
Завершились первые прямые выборы сельских акимов. Голосование проходило в 14 областях на 1847 избирательных участках при высокой явке.
730 избирательных округов выдвинули 2582 кандидата, из них в последний момент зарегистрировались 2297. Среди них 1419 путем самовыдвижения и 878 от шести зарегистрированных в МЮ РК политических партий. Гендерный состав: 1839 мужчин, 458 женщин.
Согласно данным территориальных избирательных комиссий, участвовало в выборах более 2/3 электората.
Явка избирателей: Акмолинская область – 75,5%, Актюбинская область – 79%, Алматинская область – 66,5%, Атырауская область – 74,4%, Восточно-Казахстанская область – 90,9%, Жамбылская область – 90,7%, Западно-Казахстанская область – 81,4%, Карагандинская область – 75,8%, Костанайская область – 84,4%, Кызылординская область – 83,6%, Мангистауская область – 82,4%, Павлодарская область – 76,9%, Северо-Казахстанская область – 87,1%, Туркестанская область – 77,1%.
– За соблюдением законности в момент голосования следило более 2000 наблюдателей из РОО «Центр непартийного наблюдения за выборами». Они присутствовали на всех 1845 избирательных участках во всех областях республики, включая самые отдаленные избирательные участки, – проинформировал председатель центра Толеген КУНАДИЛОВ.
К этому процессу было привлечено 95 НПО – партнеров.
При РОО «Центр непартийного наблюдения за выборами» работал ситуационный центр, куда стекались данные из регионов.
– Все наблюдатели были допущены на участки в соответствии с действующим выборным законодательством, а также требованиями санитарно-эпидемиологических норм. Наблюдателями отмечена высокая явка электората. Жалобы на работу избирательных комиссий и отрицательные отзывы не поступали, серьезные нарушения на избирательных участках не зафиксированы, – сказал Толеген Кунадилов.
Большая часть нарушений носила технический характер и оперативно устранялась членами избирательных комиссий на местах.
Среди выявленных нарушений – попытки отдельных граждан проголосовать за членов своей семьи, вход в кабину для голосования по два человека, желание некоторых граждан получить бюллетень без удостоверяющего документа, отдельные факты несоблюдения социальной дистанции.
– Всего нашими наблюдателями зафиксировано 12 подобных нарушений. В целом они не повлияли на законность и прозрачность избирательного процесса, – подчеркнул Толеген Кунадилов.
Напомним, 24 мая 2021 года Главой государства были подписаны законопроекты по вопросам внедрения прямых выборов сельских акимов. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе заседания Высшего совета по реформам отметил, что прямые выборы акимов – это не только признак достаточной зрелости нашей политической системы, но и серьезный шаг в демократическом развитии нашего общества.
– В контексте данного трансформационного перехода одна из главных задач государственного аппарата – четко разграничить полномочия и ответственность между уровнями управления – областью, районом и округом. Должны быть устранены все коллизии и пробелы, препятствующие эффективной реализации местного самоуправления, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Эти выборы отличали от прошлых несколько крайне важных моментов. В первую очередь то, что акимов городов районного значения, сел, поселков и сельских округов выбирали сами граждане, а не как ранее, через маслихаты. Но при этом кандидаты должны были жестче соответствовать требованиям закона о госслужбе. Отчасти это объяснялось тем, что готовятся изменения в финансировании сельских образований.
– Согласно разрабатываемым Министерством национальной экономики поправкам, для увеличения доходных источников бюджета местного самоуправления предлагается передать на IV уровень бюджета дополнительно четыре вида налогов и платежей: единый земельный налог, плата за аренду, пользование или продажа участков. Сельские акимы, таким образом, получат не только управленческую, но и финансовую самостоятельность по отдельным вопросам распределения местного бюджета, – пояснила директор Казахского института стратегических исследований Зарема ШАУКЕНОВА.
Имея такие инструменты, по мнению политолога Бауыржана СЕРИКБАЕВА, акимам села предоставят достаточную самостоятельность и ресурсы.
– У акима будет возможность не жаловаться акиму района, а решить проблему села за счет собственного бюджета. Так как народ избирает, аким будет отвечать непосредственно перед своими избирателями. Народ может проявить недоверие и отозвать безответственного акима, – сказал Бауыржан Серикбаев.
Однако при такой форме выборности избиратели станут более осознанно оценивать потенциал кандидата, его обещания.
– Прямые выборы сельских акимов – один из важных шагов, который будет способствовать тому, что сельское население получит возможность принимать участие в процессе принятия решений. Все кандидаты пошагово выявляли проблемы в каждом населенном пункте, на этом была выстроена предвыборная программа каждого кандидата, и потенциальный избиратель понимает, за кого голосовать и чего ждать от конкретного кандидата в ближайшие четыре года, – считает первый заместитель председателя Костанайского областного филиала партии Nur Otan Бибигуль АККУЖИНА.
Между тем эти выборы должны побудить партии более активно работать в регионах, готовить кадровый резерв более тщательно. Так, директор Института общественной политики
Мадина НУРГАЛИЕВА считает, что выборы сельских акимов – новый этап политической модернизации.
– С этого периода у нас появляется еще одна выборная должность – сельский аким. Еще одна особенность выборов – развитие политической конкуренции как для политических партий, так и для активных граждан. Эти возможности будут предоставлены через внедрение практики самовыдвижения, то есть теперь активный гражданин может претендовать на пост сельского акима при его соответствии основным требованиям, – рассказала Мадина Нургалиева. Между тем на прошедших выборах самовыдвиженцев было в два раза больше, нежели кандидатов от партий. И это был неиспользованный шанс у ряда партий.
Переломить некоторый электоральный нигилизм должна была строка в избирательном бюллетене «Против всех». Спустя два десятка лет этот «кандидат» вновь занял свое место в списках. При варианте, когда «Против всех» наберет большее количество голосов, чем реальный человек, вероятны вторые этапы выборов.
Нынешние выборы затронули тех глав местных исполнительных органов, у которых истек срок полномочий. До конца года выберут еще 45 акимов. Этот процесс займет еще четыре года.
Напомним, количество избирательных округов по регионам варьировалось. Так, в Акмолинской области было 95, Актюбинской – 35, Алматинской – 71, Атырауской – 18, Восточно-Казахстанской – 77, Жамбылской – 38, Западно-Казахстанской – 31, Карагандинской – 75, Костанайской – 65, Кызылординской – 40, Мангистауской – 10, Павлодарской – 44, Северо-Казахстанской – 71, Туркестанской – 60.
Такие показатели объясняются, по мнению помощника Президента Казахстана по политическим вопросам Ерлана КАРИНА, просто: выборы сельских акимов открывают новые возможности для граждан напрямую влиять на развитие своих населенных пунктов.
По его мнению, выборы акимов способствуют формированию долгосрочных принципов функционирования системы государственного управления, качественно меняют характер взаимоотношений между государством и обществом.
«Логично, что ход этой избирательной кампании вызвал достаточно широкий интерес среди граждан, привел к активизации политического поля страны, показал возросшую политическую конкуренцию на местах. В этом плане также показательно, что своих кандидатов представили все шесть политических партий, зарегистрировано очень много самовыдвиженцев», – написал советник Главы государства в своем Telegram-канале.