КультураНовости

Всеми признанное имя

Первому казахскому ученому, историку, этнографу, фольклористу, географу, путешественнику, востоковеду Чокану ВАЛИХАНОВУ – 185 лет. Он прожил недолгую жизнь, но успел получить широкое признание за пределами родной земли и оставить после себя богатейшее научное наследие.

Переименование

– Память о знаменитом исследователе увековечена в названии одной из столичных улиц исторической части города. К слову, до переименования улица Чокана Валиханова называлась Трудовой. В 1957 году была переименована в улицу М. Авдеева, командира Красной гвардии в Акмолинске, – сообщается в цикле «История города – в истории улиц», подготовленной в социальных сетях Дирекцией по обеспечению сохранности памятников и объектов историко-культурного наследия акимата города Нур-Султана. – Нынешнее название было присвоено в ноябре 1997 года. Начало берет от улицы А.Бараева, заканчиваясь у Ы.Дукенулы. Протяженность улицы составляет 2,478 километра.– Чокан Валиханов (1835-1865 гг.) – офицер генерального штаба Российской армии, был правнуком Абылай хана, – продолжает гид. – В детстве мальчик учился в казахской школе. Осенью 1847 года 12-летний Чокан поступил в Сибирский кадетский корпус в Омске и в 1853 году его окончил. В 1856 году Ч. Валиханов начинает заниматься исследовательской деятельностью и принимает участие в крупной военно-научной экспедиции в Среднюю Азию и Китай. На формирование Валиханова как ученого-просветителя оказало влияние знакомство с Григорием Потаниным, Федором Достоевским и другими деятелями русской науки и культуры. В 1857 году
Ч. Валиханов стал действительным членом Российского географического общества. Его научные заслуги, как исследователя Средней Азии и Восточного Туркестана, были признаны мировой наукой. Им собраны исторические предания, материалы по казахской мифологии, устному народному творчеству, созданы станковые рисунки, акварели, этнографически точные жанровые, портретные и пейзажные зарисовки, ставшие иллюстрацией его научных трудов и путевых дневников.

Старинный род

– Чокан Валиханов родился в ноябре 1835 года в ауле Кусмурын Аманкарагайского округа (ныне аул Кунтимес Сарыкольского района Костанайской области) в семье старшего султана Чингиса Валиханова (1811-1895), – указывается в сборнике «Великие имена Великой степи», подготовленном Институтом истории и этнологии страны. – При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Ханафия. Позже придуманное его матерью Зейнеп Шормановой ласкательное прозвище Чокан превратилось затем во всеми признанное имя. Его детские годы прошли в живописных местах – Кусмуруне и Сырымбете.

– Предки Ч. Валиханова, – рассказывает историк Бахытжамал АЙТМУХАМБЕТОВА, – принадлежали к старинному султанскому роду из чингизидов – потомков Чингисхана. Его прадед Абылай (1711-1781) являлся ханом Среднего жуза Казахской Орды. Старший сын Абылай хана Вали (1781-1819) – последний хан Среднего жуза – приходился родным дедом Чокану, от которого он и получил свою фамилию.

Отец Чокана – Чингис родился от младшей жены хана Вали – Айганым, которая после смерти мужа стала главой ханской семьи. Умная, дальновидная и для того времени образованная женщина дала своему сыну прекрасное образование: Чингис окончил в городе Омске училище Сибирского линейного казачьего войска, которое давало законченное среднее образование, был одним из первых казахов, хорошо освоивших, кроме восточной грамотности, и русский язык.

Детство в усадьбе бабушки

– Академик Алкей Маргулан отмечал, что Чокан провел большую часть своего детства в Сырымбете, в Кокчетавском округе, в усадьбе бабушки, – продолжает историк. – К слову, родовое имение в Сырымбете было построено в 1824 году по указанию Александра I в знак признания заслуг хана Валия, принявшего русское подданство. Вот как описывал усадьбу Валихановых офицер генерального штаба А.К. Гейнс: «Зимовка Чингиса (отца Ч. Валиханова) лежит от настоящего места кочевки в десяти верстах. Две живописные горы, покрытые бором, закрывают его усадьбу; пронесшись по каменистому спуску, мы увидели несколько домиков во вкусе наших помещичьих средней руки, а посредине мечеть. В середине дома, занимаемого Чингисом с женою, убранство подходит к помещичьему…».

Айганым, бабушка Чокана, сыграла большую роль в его духовном развитии. Она рассказывала ему старинные казахские легенды, предания, притчи, приводила мудрые изречения. По свидетельству биографов, Чокан в детстве около трех лет обучался в Кусмуруне, в медресе мусульманской грамоте, где овладел основами арабского письма, изучал восточные языки, знакомился со средневековой литературой. В летнее время эти занятия продолжались в Сырымбете.

С самого раннего детства Чокан проявил сильную тягу к знаниям, увлеченно слушал старших, рассказывавших исторические предания. Ему разрешалось присутствовать при беседах степных биев и слушать песни акынов. Одним из детских увлечений Чокана было рисование, зарисовки с натуры. Этому искусству он научился у русских художников-топографов и геодезистов, подолгу проживавших в Кусмурунской крепости, в семье Валихановых. Изначально он использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Работы Чокана стали первыми изображениями казахской степи, сделанными ее коренным жителем.

В дальнейшем он берет в привычку изображать в своих дневниках то, что видел вокруг, и сохранил ее на всю жизнь. Среди обширных материалов, собранных Чоканом Валихановым, значительное место занимают его зарисовки карандашом и тушью, где запечатлены флора и фауна мест его пребываний, воспроизведены типы жителей Кыргызского края и Восточного Туркестана и их занятия. В своих альбомах он зарисовывал этнографические предметы и жанровые сюжеты, чертил планы, схемы и маршруты. Они как бы продолжали зарисовки в дневниковых записях, сделаны словно небрежно, но очень точно.

В Сырымбете семья жила только зимой, летом кочевала на жайляу, сначала далеко, в верховья Ишима, позже недалеко, на урочищах Саумалколь, Куйгенколь, Акжар, вблизи станицы Кокчетав.

Детство Чокана протекало в степи, среди народа, и уже в раннем возрасте определило основные черты его духовного склада – он рано развился и порой рассуждал как взрослый. Большое удовольствие доставляла юноше соколиная охота, проявлял огромную любовь к национальной поэзии, народному фольклору. В детские годы им записано несколько вариантов степных поэм «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Ер Көкше» и др. Неслучайно, что к 12 годам Чокан слыл знатоком степных традиций и обычаев. К началу учебы в Омске он уже был вполне подготовленным мальчиком.

Кадетский корпус

Годы наиболее интенсивного духовного становления личности Чокана связаны с Омским кадетским корпусом, считавшимся в то время одним из лучших учебных заведений Западной Сибири. С первых лет юного кадета выделяли прилежание в учебе и строгая дисциплина. Здесь он подружился с Григорием Потаниным, ставшим впоследствии выдающимся русским ученым и общественным деятелем.

В 1853 году в возрасте 18 лет Чокан окончил кадетский корпус и был выпущен корнетом по армейской кавалерии. В полке он служил формально, фактически был оставлен при генерал-губернаторе Западной Сибири, а через год назначен адъютантом генерала, управлявшего тогда Западной Сибирью и северо-восточными районами Казахстана. Этот период жизни Чокана полон знакомств с передовыми людьми России, волею судьбы оказавшимися в Сибири. Чокан был близко знаком с великим русским писателем Федором Достоевским, отбывавшим каторгу в Омской крепости. Знакомство молодого султана с писателем произошло в 1854 году в Омске.

Экспедиции

– В 1855 году Чокан совершает большое путешествие по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, – рассказывает историк. – Оно положило начало глубокому научному изучению Валихановым истории казахского народа и его быта. В том же году он принимает участие в крупной военно-научной экспедиции, два месяца находясь среди кыргызов, в бассейне озера Иссык-Куль, в результате чего на карте были изменены форма и контуры его берегов, собрана орнитологическая и энтомологическая коллекции, составлен гербарий, изучена флора и фауна Семиречья и Иссык-Куля.

В начале августа 1856 года Ч. Валиханов направляется в Кульджи. По пути он посещает ряд пограничных пунктов Западного Китая, где ему предстоит выполнить сложную дипломатическую миссию, связанную с решением спорных пограничных вопросов и установлением нормальных торговых отношений с Китаем. Это важное поручение было им выполнено превосходно.

В 1857 году Ч. Валиханов вновь совершает поездку к алатауским кыргызам, на этот раз для наблюдения за ходом дел в частях Западного Китая в связи с волнениями в Кашгаре. Эта поездка явилась для казахского ученого по существу пробным шагом перед его знаменитой экспедицией в Кашгарию, создавшей ему славу отважного путешественника. Изучив географию, историю, политичес-
кое устройство, особенности культуры и быта тогда почти неизвестной в Европе страны, Ч. Валиханов внес существенный вклад в научное исследование Восточного Туркестана.

В Кашгаре Чокан провел около полугода, с 1 октября 1858 года до середины марта 1859-го. Во время этого путешествия Чокан приобрел ряд уникальных восточных рукописей, составил нумизматическую коллекцию, гербарий, коллекцию горных пород, собрал разные реликвии: древние грамоты, образцы прикладного и народного декоративного искусства, художественной керамики и т.д. 11 марта 1859 года он отправился в обратный путь, а 12 апреля того же года прибыл в укрепление Верное (ныне г. Алматы). Поездка в Кашгар в общей сложности заняла десять месяцев и четырнадцать дней. Отдохнув около полутора месяцев, он вернулся в Омск, где занялся обработкой собранных материалов.

В Петербурге его уже ждали с нетерпением. По высочайшему повелению императора Александра II заслуги ученого-путешественника были отмечены переводом его в чин штабс-ротмистра, пожалованием ордена и денежной наградой.

Петербургский период являет собой яркую страницу в биографии Валиханова, где он находился в окружении передовой русской интеллигенции, внимательно следившей за успехами молодого ученого-путешественника. Под его редакцией были подготовлены «Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау», «Рекогносцировка западной части Заилийского края», «План города Кульджи», «Карта Западного края Китайской империи» и др. Им кропотливо изучались старинные карты на разных языках. Но промозглый климат столицы пагубно сказался на слабых легких и подорванном в путешествиях здоровье Чокана Валиханова. По совету врачей он вынужден был уехать на родину.

Поражение

– Немного подлечившись в отчем доме и желая принести пользу своему народу, защитить его от произвола чиновников и местной знати, в 1862 году Валиханов выставляет свою кандидатуру на должность выборного старшего султана Атбасарского округа, но терпит поражение, – отмечает историк. – О своей неудачной попытке участвовать на выборах в старшие султаны он пишет в письме Ф.М. Достоевскому, датированном 15 октября 1862 года: «Любезный друг, Федор Михайлович. Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя соотечественникам, защищать их от чиновников и деспотизма богатых кыргызов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель… С этой целью я согласился быть выбранным в старшие султаны Атбасарского округа, но выбор не обошелся без разных чиновничьих штук…».

В 1863 году Ч. Валиханов задумал создать капитальное историко-этнографическое исследование, хотел дать русской и мировой науке объективный труд, раскрывающий духовные богатства казахского народа, имеющего свою устную литературу, и опровергающий господствовавшее в Европе ложное представление о кочевых народах как о «свирепых ордах и беспорядочных дикарях».

Последнее письмо отцу

Штабс-ротмистр Русской армии и казахский султан Чокан Валиханов скончался в ауле Тезека у перевала Алтын-Эмель, нынешней Алматинской области 10 апреля 1865 года, не дожив и до тридцати лет. По официальной версии, восстановить свое подорванное здоровье он не смог. Подтверждением тому может служить его последнее письмо отцу, где он пишет: «…Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости, скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее письмо. Прощайте, обнимаю всех».

Исследователи-чокановеды отмечают, что короткая жизнь Чокана Валиханова оставила многие белые пятна в его биографии. До сих пор биографы и библиографы спорят о дате и месте рождения, поездке в Париж, причинах скоропостижной смерти. Некоторые стороны жизни Ч. Валиханова обрели ореол загадки и превратились в мифы.

Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский писал о нем: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок кыргызских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в его лице феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд. За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь».

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть