Культура

Волшебство ультрафиолета

В Астане прошла экспозиция уникальных картин в технике двойного изображения московской художницы Елены КУТУЗОВОЙ. Вернисаж посетило более 4000 астанчан.

В Казахстан художница привезла несколько работ — «Здесь будет город золотой», «Золотая Астана», «Астана — Москва», «Теп-
лое утро», а во время открытия выставки в декабре художница провела мастер-класс для юных художников, где продемонстрировала возможности оригинальной техники, запечатлев на стене выставочного зала один из символов столицы — «Байтерек».

Техника двойного изображения создается с помощью невидимых флуоресцентных красок. При естественном освещении картины выглядят одним образом, а при воздействии ультрафиолетового света они преображаются — и вот уже на полотне совсем другой сюжет.

— Расскажите, каким образом вы пришли к идее использования таких необычных красок в своем творчестве и как учились с ними работать.

— Долгое время я искала свое место в искусстве, хотела не подражать кому-то, а найти свой путь. В итоге начала экспериментировать с люминофорами — веществами, способными излучать свет, люминесцировать. В течение трех лет я обучалась работе с ними. Затем разработала систему освещения.

— Что делает выставку в Астане особенной для вас?

— Прошлый год получился необыкновенным. У меня было 10 выставок. И в Астане — единственная выставка, которую я сделала так, как мечтала. Проект получился лучшим. Считаю, что это заслуга огромного количества людей и в Москве, и в Астане. Этот проект требовал серьезной логистики, чтобы все слаженно взаимодействовало.

— Какие идеи лежат в основе вашей серии работ «Люминисценция»?

— Экспозиция объединяет несколько коллекций, таких как «Города», «Любовь деревьев к рыбам», «Облака». Все они были собраны в одну, чтобы передать различные истории из лучших коллекций.

— Как вы сочетаете традиционные методы художественного творчества с современными технологиями?

— Мне помогают два инженера, которые воплощают технические аспекты моих идей и делают их реальностью. Убеждена, что взаимодействие науки, технологий и искусства — это будущее. Несомненно, академическая живопись остается основой, на которой строится все, но всегда захватывает воображение исследование новых направлений. В плане развития искусства наука и технологии играют важную роль, дополняя и обогащая традиционные методы.

— Как возникла идея объединить в одной картине две религии — христианство и ислам?

— Мы все существуем под единым небом. Важно осознать, что мирное соседство различных верований — это не повод для раздора. Когда мы верим в Бога, эта вера объединяет нас и прогревает наши сердца. Споры между разными конфессиями не имеют смысла. Эта тема стала важной и у меня есть несколько работ, посвященных этой идее.

— Мы заметили, что на выставке «Люминисценция» были представлены картины японских самураев. Что вас вдохновило на создание коллекции под названием «Любовь деревьев к рыбам»?

— Японцы привезли к нам в Москву выставку «Кимоно». Они сделали огромные витрины с хорошим светом. Впервые я смогла тщательно рассмотреть вышивку на кимоно и оценить удивительное мастерство. Это искусство произвело на меня глубокое впечатление. Меня поражает то, что я не могу сделать сама. То, что могу повторить, мне, как правило, неинтересно. И в тот момент я просто была вдохновлена Японией. И это послужило вдохновением для начала моей коллекции работ под названием «Любовь деревьев к рыбам». Мне важна самобытность, ценю сохранение культурных традиций, их передачу будущим поколениям.

— Вы выставляли свою картину в Женеве в 2020 году по случаю 75-летия ООН. Расскажите о ней.

— В 2020 году в Женеве был организован проект, приуроченный к 75-летию ООН в их штаб-квартире. Каждая страна представляла одну работу, и моим произведением была картина под названием «Москва — Лондон». Из-за особенностей моего творчества требовался целый зал, что оказалось технически сложно выполнимым. Организаторы создали специальный павильон для моей работы. Мои друзья-музыканты записали в студии песню «Издалека долго течет река Волга», а инженеры установили колонки. При входе в павильон происходило удивительное: Москва преобразовывалась в Лондон под музыку. Этот необычный перформанс произвел фурор и был восторженно принят европейской публикой. К сожалению, проект был прерван в связи с пандемией.

— Чему вы учите детей на мастер-классах?

— Всегда говорю детям, что самое базовое — рисунок, живопись, композиция — это необходимо, но после вы должны придумать что-то свое. Может быть, вы отработаете уникальный мазок или какую-то технику. Всегда призываю ребят не копировать пути других. Важно внести свой неповторимый вклад в мир искусства. Дети у вас замечательные, и мне нравится, когда они задают вопросы, особенно по технике и технологии.

В Астане вы впервые. Успели посетить местные достопримечательности?

— Перед своим приездом я смотрела фотографии и была поражена, как красиво возвышается этот город, будто возникая из пустоты. Город олицетворяет людей, архитектуру и человеческую энергию. По прибытии почувствовала удивительную позитивную атмосферу, несмотря на холод. Общение с разными людьми было приятным и теплым, что кажется естественным здесь.

Статьи по Теме

Back to top button