КультураНовости

Восточный гений из Весиджа

Весь мир в этом году отмечает 1150-летие великого средневекового философа Абу Насра аль-Фараби. Его творческое наследие до сих пор занимает умы ученых, философов. В Казахстане и за рубежом его именем названы крупные университеты, улицы, установлены памятники. В чем же его феномен, какие уроки он нам преподносит спустя тысячелетия?

Сведения о жизни ученого достаточно скудны. По имеющимся данным, Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби родился в 870 году в местности Фараб (ныне — городище Отрар, Туркестанская область). Его современник, известный географ и путешественник Ибн Хаукаль указывал на то, что Абу-Наср аль-Фараби происходил из Весиджа (город на территории Кызылкумского района Туркестанской области), входившего в число городов Фарабского округа. Начальное образование он получил в Отраре, с его именем также связывают создание богатейшей Отрарской библиотеки. Это был человек большого ума и трудолюбия, который находился в постоянном поиске знаний. Он много путешествовал и учился в городах Средней Азии — Ташкенте, Самарканде, Мерве, Бухаре, также посетил Александрию, Каир, Исфахан, Рей, Хамадан. Большую часть жизни он провел в Багдаде, который в течение трех столетий господства династии Аббасидов в VIII-X веках стал крупным культурным центром халифата.

«Второй учитель»

Необходимо напомнить, что IX-X века считаются временем расцвета арабской культуры. Как известно, арабы добились влияния только в небольших регионах Южного Казахстана и Семиречья. Народы Средней Азии, приняв ислам, сохранили национальную идентичность и достигли государственной самостоятельности, внесли большой вклад в развитие нау­ки и философии Востока.

Специфика арабской культуры заключалась в глубоком изучении и обобщении существующих знаний. Ее обогащению способствовал широкий взаимообмен культурными достижениями между народами халифата, а также оживленные связи со странами Востока и Европы. На арабский язык было переведено большое число научных и литературных памятников древности. Это способствовало развитию восточной философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических наук, химии, минералогии.

В Багдаде аль-Фараби занялся изучением различных наук и древних языков. Здесь работала школа переводчиков, которые переводили и комментировали труды таких известных греческих философов, как Аристотель, Платон, Гален и Эвклид. За время работы в школе он серьезно изучал труды философов и видных ученых, затем начал заниматься самостоятельным научным поиском.

Здесь аль-Фараби написал свои основные трактаты, заложив основы перипатетизма — средневековой восточной философии, опирающейся на учения Аристотеля, за что ему было присвоено звание «Второй учитель». С великим предшественником его сближали многогранность научных интересов, он внес самостоятельный вклад в развитие многих начинаний своего учителя. Его трактаты оказали влияние на Ибн Рушда, Ибн Сину и других арабских философов.

Примечательно то, что в своих трудах аль-Фараби проводил связь между философией и естествознанием, отделял науку от религии, прославлял разум и дух человека, его просвещение, за что его нередко преследовало мусульманское духовенство. Зависть и критика вынудили уже известного ученого покинуть Багдад. В 941 году он переехал в город Дамаск, где жил до конца жизни в довольно скромных условиях, продолжая заниматься научными изысканиями. Скончался он в конце декабря 950 года (в начале 951 года) в Дамаске после возвращения из Египта.

Знание без воспитания — враг человека

Творческое наследие аль-Фараби составляет более 200 научных трудов по философии, логике, математике, физике, астрономии, музыке, филологии и т.д. К наиболее известным его трудам относятся: «Философские трактаты», «Большой трактат о музыке», «Трактат об определении и классификации наук» и «Трактат о добродетельном городе». Аль-Фараби был ученым поистине планетарного масштаба, он объединил и синтезировал в своем творчестве все ценности арабской, греческой, персидской и тюркской культуры. Ему принадлежит попытка систематизации научных знаний в «Трактате об определении и классификации наук», он стремился нести просвещение в народные массы. Его заслуги были оценены намного позже: труды ученого повлияли на становление и развитие нау­ки в средневековой Европе и даже использовались в качестве учебников в первых европейских университетах.

Юбилейный год напомнил нам о вечных ценностях, пропагандируемых аль-Фараби, о бесконечной мудрости восточного гения. Не зря весь мир признает его достойным ориентиром для молодежи. В его философии заложены простые и понятные для каждого человека истины. Особое внимание аль-Фараби уделял первоочередности воспитания, а также общественной полезности знания лишь в руках воспитанного человека: «Человеку нужно, во-первых, воспитание, а не знание, так как знание, полученное без воспитания, — враг человека». По его мнению, «человек не может быть наделенным от природы добродетелью или пороком, но он от природы может быть предрасположен к состояниям, побуждающим его скорее к одним действиям, чем к другим». Таким образом, человек, имея природную предрасположенность, сам выбирает путь добра или зла. На пути к своим целям человек преодолевает множество препятствий, среди которых борьба с такими качествами, как лень и глупость: «Путь человека постигает тот, кто сущность пса в себе убьет. Человек стал человеком благодаря разуму».

По мнению аль-Фараби, философия или мудрость — это есть искусство, цель которого — достижение прекрасного. В свою очередь, ученый должен «…стремиться к возвышению в науке, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, как средство для приобретения материальных благ». Тот, кто избирает науку как путь к обогащению, изменяет сути философии. В то же время философ дает наставление молодым ученым не распылять свои силы в процессе исследования: «Очень важно… ограничивать свои занятия одной наукой, ибо усиленные занятия различными предметами приводят к беспорядку и нарушению системности».

О мудрых правителях и врачах

Имя Аль-Фараби стало широко известным и благодаря этическим трактатам о добродетельном городе — своеобразном прообразе современного гражданского общества. Мудрый государственный деятель, называемый правителем, для аль-Фараби как врач, «лечащий души». Но в то же время умение вести за собой народ дано не каждому: «Управление выпадает на долю того, кто предрасположен к нему от природы». В свою очередь, разруха и проблемы в обществе напрямую зависят от правителя: «Повелители невежественных городов подобны самим этим городам. Каждый из них ведет дела управляемого им города так, чтобы добиться удовлетворения собственных страстей и наклонностей». Смысл жизни человека — это постоянное стремление к счастью, всякая вещь обретает смысл и «является благом, только когда она полезна для достижения счастья», «…вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья». В свою очередь, «невежественным городом является тот, жители которого никогда не знали счастья, и им и в голову никогда не приходило к нему стремиться. Они никогда его не ведали и никогда в него не верили».

Сегодня, в период борьбы с пандемией, как никогда актуально его трепетное отношение к врачам: «…Врач является врачом по своей сущности и способности излечения больных, независимо от того, находит ли он больных или нет, находит ли он орудия, которые бы он мог использовать в своем деле или нет, богат ли он или беден». Действительно, чтобы быть врачом, недостаточно квалификации, необходимо обладать определенным даром и призванием. Для аль-Фараби также характерна экологичность мышления, он призывал к бережному отношению к окружающему миру: «И город, и дом можно сравнить с телом человека». И лишь когда человек обретет гармонию с внутренним миром, изменится мир вокруг него.

В эпоху глобализации и стирания границ бесценные уроки аль-Фараби возвращают человека к самоценности, когда на первый план выходит человек, именно поэтому его учения будут всегда актуальны.

Махаббат КОЗЫБАЕВА,
доктор PhD, ученый секретарь Института
истории и этнологии им. Ч. Валиханова

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть