НовостиОбщество

Высший политех: это что-то новое

С 1 сентября Высший колледж ASTANA POLYTECHNIC начинает подготовку кадров сразу по трем новомодным востребованным профессиям: специалисты по защите информации, по ремонту экологического транспорта и строительству «умного дома».

— В принципе, по этим специальностям мы уже готовили и раньше, — уточняет в беседе с корреспондентом «Вечерней Астаны» заместитель директора колледжа Галия КУЛИКОВА. — Но если раньше это были, к примеру, техники-механики автодела, то теперь именно мастера по ремонту экологического транспорта (электромобилей), это требует знания нового, более усовершенствованного оборудования, которое работает с датчиками.

С преобразованием ЖКХ идет строительство «умных домов», и очень нужны специалисты с навыками по управлению ими. И если раньше по «умному дому» мы готовили техников-строителей, то сейчас пытаемся интегрировать модуль управления интеллектуальной системой «умного здания».

Очень серьезно сегодня стоит проблема по защите информации, и нам крайне нужны специалисты такого профиля. Раньше техников по информационной безопасности мы не готовили, выпускали просто техников-программистов. Теперь поменяли классификатор с учетом новых направлений, учли экономический план развития столицы.

То есть все эти профессии как бы были, но именно сейчас специализация будет дополнена с учетом новых требований.

Следует отметить, что все эти новшества стали возможными благодаря участию в программе «Жас маман».

— Напомните суть проекта.

— Проект «Жас маман» инициирован Первым Президентом на открытии Года молодежи в 2019 году. Правительство тогда разработало программу по принципу «100/200»: модернизация 20 вузов и 180 колледжей, которая предусматривала оснащение материально-технической базы учебных заведений на основе привлечения иностранных специалистов и зарубежных парт­неров.

Цель проекта — подготовка квалифицированных специалистов по востребованным на рынке труда специальностям, именно тем, которые соответствовали бы современным инновационным технологиям.

Проект возник не случайно. У 60 процентов колледжей страны к тому времени оборудование соответствовало 60-80-м годам. Наблюдался большой износ материально-технической базы. Уровень профессионализма преподавателей желал быть лучше. Были неактуальны образовательные программы, которые в срочном порядке требовалось пересмотреть.

— Что вы ожидали от проекта?

— Он дает возможность выйти колледжу на новый уровень по техническому обеспечению, внедрить лучшую международную практику в подготовке востребованных квалифицированных специалистов. А самое главное — возможность на опережение готовить кадры, которые обозначены у нас сегодня по Атласу профессий, разработанному в Республике Казахстан с отражением специфики казахстанской экономики.

Политехнический колледж в 2019 году одним из первых попал в проект. От столицы в нем участвовали еще два колледжа — профессионально-технический и колледж общественного питания и сервиса.

Почему мы откликнулись на этот проект? Мы хотели, во-первых, соответствовать именно подготовке технических профессий, которые сегодня нужны нашей экономике. Сейчас все производство управляется новыми технологиями, связанными с мехатроникой, автоматизацией, работают датчики и реле.

Это оборудование уже стоит у нас. Мы открыли уникальные современные лаборатории, которые подточены под это оборудование, это большие аудитории. На этой технике мы можем готовиться и к олимпиадным соревнованиям по движению WorldSkills по рабочим профессиям. Можем вовлечь в рамках профориентационной работы школьников, позволить им выполнять какие-то виды работ и демонстрировать навыки.

У нас сейчас есть лагерь выходного дня школьника. Там старшеклассники обучаются графическому дизайну, например, веб-дизайну, мехатропным устройствам, мобильной робототехнике. То есть на основе этого оборудования мы открыли IT-центр компетенций. Это вторая роль и значимость нашего оборудования.

Сейчас также открыли центр профессиональной сертификации. Наша основная цель по проекту «Жас маман» — это чтобы наши профессии были востребованы отечественными отраслевиками. К примеру, чтобы автомеханики, которые занимаются ремонтом машин, выходили из колледжа уже с профессиональной сертификацией. Для этого два наших преподавателя сейчас проходят онлайн-курсы в подмосковных Химках.

Мы выбираем именно те цент­ры, где обучают своих мастеров наши компании-партнеры. Например, техники по защите информации проходят специализацию в компании CISCO. Мы также вышли на BOSH, потому что их сертификаты признаны нашими отраслями. Сейчас заключили соглашение на сертификацию с Microsoft. На нашей базе будет открыт центр сертификации этой компании по офисной программе. То есть студент, выпустившись у нас, будет иметь эти сертификаты, и отрасль видит, что он сертифицирован, обучать его не надо, он признается отраслью, у него есть международная сертификация, которая признана Республикой Казахстан.

Ну, это я зашла уже немного вперед.

— Что дальше?

— Следующий этап — это международная сертификации. С каждой комиссии мы выявили тех преподавателей, которые потянут международную сертификацию, по которой мы планируем затем сертифицировать и студентов. И увеличивать пул преподавателей.
— Это повлияет на зарплату педагогов?

— Да, безусловно. Преподаватели сейчас заинтересованы получать новые навыки, знания, потому что это повышение уровня, это их сертификация, которая учитывается при аттестации наших преподавателей по новой сетке классификации. У них хорошие доплаты: до 50 и 100 процентов от должностного оклада.

— Итак, обучение новым специальностям начнется с 1 сентяб­ря, предусмотрены ли гранты по ним?

— Вопрос актуальный. Мы заявили в Управление образования, что открываем эти специальности с сентября, и нам уже выделили гранты на мастера по ремонту автомобилей экологического транспорта, выделили гранты на техника информационной безопасности. А модуль «умный дом» будет интегрирован и запущен на следующий год.

Выделено 50 грантов на русскую и казахскую группу по специальности «Техник-механик, мастер по ремонту автомобилей» и 25 грантов на «Информационную безопасность».

Это по государственной программе. В рамках этой программы и в рамках «Жас маман» мы также открыли у себя центр компетенций по IT-технологиям. Это опорный центр, где будет вестись подготовка специалис­тов по цифровой сфере. Она будет и как тренировочной базой для развития пула экспертов, преподавателей других колледжей и даже из других регионов, а также тренировочной базой WorldSkills.

Инженерная графика, веб-дизайн, сетевое администрирование, графический дизайн, программное решение для бизнеса, мехатроника, мобильная робототехника, управление беспилотными летательными аппаратами — это как раз-таки все те новые направления, которые позволят использовать это оборудование и тренироваться новым навыкам, а также использовать для проф­ориентационной работы. Мы понимаем, если будет вестись хорошая профориентационная работа, эти ребята-школьники — наши будущие потенциальные студенты.

— Ну и самый важный вопрос: в каком формате будут учиться студенты колледжа в новом учебном году, что вас ждет в сентябре?

— Мы сейчас, как и все, поддержали инициативу МОН 100 процентов вакцинироваться и сделать все возможное, чтобы обеспечить доступ всех на рабочие места и начать наш учебный процесс в обычном режиме. Потому что мы все этого очень сильно желаем, ну не может учебный процесс, как он у нас полтора года проходил, оставаться дистанционным, поэтому мы надеемся, что сентябрь 2021 года начнем офлайн.

Статьи по Теме

Back to top button