КультураНовости

Воссоздание шедевра

Ракурс

С марта 2020 года идет капитальный ремонт Дворца Жастар – уникального сооружения и на сегодняшний день. Одним из важнейших этапов работы является реставрация монументальной росписи внутренних стен. Это единственный подобный проект на постсоветском пространстве.

Уникальный момент

Пожалуй, реставрация панно – это первый случай в столице, когда советское наследие не разрушается, не адаптируется в угоду новой моде, а именно реставрируется, то есть восстанавливается первоначальный вид. Впрочем, о самом Дворце этого не скажешь. Кардинальные изменения коснулись и фасадного решения, и внутреннего оформления. Вместо желтых зеркальных стекол были прозрачные, придававшие легкость и изящество конструкции.

Интересны и инженерные решения Дворца Жастар, известного коренным жителям как Дворец молодежи. Здание как бы подвешено на опорах. Из-за сложного грунта была сделана фундаментная плита, которая плавает и не дает зданию просесть вниз. Из нее выходят восемь пар несущих колонн. На них за счет системы ферм и балок висит второй этаж – стальные швелера как нити держат конструкцию нижнего основания. Такой обратный подвес придумала Циля Михайловна Нахутина, главный инженер проекта в 70-х годах прошлого столетия.

Кроме того, особенностью планировочного решения был трансформируемый зал-арена. Два смежных зала: зрительный и спортивный – были разделены огнезащитным многотонным занавесом. Во время крупных мероприятий при помощи специального подъемного механизма эта стена поднималась вверх, в тот самый блок на крыше, и два зала объединялись в одно пространство.

До мелочей была выдержана колористика и стилистика дворца. Сочетание деревянных панелей и резных дверей с серым мрамором, алюминиевым потолком и многочисленными вазонами с живыми цветами создавало уютную атмосферу. Но за годы, когда Дворец был на положении бедной падчерицы, т.е. без должного финансирования, исчезли практически все эти элементы декора. Осталась лишь монументальная роспись в стилистике соцреализма.

Купание красного коня

Роспись на стенах, окружающих зрительный зал, разделена на несколько тем: «Моя Родина», «Молодежь Казахстана», «Космический Казахстан». На этом панно запечатлены лица строителей Дворца Молодежи. Художники специально выбирали натурщиков среди молодых рабочих треста «Целинтрансстрой», строивших здание. Интересно еще и то, что руководил работой московских художников Дмитрий Мерперт, на которого во время его творческого становления оказало большое влияние искусство художников- авангардистов. Отсюда и список с «Купания красного коня», да и вся пластика изображения на панно отсылает нас к эстетике модернизма.

После переноса столицы эту роспись не раз пытались закрасить, и лишь чудом она осталась. Но состояние объекта на момент реставрации было ужасающим: потеки, облупившаяся краска.

Экспертная комиссия с участием Василия Тоскина, руководившего в 70-х годах авторским надзором при строительстве Дворца, посетила объект в рамках общественного мониторинга и в своем заключении отметила проблемы.

«По словам художников, из-за отсутствия защитного слоя на росписи и плохого состояния основы невозможно провести даже очистку – темпера просто смывается. Во многих местах приходится не только реставрировать левкасочный слой от трещин, но и полностью удалять его, а затем воспроизводить работу заново. Очень трудоемкий и сложный процесс. При этом у художников были сложности с поиском краски и материалов, максимально идентичных оригиналу. Перед работой был проведен процесс фотофиксации и цифрового подбора цвета для каждого участка. Трудности вызывает и колоссальная площадь панно – почти 460 кв. м! В целом можно сказать, что художники и компания-подрядчик осознают важность своей работы, и с должным уважением относятся к наследию Дмитрия Мерперта» – сообщается на страничке @fading.tse.

Там же отмечено, что реставрацию осуществляет ТОО «Азия Строй Инновация», которое выиграло тендер на выполнение работ в июне этого года. Работу выполняет бригада художников под руководством Максима Ведерникова. В команде также: монументалист Нуржан Саутбеков, художник-реставратор Шиныбай Примбаев, художник-живописец Виталий Ведерников, ассистенты художников Михаил Коробков и Алишер Наурызбаев. Научный консультант проекта – Сания Ахметова, известный казахстанский реставратор.

Подбирали как могли

Руководитель проекта по реставрации панно Максим Ведерников на протяжении 20 лет занимается росписью стен. В его портфолио есть и более сложные по рисунку работы, но такая масштабная – впервые. Кроме того, восстанавливать изображение не просто, самому рисовать намного легче, поскольку не надо так тщательно подбирать оттенки, сохранять авторские цвета, линии.

– Перед нами была поставлена задача – максимально сохранить то, что было: тона, оттенки, переходы. Реставрация – это максимальное восстановление старого и частично – нанесение нового. Но здесь были очень большие повреждения росписи из-за того, что заливало водой с крыши, сказались и температурные перепады. Поверхность панно была в трещинах, разводах, в грязи, – отметил Максим Ведерников. В некоторых местах приходится рисовать заново по контуру оригинального изображения. Имеется много тонкой
работы – при прорисовке проводов, металлоконструкций, мелких деталей. Для этого в команде имеется художник-ювелир, который справляется с такой задачей.

Получился небольшой конфуз с подбором краски. Художники, увидев роспись, удивились сложной цветовой гамме и стали пытаться подбирать такую же.

– Мы думали, что это такой замысел, и вначале долго добивались именно таких цветов, имитировали эти оттенки. Оказалось, что это не сложные цвета, а просто роспись заросла грязью. Защитный слой на основе жидкого стекла, нанесенный в 1974 году, за это время испарился, и панно осталось беззащитным и покрылось пылью. Кураторы, пришедшие проконтролировать процесс вместе с Василием Тоскиным, сказали, что изначально краски были ярче, живее. Пришлось переделать. Сейчас покрываем фигуры матовым лаком для защиты, – пояснил художник.

Возникли споры и вокруг изображения герба в его современном виде. В оригинале на восходящих лучах, как гимн труду и созиданию, был изображен серп и молот. Но на заре независимости на этом месте появился герб Республики Казахстан. С другой стороны, панно историческое, и на момент его создания – 1974 год – еще не было нынешнего символа государственности. В конце концов герб решили оставить.

Часть истории

– Роспись очень интересная и по композиции, и по исполнению. У каждого времени – свой язык, своя философия, свой визуальный ряд. И очень важно сохранять эти свидетельства времени. Такая роспись, пожалуй, единственная столь масштабная и сохранившаяся неискаженной на постсоветском пространстве, – считает Максим Ведерников. – Краски здесь близкие к естественным цветам полей, земли, неба, воды, не такие кричащие, как сегодня модно. Когда мы ехали сюда на машине, в поле работал такой же трактор К-700, как изображен здесь. В этой росписи образы символичны, в них заложен глубокий смысл: главное – человек труда, который создает все блага, и ему должен быть почет, а не насмешки. И то же касается советской эпохи: современное общество до сих пор пользуется тем, что создано предшествующими поколениями в материальном и социальном плане. Мне очень близка тема коллективного созидания, всеобщего блага, не индивидуализма, как сегодня. Здесь отражены темы труда, спорта, строительства нового мира, невероятных проектов, как освоение космоса.

И еще добавил художник: «Плохое или хорошее было время – решит история. А отражение эпохи в лучших памятниках культуры и искусства должно оставаться следующим поколениям».

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть