КультураНовости

Второй учитель

В наступившем году весь прогрессивный мир под эгидой ЮНЕСКО будет отмечать 1150-летие гения восточной средневековой мысли Аль-Фараби. В материале директора казахстанского Института истории и этнологии Зиябека КАБУЛЬДИНОВА собраны мудрые мысли и предания из жизни великого ученого.

о сих пор за право называться соотечественниками великого мыслителя спорят целые страны и народы. Его считают своим казахи, узбеки, арабы, персы, туркмены и афганцы. Но доподлинно известно, что Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби родился на территории современного Южного Казахстана, близ древнего Отрара, в те времена называемого Фараб.

Философ, математик, теоретик музыки, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии Аль-Фараби является также автором пояснительных комментариев к арабским переводам сочинений греческих ученых Платона и Аристотеля.

Аристотель в арабо-мусульманской науке был известен как «учитель». Аль-Фараби за его комментарии получил почетное звание «второй учитель». Его научные труды и трактаты оказали влияние на Ибн Сину (Авиценну), а открытия – на развитие наук в Европе эпохи Средневековья.

Мыслитель, живя в очень непростое время, думая о нуждах простых людей, оставил после себя мудрые назидания правителям и политикам всех времен и народов. К примеру, он активно проповедовал идею просвещенного правителя с наличием у него множества качеств добродетелей, особо подчеркивая, что невежественные правители не могут править народом. Он был убежден, что искусство управления состоит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для гармоничного развития каждого человека, обеспечения справедливости и демократичности в управлении.

По его мнению, правитель добродетельного государства должен обладать такими качествами, как проницательный и прозорливый ум, быть воздержанным в еде, в употреблении напитков, избегать развлечений. Обладать любовью к правде и к ее поборникам, при этом ненавидя ложь и лжецов. Правитель должен дорожить своей честью и презирать деньги и богатство.

В добродетельном государстве все мирно уживаются, полагал ученый, здесь отсутствует резкое неравенство людей, государство заботится о каждом члене общества. Каждый гражданин должен иметь свою долю всех благ и богатств страны. В таком государстве отсутствуют нищие и бедные, а об инвалидах и больных заботится государство.

В то же время философ жестко критиковал невежественных правителей, недостойных управлять обществом. Ученый четко характеризует черты подобного властелина: отсутствие мудрости, правитель-невежда обеспечивает наследственную передачу власти, когда он «всеми способами стремится к тому, чтобы увековечить себя и свое чадо, чтобы сохранить о себе память в лице своего чада и оставить власть своему чаду или же своему роду». Такой правитель всячески стремится к наслаждениям в еде, питье, разврату и развлечениям. Невежда-правитель не стремится к развитию в стране образования и навыков, ему выгодно иметь необразованных и невоспитанных подданных, он добивается всяческих почестей и признания не своими добродетелями, а искусственного установления режима насилия и принуждения. У него отсутствует понятие о подлинной справедливости, правде, умножается зло, при нем принимаются корыстные законы, все устремления направлены на то, чтобы «быть самыми богатыми среди жителей города (государства. – Авт.), быть единственными богачами, чтобы заслужить почести».

ПРЕДАНИЯ ИЗ ЖИЗНИ  Аль-ФАРАБИ

Однажды кто-то показал спелое яблоко Абу Наср аль-Фараби и задал такой вопрос: «Какое хорошее качество есть в этом яблоке? Цвет, сок, вкус или форма?» Аль-Фараби ответил: «Самым хорошим качеством обладают его семена. Потому что это яблоко само выросло из них, из этих семян вырос целый сад».

х х х

Однажды во дворце проходило собрание правителей, ученых и умельцев. На собрание попал скромно одетый Аль-Фараби и расположился в непримечательном месте. Вдруг управляющий собранием, обращаясь к Аль-Фараби, спросил:

– Каким искусством обладает наш гость?

Аль-Фараби вытащил из сумки свою домбру-кипчак и начал искусно играть на ней. Поначалу забавный кюй рассмешил всех присутствующих. Затем он заиграл по-другому, и слушатели впали в печаль и заплакали. А когда домбра-кипчак перешла на приятную нежную музыку, все затихли и задремали. Тогда он написал на бумажке: «Эти кюи исполнил кипчак Аль-Фараби» и удалился из дворца.

х х х

Когда Аль-Фараби приехал во дворец багдадского халифа, тот ему задал вопрос:

– Я слышал, что ты выучил все на свете. Кто больше знает: ты или Аристотель?

Аль-Фараби ответил:
– Если бы я жил в его время, то, бе­зусловно, был бы одним из лучших его учеников.

х х х

Находясь далеко от родных мест, Аль-Фараби, посвятивший всю свою жизнь науке, в старости встретил своих земляков на караванном пути и сильно взволновался. Расспросив про родину и успокоившись, он на своей любимой домбре-кипчак написал: «Дорогой мой кипчак, я сильно соскучился по родной земле. Преклоняюсь перед твоим именем, где бы я ни находился» и передал домбру своим землякам в качестве подарка.

Будучи непревзойденным ученым во многих областях, Аль-Фараби оставил после себя много мудрых назиданий. Призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, ученый, помимо набора знаний, является нравственным образцом для подражания для обычных граждан и подрастающего поколения.

Аль-Фараби был убежден, что «знание должно быть украшено хорошим поведением». Он пишет: «Тот, кто приступает к изучению наук, должен быть молодым и скромным, иметь хорошее здоровье, быть нравственным и воспитанным, принципиальным, далеким от хитрости и обмана и воздерживающимся от других поступков, с уважением относиться к людям от науки».

Как и другие мыслители Востока, Аль-Фараби считал, что обучение детей должно начинаться с 7-8 лет. При обучении он призывал использовать методы убеждения, освоение знаний через систематическое и регулярное повторение, упражнение. К примеру, хорошо он это объясняет на примере обучения каллиграфии: «В результате долгих старательных упражнений в искусстве письма человек обретает совершенство в этом искусстве, и чем дольше он этим занимается, тем совершеннее становится, причем мастерство его растет от постоянного повторения этих действий».

При этом он показывает, какими этическими качествами должен обладать учитель: «Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке». В то же время мыслитель предъявляет требование к ученикам: «С их стороны необходимы усердие и настойчивость, ибо они подобны способности воды, капля за каплей, пробивающей камень».

«Жизнь Аль-Фараби – это пример стремления к знаниям, пониманию мира и смысла жизни, – отмечает в своих восхищенных отзывах об ученом директор кластерного бюро ЮНЕСКО Криста ПИККАТ. – Аль-Фараби, посвятив жизнь науке, оставил после себя огромное количество трудов в таких разных сферах, как образование, искусство, астрономия, математика и философия. На размышлениях, духовных цитатах великого ученого можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные человеческие ценности.

Мудрость великого учителя актуальна и имеет огромный смысл и сегодня. Не случайно один из передовых университетов Казахстана носит имя Аль-Фараби, это очень символично, так как университет в своей деятельности уделяет внимание проблемам познания, способствует развитию стремления раскрыть возможности и способности человека».

С этими взглядами перекликается одно из преданий о великом мыслителе, дошедшее до наших дней, которое гласит: один из восточных правителей вызвал Аль-Фараби во дворец и спросил: «О, второй учитель, каково будущее моей страны? Хочу услышать ваши предсказания». Аль-Фараби ответил: «Если хочешь узнать ответ, покажи мне свою молодежь, и я предскажу твое будущее».

 

Метки

Похожие статьи

Закрыть