Информбюро

Время проявить патриотизм

Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ ставит сегодня задачу внедрять новые принципы экономического развития, обращать особое внимание на развитие продовольственного сектора.

Продовольственная  безопасность страны стала темой обсуждения   на круглом столе «Потребление и реализация отечественных продуктов питания: перспективы и барьеры», организованном в Нур-Султане  НПП «Атамекен».

 

Хватит ли нам продовольствия?

Астанчане задаются  вопросом: насколько столица обеспечена запасами продовольствия? Не возникнет ли дефицита из-за санкций, наложенных на Россию, ведь оттуда мы импортировали довольно много продукции, и это было видно по столичным супермаркетам? Сумеют ли отечественные  продукты закрыть эту нишу?

Участники круглого стола — представители казахстанских отраслевых союзов, компаний-производителей, профильные эксперты, депутаты Мажилиса Парламента — говорили о том, какие меры необходимо предпринять для расширения доступности казахстанских продуктов в условиях растущей экономической нестабильности. Ведь события последних лет — сначала коронавирус, а потом военный конфликт России и Украины — показали, что надеяться в вопросе обеспечения продовольствием можно только на себя, и это дело национальной безопасности.

Производители  уверяют: они могут выпускать столько продовольствия, сколько нужно, и даже больше. Но им нужна поддержка. Какая?

 — Мы благодарны государству за поддержку отечественного производителя, есть льготное финансирование производства и другие преференции, — сказал директор Молочного союза РК Владимир КОЖЕВНИКОВ. — Но произвести продукт недостаточно, надо его продать. А здесь не все просто. Основной объем продукции наши производители реализуют через крупные торговые сети, а у них свои законы и правила, сложившиеся за 30 лет рыночной экономики. Местные производители в этих условиях выживают с трудом. Хотя в развитых странах есть практика предоставления своим производителям режима наибольшего благоприятствования. Нам подобную практику тоже нужно внедрять. В противном случае доля казахстанских продуктов питания в собственной стране будет неумолимо снижаться и наша продовольственная безопасность пострадает самым серьезным образом.

По мнению участников, основными задачами должны стать создание приоритетных условий для работы на рынке местных компаний, вовлечение торговых сетей в процесс поддержки и популяризации отечественных продуктов питания, а также активная работа с покупателями, разъясняющая выгоды потребления местных продуктов.

По данным экспертов, у соседей, в той же России, благодаря политике регулирования ассортимент сетей до 80% представлен продукцией местных компаний.

— Сегодня импорт продовольствия достиг критического уровня, так, по итогам 2021 года он составил порядка 4,9 млрд долларов. Мы отдаем свой рынок продуктов питания другим странам. События последних месяцев показали, какие мы уязвимые, любой импорт привязан к курсу валюты. Настало время поддерживать и развивать свое, отечественное. Покупая казахстанскую продукцию, мы как граждане своего государства вносим вклад в развитие своего производства, — считает директор Департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол ЕСЕНЕЕВ.

 

Поддержка кошельком

Пока отечественные производители, которым удается зайти в крупные супермаркеты, вынуждены работать порой себе в убыток. Отдавая продукцию по низким ценам, они недополучают прибыль, которую могли бы вложить в модернизацию и закуп нового оборудования, освоение производства новых продуктов.

— Считаю, что отечественные компании при равных условиях для конкуренции должны иметь приоритет в торговле — специальные полки, дни местных производителей, дегустации, праздники и многое другое. И государство должно создавать для этого условия, — сказал депутат Мажилиса Парламента РК Кайнар АБАСОВ.

Но государственной поддержки мало, нужна и поддержка покупателей, считают представители компаний-производителей. Выбирая отечественные товары, они тем самым поддерживают отрасль, деньги поступают в экономику нашей страны, это ведет к снижению зависимости от курса доллара, росту налоговых поступлений в бюджет страны, созданию новых рабочих мест,   укрепляя продовольственную безопасность страны.

Разумеется, призывать к потребительскому патриотизму при постоянно растущих ценах очень сложно. Но эксперты говорят, что без поддержки компании-производители либо снизят производство, либо вообще закроются. То есть вопрос может быть даже не в стоимости продуктов, а в том, что их просто не будет на полках.

— Это не голый патриотизм, это реальность. За каждым уплаченным тенге за отечественную продукцию стоят рабочие места, мы даем производителям возможность встать на ноги и снизить себестоимость. Как следствие, вы получите качественный дешевый продукт, — считает директор Департамента АПК и пищевой промышленности НПП «Атамекен» Ербол Есенеев.

Столица выбирает местный продукт

Надо отметить, что в столице есть спрос именно на отечественные продукты,  покупатели часто ищут на полках продукцию известных местных производителей.

В свое время для формирования продовольственного пояса столицы была принята «Дорожная карта», согласно которой в радиусе 50 км от мегаполиса были определены 92 проекта (16 — молочный, 56 — мясной и 20 — прочие проекты). Кроме того, планировалось  внедрить механизм присвоения статуса «Участник продовольственного пояса столицы», который предоставит субъектам агропромышленного комплекса приоритетный выход к рынкам сбыта в городе, включая коммунальные рынки и пр.

По данным 2020 года  поставками животноводческой, птицеводческой и растениеводческой продукции в мегаполис занимаются порядка 128 предприятий области, которые осуществляют поставку своей продукции в 5 торговых рынков, 29 торговых домов, 10 торговых центров в Нур-Султане.

Кроме того,  крупные сельхозтоваропроизводители области реализуют свою продукцию по ценам на 15-20% ниже рыночных в сети магазинов AQMOL.

Пользуются большой популярностью и ярмарки выходного дня, где можно приобрести именно местные продукты. Но, как отмечают горожане, этого мало. Город растет, строится, и возникает большая потребность в небольших магазинчиках с местными продуктами и фермерских рынках, на которых близлежащие хозяйства могли бы выставлять свой товар. И если так остро стоит проблема с продажей в крупных торговых сетях, то почему бы отраслевым  союзам не объединиться и не создать свою сеть продаж, выбрав для пилотного проекта столицу? Такое предложение прозвучало во время круглого стола.  Участники обсуждения обещали подумать над этим.

 

 

 

 

 

 

 

Статьи по Теме

Back to top button