Задачи на учебный год

Пленарное заседание августовской конференции для педагогов Астаны по направлению «Формирование комфортной инфраструктуры» провели в столичном Дворце школьников имени Аль-Фараби.
Заседание прошло в рамках темы «Справедливый Казахстан: честное поколение, качественное образование, успешная нация». Организаторами выступили министерство и Управление образования города Астаны.
— На этой региональной августовской конференции подвели итоги прошлого учебного года, поставили задачи на предстоящий год. В секционной части присутствовали гости из-за рубежа, а также около 200 человек из разных регионов Казахстана. Мероприятие также посетили наши коллеги из региональных управлений, заместители акимов и депутаты маслихатов. Секции были поделены на четыре направления: инновационное обучение, взаимодействие родителей и школьников, воспитательная работа и обсуждение нормативно-правовой базы для комфортных школ. Основной акцент сделан на создании комфортных условий для детей. Наши специалисты рассказали, какими методами создается комфорт для учеников столичных школ. Мы также охватили сферу дополнительного образования — дворцы школьников, школы искусств и другие, — сказал руководитель Управления образования Астаны Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.
Гостья из Эстонии — образовательный технолог TKVG, тренер по обучению учителей DigiTiger Людмила РОЖДЕСТВЕНСКАЯ — посещает столицу по приглашению образовательных организаций уже третий раз.
Она привела сравнительные примеры внедрения системы комфортных школ в Эстонии и Казахстане.
— Для того чтобы сравнить образование, прежде всего нужно сравнить две страны — огромный Казахстан и маленькую Эстонию, население которой примерно равно населению Астаны. Многие европейские страны, в том числе Эстония, сталкиваются с проблемой убывающего количества детей и стареющего состава педагогов. Тогда как в Казахстане с каждым годом растет число детей, в школы приходят молодые, полные энергии учителя. Отмечу, что Эстония ввела изменения в систему образования чуть раньше, и они привели к положительному результату. Прежде всего это успех в PISA — международной программе по оценке образовательных достижений учащихся. Именно поэтому казахстанские специалисты, которые готовят инновации, заинтересовались нами. В нашу страну приезжает очень много людей для обмена опытом. Но школы в этих странах действительно разные. У нас все стремится к уменьшению количества детей, к некой локальности. Несмотря на недостаток финансирования, сохраняются сельские образовательные учреждения, но только благодаря местному сообществу школы числом 20 детей. Представьте, не 20-30 тысяч, даже не 2-3 тысячи, а всего 20 детей. В Казахстане это невозможно, так как школы здесь многотысячные. Отсюда большие требования к архитектуре, школьному зданию. И если уж говорить о комфортных школах, важно отметить, что комфорт должен быть везде, — сказала Людмила Рождественская.
Специалист также упомянула о колоссальном росте технологий в нашей стране.
— Это первое, что бросается в глаза при посещении школ в Астане и Казахстане. Эстония по темпу роста технологий занимает лидирующую позицию в Европе, в частности, это касается электронных услуг и цифровизации, которые должны благоприятно повлиять на будущее образование. И мне кажется, в Казахстане это направление тоже выбрано как одно из самых важных, оно уже дает свои плоды.
По словам Людмилы Рождественской, в эстонских школах очень высокий уровень самостоятельности. Это заложено и в основополагающих образовательных документах, и в практике. В качестве примера она привела дистанционное обучение во время пандемии.
— В то время каждая школа самостоятельно выбирала решение проблемы, а Министерство образования только консультировало, но ни в коем случае не давало указаний и не контролировало. Это важный момент. Школам надо было на целый год обеспечить детей качественным образованием, и, надо сказать, они справились. То есть, когда возникает проблема, школы не обращаются за помощью к государству. Руководители идут в соседнюю школу и спрашивают, как с этой проблемой справились там. Они получают опыт, обрабатывают информацию и самостоятельно принимают решение. Знаю, в Казахстане система другая, скорее всего, в силу величины страны. Но этот вопрос следует разобрать, — объяснила образовательный технолог.
Она добавила, что исследователи PISA свои исследования часто подкрепляют ученическими и педагогическими анкетами. На основе ответов они строят модель работы системы образования. По их результатам секрет успеха заключается в самостоятельности школ.
— Что касается обучения начальных классов, с казахстанской системой я не знакома, но в нашей стране существует блочная система. То есть педагоги выбирают какую-то тему и освещают ее с точки зрения разных предметов, — сказала в заключение Людмила Рождественская.
Свыше 200 педагогов Астаны прошли стажировку за рубежом
Управление образования города уделяет особое внимание повышению квалификации столичных учителей. Для развития творческого потенциала педагогов, их профессионального уровня и компетенции важна не только подготовка педагогических кадров в вузах, но и профессиональный рост действующих педагогов.
Только с января по август курсы повышения квалификации прошли 3754 педагога и 42 директора школ.
В республиканский кадровый резерв «Мың көшбасшы» вошли 20 заместителей директоров школ столицы. Кроме того, в прошлом учебном году сформировали кадровый резерв из числа 30 заместителей директоров школ, которые будут обучаться по программе MBI в октябре и ноябре.
В течение года более 200 руководителей и педагогов школ столицы обменялись международным опытом в учебных заведениях Сингапура, Японии, Грузии, Финляндии, прошли стажировку с целью интеграции эффективных и благоприятных компонентов в учебно-воспитательный процесс школ. Эта практика будет продолжена.
Своими наблюдениями поделилась участница конференции Гульсум ЕГИЗБАЕВА, руководитель Республиканской ассоциации частных организаций образования в Астане.
— Августовская конференция — это площадка, где проводят разъяснения по проблемным вопросам, которые уже рассмотрены в нормативно-правовых актах. С каждым годом мы приближаемся к той идеальной системе образования, которую педагоги хотят увидеть на практике. Однако мы часто сталкиваемся с тем, что родители не задействованы в образовательном процессе своих детей. В первую очередь родители должны приучать ребенка к труду и мотивировать учиться, а не принуждать. Но для этого им самим необходимо быть замотивированными людьми, так как дети берут пример со старших. Я считаю, что это даст нам, педагогам, возможность воспитать сильное и ответственное поколение. Сейчас учителям пытаются привить позитивное мышление, чтобы они обучали этому детей. Но все идет именно от родителей, — сказала Гульсум Егизбаева.
Добавим, что в рамках конференции организовали выставку школьной мебели отечественных производителей для национального проекта «Комфортная школа». Участники и гости ознакомились с новыми моделями оборудования современных классов.
Фото Султана СЕИТОВА