Общество

Внимание, контроль на линии!

О том, с чем регулярно сталкиваются контролеры общественного транспорта и как ловят безбилетников в столичных автобусах, корреспондент «Вечерки» узнала, выехав вместе с ними на контроль пассажиров.

Сотрудниками Департамента транспортного контроля ежедневно проводятся рейды по выявлению безбилетного проезда.

Вопрос прав и обязанностей, а также полномочий контролеров и пассажиров в общественном транспорте регулируется Кодексом РК об административных правонарушениях, Законом «Об автомобильном транспорте» и Правилами перевозок пассажиров.

— Департамент транспортного конт­роля — это структурное подразделение ТОО «City Transportation Systems», которое осуществляет мониторинг качества услуг общественного транспорта столицы. На основании публичного договора наши контролеры имеют право проверять пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда в автобусах, а также соблюдение правил дорожного движения водителями, — рассказал главный менеджер Департамента транспортного контроля Азат ТЛЕУБАЕВ.

Как работают контролеры?
Ежедневно в столице на линии общественного транспорта выходит около 20-25 сотрудников. За каждым из них закрепляется свой участок, в пределах которого они осуществляют проверки.

— При входе в автобус сотрудник Департамента транспортного контроля представляется пассажирам и сообщает о проведении мониторинга оплаты за проезд в общественном транспорте путем проверки разовых билетов, транспортных карт, оплаты через альтернативные способы (SMS-оплата, оплата по QR-коду, банковские карты). В случае выявления безбилетного пассажира контролер разъясняет права и обязанности последнего оплатить проезд/провоз багажа в общественном транспорте, а также сообщает сотруднику Департамента полиции города Нур-Султан о принятии мер в соответствии с Кодексом РК об административных правонарушениях. При этом сотрудник полиции корректно и точно разъясняет суть правонарушения, допущенного пассажиром, — поясняет Азат Тлеубаев.

Самат КЕНЖЕ три с половиной года работает контролером. Он рассказал об особенностях своей профессии.

— Обычно мой рабочий день начинается с семи часов утра. Мы собираемся всей сменой в офисе, от дежурного получаем план заданий и распределяемся по участкам. Кстати, если мы раньше работали в паре, то сейчас у каждого свой маршрут, на который каждый заступает с 7 часов утра до 22 вечера с 3-часовым обеденным перерывом два дня подряд. Следующие два дня — выходные. В связи с карантинными ограничениями сборы с утра отменены. Каждое утро дежурный менеджер высылает каждому сотруднику его индивидуальный маршрут на телефон. Отмечу, что каждый раз участок разный, — говорит Самат.
В среднем контролер, согласно коэффициенту полезного действия, за одну смену должен проверить 40-50 автобусов и выписать пять постановлений за неуплату проезда. Это минимальные допустимые пороги. Как отметили конт­ролеры, это норма, поскольку за весь рабочий день безбилетников бывает гораздо больше.

Кстати, в обязанности контролера входит также и контроль за нарушениями со стороны водителей. Существует перечень недопустимых действий водителей общественного транспорта. Например, незаезд на остановочный пункт, посадка-высадка в неположенном месте, безбилетный провоз пассажиров, отсутствие бейджа и др.

— Чаще всего водители забывают сменить бейдж в салоне автобуса. Он нужен для того, чтобы пассажиры знали, кто их обслуживает. Если нарушения небольшие, водителям стараемся делать устные предупреждения. В случае грубых нарушений, когда они не заезжают на остановку, например, ссылаясь на то, что не было на выход пассажиров или их не было на остановке, нам приходится составлять на водителей акты. Мы фиксируем все нарушения на видеорегистратор на случай, если водители не согласны с обвинениями. Видеозапись передаем в автопарк, где дальше разбирают данную ситуацию, — говорит Самат.

О постоянных безбилетниках
Благодаря данным службы транспортного контроля можно отметить, в каком районе города проживает больше всего нарушителей проезда. Так, согласно статистике, чаще всего безбилетников в столичных автобусах выявляют в пригородных маршрутах с наибольшим количеством пассажиропотока. К примеру, маршрут № 303 по направлению в Қосшы, а также в автобусах № 20, 1, 10 и в основном в часы пик.

По словам сотрудника Департамента транспортного контроля, чаще всего «зайцами» оказываются молодые люди.

— По Правилам перевозок пассажиров и багажа при входе в общественный транспорт пассажир должен провести оплату за проезд самостоятельно, поскольку кондукторов сегодня в автобусах нет. Если у него карта, он должен ее завалидировать, если это мобильное приложение, то отсканировать и убедиться, что оплата прошла. Я уже на глаз определяю безбилетника. Молодежь занимает заднюю часть автобуса, сканирует QR-код через мобильное приложение, при этом не нажимая кнопку «оплатить» едет до места своего назначения. Если в этот период контролеры оказываются в салоне автобуса с проверкой, молодые люди нажимают на кнопку оплаты в мобильных приложениях и избегают наказания. Если же контролера в автобусе нет, они могут проехать бесплатно весь маршрут, — говорит Самат.

Однако у этого, казалось бы, безотказного приема есть свои методы борьбы.

— Когда мы заходим с проверкой в салон автобуса, замечаем, что пассажиры, увидев нас, спешно начинают производить оплату. Так нельзя делать, это уже нарушение с их стороны. Поэтому для качественного мониторинга мы вынуждены блокировать оплату проезда мобильными приложениями и валидатор на момент проверки для того, чтобы наверняка выявлять нарушителей, — говорит Самат.

В автобусах действует безналичный расчет — оплата картой либо посредством сканирования
QR-кода. На текущий момент штраф за безбилетный проезд составляет 2 МРП, или 6126 тенге

Есть те, кто нарушает правила неумышленно.

— Чаще всего без оплаты проезда могут прокатиться приезжие из других регионов, целые семьи или взрослые люди. Они не знают, как можно оплачивать мобильным телефоном или у них нет проездной карты. В такие моменты мы стараемся объяснить и подсказать пути оплаты за проезд, предложить им альтернативные способы. Женщины в положении часто не могут пройти сквозь толпу, поэтому не оплачивают сразу, мы тоже их понимаем, по-человечески стараемся к ним отнес­тись, — говорит Самат.

Об оправданиях
— В целом, оправдания всегда одни и те же: у кого с телефоном проблемы, устройство неисправно или не поддерживает программу, у других нет Интернета, баланса на телефоне, у кого-то был срочный телефонный разговор, кто-то забыл, устал или уснул, пригревшись в дороге. Причин много, но ничто не освобождает от ответственности. Мы, конечно, понимаем, что всякое может случиться. Всякий раз, когда мы видим, что нарушение неумышленное, у человека действительно какая-то веская на то причина, стараемся обойтись устным предупреждением, — рассказывает конт­ролер службы контроля.

Об агрессивных пассажирах
По словам Самата, нередко происходят конфликтные ситуации. Если ситуация не нормализуется до приезда полиции, то контролер старается всеми способами успокоить пассажира и не провоцировать его на большую агрессию. Следует всегда помнить, что контролер — это должностное лицо и за любое противоправное действие пассажир понесет уголовную ответственность.

— Агрессивные пассажиры встречаются очень часто. Мы стараемся их выслушать и объяснить им свою позицию. Главное здесь не поддаваться на провокации и постараться донести до человека все так, чтобы он понял. Однако не всегда получается справляться, приходится терпеть оскорбления в свой адрес. Главное, не грубить в ответ. Бывает, люди угрожают, хотят довести дело до драки, здесь важно сохранять спокойствие и трезвость ума. У нас все фиксируется на видеорегистратор, если пассажиры перегибают палку в оскорб­лениях, мы вызываем наряд полиции, — говорит Самат.

Провоз багажа
В салоне автобуса разрешается провозить без дополнительной оплаты ручную кладь, а также одну пару лыж в чехле, детскую коляску или санки. За провоз крупногабаритного багажа пассажиру необходимо произвести оплату наличными или через единую систему электронной оплаты. При этом действие месячных или льготных проездных билетов на багаж размером сверхустановленной нормы не распространяется.

Зачем платить за проезд?
Всем потенциальным «зайцам» стоит знать, что стоимость проезда в общественном транспорте покрывает множество расходов на его содержание.

По сути, из наших билетов складываются зарплаты профессиональных водителей и машинистов, персонала, отвечающего за безопасность пассажиров и эксплуатацию транспортных средств, а также техперсонала. Также средства, вырученные с оплаты за проезд, покрывают расходы на закупку новых автобусов. А это значит, что качество услуг в общественном транспорте находится в прямой зависимости от добросовестности оплаты проезда. Благодаря средствам, вырученным с проездных билетов, система общественного транспорта в столице стремительно развивается.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button