение более 10 лет до ареста ученый поднимал вопрос об увековечении образа Абая в скульптуре и живописи. Он писал письма-ходатайства в правительство, приезжал на встречи в Алма-Ату, поднимая перед высокими чинами этот вопрос, он также писал письма на заводы Урала, Ленинграда с запросами о материалах, то есть провел всю подготовительную работу и разработал подходы к проведению конкурсов для скульпторов и художников. Но тогда к Абаю у некоторых идеологов и правителей было неоднозначное отношение, ведь с 1923 года по указу Сталина происходили репрессии казахской культуры, которые начались с Абая. Борьба ученого К. Мухамедханова за увековечение образа Абая продолжалась вплоть до его ареста. Не сразу, но памятник установили, учитывая именно разработанный ученым план и рекомендации.

В 1940-е годы ученый поднимал вопрос перед властями об облагораживании могилы поэта и его родных, которые находились в плачевном состоянии, о реставрации зимовки Абая, об установлении памятных мемориальных досок.

 

Архивы

Ученый Мухамедханов возродил журнал «Абай» в 1992 году (он издавался в 1918 г. Ж. Аймау­ытовым и М. Ауэзовым, а одним из тех, кто финансировал журнал, был Мухамедхан Сейткулов, отец Каюма).

Ученый впервые нашел и опубликовал в журнале «Абай» много ценных, впервые им найденных и сохраненных, ранее неизвестных архивных документов и фотографий, уникальных материалов, прокомментировал их и написал статьи. Например, «Некролог Абаю», написанный А. Букейхановым, его статью об Абае 1903 г., первые вечера памяти Абая и много других ценных материалов.

В 1940 году К. Мухамедханов передал в Академию наук КазССР на хранение найденные материалы об Абае и неизвестные стихи поэта. Истинный ученый, он передавал на государственное хранение в научные учреждения, музеи и архивы установленные им материалы по многим историческим личностям, щедро делился своими наработками и еще неизданными трудами с учеными и учениками.

В течение 20 лет абаевед вел усердный поиск по архивам и библиотекам разных стран СССР, вел переписку с учеными, университетами и вернул тюркским народам забытое имя Ильяса Бораганского — первого издателя Абая («Сборник Абая». Санкт-Петербург, Восточная электропечатня Ильяса Бораганского. 1909 г.), востоковеда, профессора, каллиграфа, типографа.

Впервые в 1971 году Каюм Мухамедханов опубликовал серию газетных статей о Бораганском, которые стали сенсацией для казахского, татарского, башкирского и других народов.

Каюм был ученым секретарем правительственного юбилейного комитета по подготовке к 100-летию Абая (1941-1945 гг.). Этот опыт проведения был взят за образец празднования 125-летия поэта.

 

Друзья

Каюм провел исследования о русских друзьях Абая — Михаэлисе, Долгополове, Гроссе, Леонтьеве и др., исследовал их совместное с Абаем творчество и общественную деятельность в Статистическом комитете, их вклад в создание этнографического отдела Краеведческого музея Семея.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. ученый провел большое исследование в краеведческом музее: изучил все журналы и записи Семипалатинского музея, каталоги выставок, куда вывозили отдельные экспонаты, сданные русскими друзьями и самим Абаем. Каюм установил, что Абай через русских друзей и лично сдал в Краеведческий музей Семипалатинска более 60 экспонатов из своего аула. В начале 1960-х гг. осталось всего 23 экспоната. Установив это, ученый исследовал экспонаты на подлинность, и благодаря ему они были переданы из Краеведческого музея в музей Абая и пополнили его фонды. Вспомним, что ранее более 500 экспонатов им было собрано для музея.

 

Родословная

Ученый установил уникальные сведения о пребывании Абая в Семипалатинске, посещении им мечети Тыныбая и посещении Абаем дома своего отца — Мухамедхана Сейткулова (1870-1937), который находился рядом с мечетью Тыныбая.

Каюм составил подробные родословные Абая по всем ветвям и всех его потомков, написал исследовательские статьи.

Мухамедханов установил имена, биографии, документы, фотографии всех потомков Абая, которые погибли в сталинских репрессиях и Великой Отечественной войне.

Он всю жизнь искал и находил потомков Абая, как и потомков всех других исторических личностей (алашординцев, деятелей культуры, общественных деятелей), и всячески заботился о них. Вместе они хранили память.

Ученый, выезжая в аулы, встречался с очевидцами жизни и творчества Абая до ареста (конец 1930-х – 1950 гг.), а затем всю жизнь и записал уникальные «Воспоминания об Абае». Например, Толеу Кобдиков оставил рукописную запись о том, что Каюм записал у него четыре — самые полные воспоминания об Абае.

 

Посвящение

Каюм впервые нашел в архивах и сохранил уникальные материалы, например, «Некролог Абаю», написанный А. Букейхановым и его прижизненную оценку поэта, программы историчес­ких вечеров 1914, 1915, 1924 гг. и др., установил уникальные фотографии Абая и его окружения. Ученый написал научные комментарии и статьи к этим и многим другим ценным материалам и впервые опубликовал их.

В 1940 году в возрасте 24 лет Каюм написал поэмы-посвящения Абаю «Алдымда ақын Абай Темірқазық» и «Орындалған өсиет».

Ученый создал первый подробный путеводитель по музею Абая (1960 г.), а также по местам, связанным с Абаем, в Семипалатинске и Абайском районе в 1970-е гг. и другие времена.

Он внес большой вклад своими материалами в создание энциклопедии «Абай», был консультантом и профессором редакции, написал статьи. Много переданных им ценных материалов, увы, не обозначены его именем.

К. Мухамедханов внес вклад в создание фильмов «Абай туралы сөз», «Мен Абайды әке деймін» в роли консультанта и ключевого участника фильмов, а также участвовал во многих других видеофильмах об Абае и Ауэзове.

Академик Рабига Сыздык отмечала в фильме 2007 года, что многое еще в творчестве Каюма предстоит открыть.

 «Выдающийся зачинатель абаеведения, крупный ученый-текстолог, уникальный специалист по казахской культуре эпохи Алаш Орды, казахский первопроходец во многих областях нашей национальной культуры. …Бывает так, что один человек может заменить собой не только институт, но и целую Академию наук» — так написал о Каюме Мухамедханове в 2015 году философ и культуролог Ауезхан Кодар.

— Отец выполнил заветы своего отца — Мухамедхана Сейткулова и учителя — Мухтара Ауэзова. Он шел по пути Абая, по пути «Алаша» и сохранил сильный дух народа и его культурное наследие, — заключила дочь абаеведа Дина Мухамедхан.

Подготовила Шолпан АКБАЛАЕВА

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button