Восклицательные знаки истории

Именно так величают скульптурные и архитектурные сооружения в память о выдающихся личностях или знаменательных событиях прошлого. На встрече за круглым столом в Дирекции по обеспечению и сохранности памятников историко-культурного
наследия столицы обсудили современное состояние и реставрационные вопросы городских объектов.
15 декабря 2014 года постановлением акимата Астаны был создан Центр по обеспечению сохранности памятников и использованию историко-культурного наследия города.
19 февраля 2021 года по решению акимата города Музей Сакена Сейфуллина, Государственное коммунальное казенное предприятие «Этномемориальный комплекс «Карта Казахстана «Атамекен», Мемориальный музейный комплекс жертв репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» и Дирекция по обеспечению сохранности памятников историко-культурного наследия были объединены.
Центр проводит работу по сохранению, реставрации и пропаганде историко-культурного наследия столицы. Работа с памятниками и объектами культурного значения и контроль за их сохранностью включает изучение технического состояния памятников истории и культуры, текущий ремонт и реставрационные работы.
— Общее количество памятников в городе Астане — 111, из них памятников истории и архитектуры — 46, монументального искусства — 57, археологии — 8, — отметил в ходе беседы начальник отдела исследования и реставрации историко-культурного наследия Дирекции объединенных музеев города Астаны Омирбек ДЖУМАГУЛОВ. — Самое большое количество памятников открылось в 2021 году — 13. Пандемия задержала часть проектов.
На встрече говорили о проблемах. В зимний период во время уборки территорий памятников подрядные организации не соблюдают меры осторожного обращения.
— Вот, например, в этом году, убирая снег, спецтехника повредила около 5 метров мраморной плиты у памятника Богенбай батыру, также пострадали монументы Канышу Сатпаеву, Алии Молдагуловой, «Жер-Ана». Ежегодно в каждый районный акимат направляются письма, но ни один нерадивый коммунальщик не был наказан за небрежное отношение к объектам истории, охраняющимся государством. Летом молодежь, любители экстрима на скейтбордах и роликовых коньках своим излюбленным местом выбирают площадки именно вокруг памятников. Они на огромной скорости выполняют трюки и ударяются о мраморные плиты пьедесталов, тем самым нанося ущерб, ломая плиты. Взрослые должны учить детей правильному поведению на улице, бережному отношению к достоянию столицы. Еще один пример — памятник «Ашаршылык». Там очень сложный метод крепления, и вот его сильно повредили. Все осталось безнаказанным. Не обошлось и без вандализма. Этим занимаются люди, преследующие цель легкой наживы. Например, они спиливают буквы и мелкие детали, сделанные из бронзы. Наверное, вы помните, памятник жертвам голодомора был дважды — в 2018-м и 2021 году — поврежден: в первый раз полностью сломали фигуру мальчика (весом около 100 кг). Благодаря профессиональной работе полицейских вандал был найден. Он понес наказание в виде лишения свободы. Но, освободившись через два года, во второй раз выломал небольшие детали, — отметил спикер.
Отдельно нужно сказать о постаментах памятников.
— Основание памятника — важная часть мемориального сооружения, служащая надежным пьедесталом. В данное время постаменты изготавливают из бетона и облицовывают полированными гранитными плитками, посаженными на клеевую основу. В силу климатических условий и сильных порывов ветра облицовочные плитки трескаются, отходят от постамента, а с наступлением теплого времени года начинают отслаиваться и разрушаться. Этот метод крепления приводит еще и к появлению подтеков и высолов. При проведении ремонтно-реставрационных работ вновь заклеенные новые облицовочные плитки той марки, структуры, которые были применены при облицовке постамента, заметно отличаются от бывшей, что создает видимое различие между новыми и старыми плитами из-за выгорания на солнце. Это портит эстетический вид постамента, — отметили спикеры на встрече.
— Важно учитывать конструкцию фундамента под постамент в климатических условиях и свойства грунта нашей столицы. В связи с тем, что Астана расположена на слабом грунте (плывуны — насыщенный водой грунт) с глубоким промерзанием — более 1,5 метра, фундамент под постамент желательно применять свайный или буронабивной, так как это более надежно. Применение свайного или буронабивного фундамента уменьшает объем земляных работ, расход бетона, снижает трудоемкость и стоимость расходов строительства. Постамент на свайном, буронабивном фундаменте повышает надежность и долговечность возводимых монументальных памятников. Во избежание вышеназванных изъянов нужно повысить уровень монтажа облицовочных гранитных плит нижней части постамента. Также бетон должен быть высокой марки — не ниже М400. Важна обработка бетонной поверхности гидроотталкивающими средствами. Все металлические элементы необходимо грунтовать на два раза. Для исключения попадания атмосферной влаги между плитками лучше выполнить тщательную заделку швов кровельным герметиком. Все эти рекомендации утверждены Управлением культуры, — отметил Омирбек Джумагулов.
По словам руководителя отдела исследовательской работы Центра по обеспечению сохранности и использованию историко-культурного наследия Маншук ИСАЕВОЙ, в их деятельности очень важна экскурсионная работа.
— Наша общая задача — сохранение и укрепление культурных традиций, духовных и нравственных ценностей, сохранение культурного наследия для формирования духовной связи поколений. Желательно передать подрастающему поколению, жителям и гостям нашей столицы историю мемориальных комплексов, монументов и памятников, рассказать, в чью честь они установлены, какой подвиг совершили во имя Родины, нужно укреплять бережное отношение к ним всех и каждого. В целом наша работа направлена на изучение, сохранение, широкую популяризацию памятников и объектов культурного наследия Астаны, а также реализацию научно-реставрационных и научно-археологических исследований, открытие миру богатства национальной духовной сокровищницы, — отметила она.
Одним из самых ярких явлений в развитии музейного дела последних десятилетий стало движение «Новая музеология». Оно связано в первую очередь с поиском путей обновления музеев, улучшения отношений между музеем и обществом, переосмысления их роли в обществе, развития самосознания общества через богатство мирового культурного наследия.
Культурно-просветительская работа центра непосредственно связана с работой со школьниками, студентами, жителями города. Тематические праздники, например, или уроки права проводятся у памятника ханам Керею и Жанибеку. Уроки мужества ежегодно ведутся у памятников героям Великой Оте-
чественной войны. У памятника Курмангазы 2 июля проходит День домбры, возлагаются цветы. 6 июня у памятника Пушкину организуются великолепные поэтические вечера и конкурсы чтецов произведений великого поэта.
Часто практикуется знакомство экскурсантов с авторами памятников. Например, с Ренатом Абеновым. Он автор памятника основателям Казахского ханства Керею и Жанибеку, установленного в 2010 году, памятника генералу И.В. Панфилову, возведенного 7 мая 2015 года, и монумента «Қазақ еліне — мын алғыс!» (2018 год).
Такие встречи прошли и со скульптором Валерием Пирожковым — автором монументальных комплексов «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарыны тағзым» (31 мая 2012 года) и воинам Великой Отечественной войны.
— В ходе экскурсий мы посещаем мастерские скульпторов, и каждый экскурсант может задать вопрос. В столичных школах по согласованию с администрацией проводятся уроки музеев, викторины, тем самым прививается подрастающему поколению бережное отношение к нашему историческому наследию, — отметила спикер. — Мы почти завершили проект кодирования памятников и объектов историко-культурного наследия. На каждом памятнике имеется табличка с QR-кодом, и любой турист, включив приложение, может получить полную информацию о памятнике на шести языках. Памятники истории и культуры являются носителями определенного исторического смысла, свидетелями народной судьбы, а значит, служат воспитанию поколений, пресекая национальное беспамятство и обезличивание. Каждый из нас должен с уважением и трепетом относиться к атрибутам наследия собственной истории.