Интервью

Задача – создать безбарьерную среду

Развитие столицы немыслимо без обеспечение свободного доступа к объектам и общественным местам для людей с ограниченными возможностями. Контролировать создание безбарьерной среды призван Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Нур-Султану. О том, могут ли сегодня маломобильные граждане жить полноценной жизнью в столице, мы поговорили с главным специалистом отдела в сфере социальной защиты населения департамента Галией ИМАНГАЛИЕВОЙ.

– Учитываются ли при строительстве различных объектов вопросы свободного доступа граждан с ограниченными возможностями? И кто контролирует выполнение этого требования?
– Да, конечно, учитываются. Дело в том, что существует декларация о соответствии, которая контролируется Управлением занятости и социальной защиты города Нур-Султана. При приемке в эксплуатацию здания, сооружения, сквера или парка работает рабочая комиссия, в состав которой входят представители не только государственных органов, но и доверенные лица общества инвалидов. Они высказывают свои замечания, вносят поправки.

– Сейчас в образовательных организациях города широко практикуется метод инклюзии. Идея хороша, однако ее воплощение требует немалых средств. Готовы ли школы города к приему особенных детей?
– Что касается столичных школ, то в большинстве из них созданы все условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями: оборудованы пандусы, поручни, переоборудованы туалеты, коридоры оснащены тактильными дорожками, в некоторых школах даже есть лифты, специальные социальные объекты, библиотеки, организован подвоз детей на инватакси. Напомню, раньше детки с ограниченными возможностями ходили только в инклюзивные школы №65 и 10. Сейчас у них появилась возможность посещать обычные школы рядом с домом. То есть решается вопрос территориальной приближенности. В каждой школе есть специальный человек – тьютер, который закреплен за особыми детками.

Идет массовая интеграция в общество. Что касается оборудования, то практически во всех школах есть входная группа, пандусы. Если нет пандусов и лифтов, приспособлены так называемые ступенькоходы. Санитарно-бытовые помещения также должны быть обустроены для особых детей. Если мы в ходе проверок выявляем нарушения, то по результату проверки выносим предписание со сроком устранения нарушения.
Перечень того, чем должны быть оснащены школы и детские сады, есть в приказе министра образования и науки РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью организаций технического и профессионального образования». Это, в частности, тактильные дорожки, в классах – книги и плакаты с рельефно-точечным шрифтом Брайля и специальные фонари для слабовидящих детей, санитарные комнаты и кнопки вызова. Кстати, средства на оборудование помещения выделяет столичное Управление образования. Но если школа работает на праве хозяйственного ведения (ПХВ), то за счет своих финансовых ресурсов устраняет нарушения. Не буду лукавить и говорить, что все школы города готовы к принятию особенных деток, но все по мере возможности стараются. И Управление образования также знает, что доступность должна быть на первом месте. Есть и старые школы, которые не могут переоборудовать санитарно-бытовое помещение в силу строительных норм, но делают все возможное.

– Есть ли проблемы по доступу, в частности, в театры?
– Недавно прошла проверка на доступность маломобильных групп здания Государственного академического казахского музыкально-драматического театр им. К. Куанышбаева. Стоит отметить четкую организацию обслуживания людей с ограниченными возможностями. Руководство театра предусмотрело все – от входа в театр до пребывания в нем. Есть пандусы, специально отведенные места в зале, оборудованы туалетные комнаты и раздевалки. Отмечу также, что для посещения театра существуют льготы. Для людей с ограниченными возможностями (инвалидов I, II, III групп) посещение спектаклей бесплатно. Льгота предоставляется при предъявлении соответствующего свидетельства об ограничении возможностей, личном обращении, а также на основании письма из государственной или общественной организации.

– Насколько, на ваш взгляд, оснащен общественный транспорт города различными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями?
– Полностью – от входа до пребывания и выхода из салона. Механизм в данном случае прост: водитель обязан выйти и предоставить инвалиду скрытый пандус, посредством которого можно легко заехать в салон на коляске. Затем водитель или сопровождающее лицо размещает коляску в салоне в специально отведенное место, где есть ремни безопасности. Для слабовидящих есть кнопка «стоп» по шрифту Брайля, посредством которой человек может выйти на нужной ему остановке. Есть также специально отведенные места для слабовидящих и слабослышащих людей. Оплату они не производят, потому что пользуются льготами. Стоит также отметить, что в Центре квалификации специалистов транспорта города Нур-Султана предусмотрено обучение водителей по обслуживанию пассажиров с ограниченной возможностью. Сегодня в столице около 80% автобусов оборудованы пандусами, что является лучшим показателем по стране. По согласованию с акиматом города приостановлено движение экспресс-маршрутов и автобусов, приобретенных ранее, до 2012 года, без пандусов, не приспособленных для обслуживания инвалидов.

Метки

Похожие статьи

Закрыть