АналитикаНовости

Внимание – подросток!

Считается, что с 14-15-летнего возраста суицидальная активность подростков резко возрастает. Пик приходится на 16-19 лет. В 14-15-летнем возрасте суицидальное поведение у юношей и девушек наблюдается с одинаковой частотой, а после 15 лет среди подростков, совершивших попытку суицида, преобладают девушки. Об этом рассказал научный консультант «Астана дарыны» профессор Александр ТЕСЛЕНКО на обучающем семинаре для школьных инспекторов на тему «Основы превенции суицидального поведения несовершеннолетних».

Но, по словам лектора, хотя суицидальные попытки девушки совершают чаще, по числу завершенных суицидов среди подростков в 3-3,5 раза превалируют парни. Причинами лишения себя жизни в большинстве случаев оказываются конф­ликтные ситуации в семье, реже со сверстниками или учителями, а также при разрыве романтических отношений. Даже в тех случаях, когда суицидальное поведение возникало на фоне депрессивного состояния, последней каплей была именно конфликтная ситуация.

– В психологии принято различать демонстративно-шантажное, импульсивное (аффективное) и истинно суицидальное поведение, – рассказал Александр Тесленко. – Демонстративные суицидальные действия совершаются с целью напугать и привлечь внимание окружающих и не содержат истинных намерений. Импульсивное суицидальное поведение возникает на пике сильных негативных эмоций (обида, гнев), под влиянием которых сужается восприятие действительности. Истинное же суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. При этом для девушек характерно шантажно-демонстративное суицидальное поведение, а для юношей – импульсивное. Во время подросткового кризиса дети становятся импульсивными, неуправляемыми, сверхчувствительными к межличностным конфликтам. У них нет достаточного жизненного опыта, они не умеют справляться со стрессовыми ситуациями, тяжелыми эмоциональными переживаниями и прогнозировать последствия своих действий.

Не всегда виноват «Синий кит»

Профессор рассказал о характерных признаках так называемых групп смерти в социальных сетях. В них подростки играют в своеобразную игру, итогом которой является подготовленный суицидальный акт.

– Обычно в названиях этих групп есть метафоры про китов, а в содержании находятся депрессивные песни, мрачные картинки с порезанными венами или изображением китов, а также грустные цитаты, – пояснил лектор. – В игре каждый ребенок должен выполнить ряд заданий, которые позволяют перейти на следующий уровень. Задания могут быть совершенно жуткими, например, сфотографировать свою руку с порезами. После прохождения таких заданий ребенку присваивается номер, а также сообщается дата и способ самоубийства. Дети начинают вести обратный отсчет на своих страницах в социальных сетях.

Однако, по словам Александра Тесленко, эксперты единодушны: проблема суицидальных групп в социальных сетях сильно преувеличена. Участие подростков в таких группах – не причина самоубийств и не больший фактор риска, чем любое повседневное общение. Запреты на активность в соцсетях или слежка, скорее, усугубят проблемы – ухудшат отношения в семье и нанесут удар по самооценке подростка.

Так какова же причина?

В чем тогда причина суицидального поведения и что делать, чтобы его предотвратить? Профессор озвучил расхождения во мнениях специалистов:

– Психиатры ищут первопричину в самом ребенке, в его личной склонности к депрессии, обусловленной генами или приобретенными особенностями. По их мнению, такие подростки часто оказываются не в силах противостоять типовым жизненным стрессам, у них развивается депрессия и возникают мысли о суициде. Социология и современная кризисная психология, напротив, исходят из презумпции нормальности любого человека, а проблему видят в давлении на него семьи и школы.

Часто дети думают, что без них окружающим будет легче и лучше, что их существование лишено всякого смысла. Нередко во время конфликтов подростков посещают мысли о смерти, и тогда они начинают представлять собственную смерть как бы со стороны – как все будут плакать, как всем будет его не хватать, все будут просить прощения за свои слова и поступки и так далее. Но одного подросток не понимает – он умрет по-настоящему.

Услышьте подростка

По статистике, 80% подростков, совершивших суицид, говорили родителям о своем нежелании жить, но взрослые не воспринимали эти слова всерьез. Так что же делать, если родители обнаружили вышеуказанные маркеры? Профессор озвучил некоторые рекомендации для родителей.

Следите за изменениями в поведении ребенка

Заботливые и внимательные родители всегда заметят, что с их ребенком что-то происходит. Резкое падение успеваемости, изменение музыкальных пристрастий, круга общения, появление новых увлечений – ко всему этому нужно относиться внимательно и обязательно разговаривать с ним. Нужно искренне интересоваться жизнью ребенка, а не контролировать. Важно не нарушать личные границы.

Всегда поддерживайте разговор с ребенком

Если ребенок не хочет говорить с вами о своих проблемах, но хочет говорить о какой-нибудь компьютерной игре или о музыке, то поддерживайте.

Говорите откровенно

Открыто обсуждайте с ребенком сложные темы, в том числе о жизни и смерти. Когда с детства у ребенка есть четко сложившееся мнение об этих понятиях, то егео не заинтересуют призывы к насилию.

Учите ребенка мыслить критически

Подросток должен уметь самостоятельно фильтровать поступающую информацию, уметь анализировать ее, сопоставлять с другой информацией, составлять собственное мнение.

Предложите подростку эмоциональную поддержку

Обсудите его чувства и эмоции, семейные ценности, смысл жизни каждого члена семьи, их интересы и желания (избегайте морализации и готовых рецептов). Подумайте, а давно ли вы собирались семьей за одним столом или каждый ужинает в разное время, когда ему удобно. В семьях, где принято вместо принимать пищу, дети реже чуствуют себя одинокими и следовательно, реже задумываются о самоубийстве.

Маркерами суицидального поведения являются:
· отстраненность, потребность
в уединении;
· депрессивные состояния, повышенная тревожность;
· частый отказ от еды;
· ночное общение в сетях;
· ожоги, шрамы или порезы на теле;
· желание подростка дарить и раздавать свои вещи, в том числе те, что особенно памятны для него;
· поведение как перед отъездом (например, подросток наводит порядок в комнате, спешит закончить какие-то дела, встретиться с родственниками, которых давно не видел, раздать долги).

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть