КультураНовости

Вологодское кружево

Дни культуры России в Казахстане открыла выставка Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В экспозиции были представлены уникальные образцы русского декоративно-прикладного искусства — вологодское кружево.

Торжественное открытие выставки прошло в Национальном музее Республики Казахстан. На церемонии присутствовали вице-министр культуры и спорта РК Нуркиса ДАУЕШЕВ, директор Национального музея РК Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ, заместитель министра культуры РФ Ольга ЯРИЛОВА, заместитель начальника Департамента культуры и туризма Вологодской области Дмитрий ШЕВЦОВ.

Открытие выставки началось с приветственного слова Нуркисы Дауешева:

— Уважаемые участники выставки! Наши народы дружественные, союзные. У нас общая многовековая история: экономические связи, единые культурные и духовные пространства. Безусловно, с Россией нас связывают не только деловые отношения, но и многовековая история культуры взаимоотношений народов двух стран. Поэтому партнерство в культурной сфере занимает особое место.

Ольга Ярилова рассказала о том, что последняя встреча в формате официальных мероприятий Казахстана с Россией проходила два года назад, когда москвичи и гости столицы могли рукоплескать замечательным казахским коллективам.

— Я уверена, что любой, кто придет на эту выставку, найдет для себя что-то интересное. Мы привезли не только экспонаты, но и мастерицу, которая покажет, как плетутся эти кружева, и может даже кто-то сможет попробовать сплести своими руками, — сказала заместитель министра культуры РФ.

Дмитрий Шевцов в своей речи подчеркнул, что вологодское кружево — удивительное ремесло, народный художественный промысел, достояние и гордость страны.

В экспозиции представлены уникальные образцы русского декоративно-прикладного искусства. Все произведения созданы вручную кружевницами в традиционной для Вологодчины «сцепной» технике плетения. Особого внимания заслуживают сюжетные панно, на которых изображены дома, старинные архитектурные ансамбли, обрамленные арками с традиционными узорами изгибающихся ветвей.
Искусные работы таят в себе множество загадок и символов. Например, на одной из работ сплетена птица как символ свободы человеческой души, полета и счастья.

Уникальный мастер-класс по кружевоплетению показала старший научный сотрудник Вологодского музея кружева, мастер художественных народных промыслов Вологодской области по кружевоплетению Луиза СЕЛЯНИНА.

— Луиза, кружевные картины удивляют мастерством и сюжетами. Какие еще интересные работы имеются в вашем музее?
— Наш музей в Вологде, посвященный вологодскому промыслу, двухэтажный. Когда вы приедете к нам в гости, увидите: то, что мы сегодня к вам привезли, лишь маленькая часть той гордости, которой мы обладаем. У нас есть изделия XVII-XVIII веков. Также представлен советский период, где вы увидите кружевных Ленина, Сталина, гербы, серпы, поезда, трактора. И я всегда с удовольствием рассказываю о том, что к 60-летию Сталина наши вологодские кружевницы создавали альбом кружевных гербов союзных республик. И вот, представляете, сегодня в Москве в Музее декоративно-прикладного искусства хранится кружевной герб Казахской ССР.

— Какие инструменты нужны для того, чтобы обучиться мас­терству кружевоплетения?
— Для того чтобы обучиться кружевоплетению, необходимо иметь деревянную подставку — пяльцы, на них кладется подушка или валик, мы называем это по-разному. Мой валик набит опилками. А вообще, можно сено, солому, никакие поролоны и пластиковые бутылки не подходят. Подушка должна очень плотно набита, как бойцовская груша. Это влияет на качество плетения. Когда я плету, мое кружево должно быть очень хорошо закреплено. Никаких бугров, никаких ям, иначе это все вылезет, когда будет готов результат. Также нам понадобится сколок — это технический рисунок будущей кружевной салфетки или покрывала, накидки. Металлические булавки, крючок — потому что я плету сцепную технику плетения и самый главный инструмент — коклюшки, деревянные палочки. Благодаря им мы видим рождение вологодского кружева. Ну я бы еще добавила желание, любовь, терпение.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь во время работы?
— Когда меня спрашивают, что самое сложное в кружеве, честно говорю — остановиться. Поверьте, когда ты начинаешь плести, я думаю, многие, кто занимается рукоделием, меня поймут — невозможно остановиться. И ты себе говоришь: вот до сюда дойду и все. А коклюшки дальше сами идут. Посмотрите, кружево же наше непрерывно. Оно не имеет ни начала, ни конца.

— Есть ли возрастные ограничения или по половому признаку в кружевоплетении?
— Кружево не знает ограничений: ни по возрасту, ни по профессии, ни по полу. Конечно, у промысла в основном женское лицо. Но есть мужчины, которые увлеклись кружевом. Я не скажу, что их много, но они есть. Что их подвигло? Не только медитация, релаксация — сидеть перебирать палочки, здесь технология, им это интересно.

— Сколько лет нужно обучаться кружевоплетению, чтобы делать такие полотна?
— Учиться можно всю жизнь. В кружеве бесконечное количество нюансов, секретов, новых элементов. Наши бабушки накручивали ниточки на палочки путем ее катания, а мы просто крутим руками сами. У нас в городе есть колледж, где за три года обучают кружевниц. За три года можно освоить стандартные наборы необходимых технических приемов, основные элементы, по выпуску можно самим уже сплести небольшую кружевную салфеточку, а дальше предстоит тренировать свое мастерство, опыт, который приобретается постоянным плетением.

— Существуют ли традиции, обычаи, связанные с кружевом?
— У нас кружевниц в пять лет сажали за подушку. И она начинала не только учиться плести, у нее была задача подготовить себе приданое. Плюс подарки всем своим родным и близким, которых она обретет, выйдя замуж. Эта традиция существует. Я думаю, кто сегодня хочет продолжать, поддерживать, почему бы и нет? Очень хорошее дело. У нас, например, вологодские девушки, кто хочет сделать событие особенным, стараются, чтобы в их свадебном костюме присутствовал элемент вологодского кружева. Это очень здорово. Это настоящая вологодская кружевная невеста.

— А что делать, если неправильно начал плести? Как распустить такую красоту? Если говорить о вязании, то там намного легче. А как вы это делаете?
— Вязать намного легче, чем плести. Вы видите, что в процессе плетения я использую крючок, протягиваю одну коклюшку через другую, у нас нет узелков. Поэтому, вы сами понимаете, расплести вот это все непросто. Теоретически можно расплести, но это нежелательно. Поэтому мы сразу учим плести девочек набело. То есть ты не должен плести с ошибками. Некоторые, кто только начинает плести кружево, думают: «Ай, ладно, вот здесь у меня ошибка, не заметила преподаватель, я пошла дальше». Преподаватель на таком этапе уже очень четко работает. Подходит и говорит: «Так, у тебя вот здесь ошибка — расплетай». И лучше сразу не ошибаться или расплетать. Да и сами нитки начнут мохриться, это же в обратную сторону крючком надо вытягивать.

— С какой техники начинают обучать кружевоплетению?
— Самый легкий элемент — плетешок. Для него нужно всего пару коклюшек. Он похож на шнурочек, косичку. С него начинают обучение кружевоплетению. Скажу по секрету, он у всех получается, ничего сложного нет. Но с этого все только начинается, люди думают: ой, легко, сейчас дальше сяду плести. Тут начинается естественный отбор, как мы называем. Люди начинают понимать, что это нелегко. Думают, что кружево не для него, и уходят. Но, я считаю, это нормально, главное, пробовать. Вы сами поймете, хотите или нет обучаться. А дальше добавляются еще сложнее элементы: сетка, насновка и уже дополнительные для украшения.

— Какова стоимость кружевных работ? Носите ли вы сами свои работы?
— Стоимость кружевных работ зависит от многих нюансов: какой рисунок, из каких нитей он плетется, размер, какая квалификация. Вообще, кружево никогда не было дешевым: ни в царской России, ни сейчас, ни в советские годы. Например, кружевное пальто, представленное на выставке, стоит не меньше 200000 рублей. Потому что это труд художника, это труд кружевниц, это ручной труд, это бренд, это гордость России и плюс уже затраты материала: нитки и прочее. Поэтому каждое изделие учитывается индивидуально. Конечно, наши вологжанки предпочитают иметь у себя в гардеробе какой-нибудь кружевной воротничок как минимум. Поверьте, я по себе знаю. Почему я не надеваю кружево на экскурсии, мастер-классы? Потому что люди забывают смотреть на экспонаты музея и начинают разглядывать и фотографировать меня. Поэтому я люблю надевать кружево на мероприятия, но не злоупотреблять. А так, если ты надеваешь кружево, то все. Ты — королева бала, не останешься незамеченной. Все артисты, жены политических деятелей, они очень любят вологодское кружево. С удовольствием его приобретают и носят. Даже, вспомните, Эдита Пьеха специально неоднократно приезжала в Вологду и заказывала для своих концертных костюмов наше вологодское кружево. Таких примеров можно приводить много.

— Получается, вы единственные, кто плетет кружево?
— За рубежом чаще всего, говоря о русском кружеве, вспоминают вологодское. И Вологда у нас сегодня признана столицей русского кружева. Хотя существуют и другие центры: Вятка, Колязин, Михайлов, Болохна и другие. В некоторых регионах кружево как промысел совсем пропало. Кто-то пытается его восстановить, возродить, кто-то сохраняет на уровне производства, обучения. Мы очень тесно общаемся, дружим. У нас проходят международные фестивали кружева. К нам приезжают кружевницы иностранные и из российских регионов. Я могу сказать, что стилистические особенности кружевоплетения существуют, приемы бывают очень похожими, но композиционные различия имеют место быть.

— Почему кружево только в светлых тонах?
— На выставке вы заметили, у нас нет цветного кружева: ярких красок, зеленых, желтых, красных. Это нам не свойственно. Потому что мы — русский север. Русский север — это очень спокойные краски природы, это зима, поэтому у нас ниточки лен: суровые, отбеленные, такие спокойные, мелодичные орнаменты. Если вы приедете в Рязанскую область, у них кружево яркое, пестрое, насыщенное цветом. То есть промысел отражает особенности региона, и наш очень ярко это демонстрирует. Поэтому мы любим свое, пусть и бесцветное кружево, но оно на самом деле людям дает настолько впечатлиться, фантазировать, и они уже не нуждаются в цветовом подтверждении. Если вы заметили, простое кружево, не цветное, но все четыре сезона года можно увидеть: лето, осень, зима, весна. Все вариации различных архитектур, растений, цветов, все возможно увидеть. Конечно, в этом смысле кружево очень богато орнаментально. Опять-таки, это талант художника, мы не забываем. Конечно, кружевницам нужно тренировать качество своего плетения, мастерство. У нас даже в советские годы было название такое — мастер золотые руки. Это было подтверждено профессионально, и в этом смысле кружево тоже раздается в цехе, кому что плести, учитывая его статус, профессионализм.

Напоминаем, что передвижная выставка проходит по 19 октября в Национальном музее РК.

Статьи по Теме

Back to top button