НовостиСтоличный маслихат

Задачи предстоит решать серьезные

Пандемия стала серьезным испытанием для экономики столицы. Эксперты прогнозируют, что в следующем году местному бюджету придется столкнуться с серьезными ее последствиями. Однако, несмотря на сложности, поддержка социальной сферы остается приоритетным направлением для города. Своим мнением о том, какие проблемные вопросы столицы необходимо решить в ближайшее время, поделились депутаты городского маслихата.

Каракат АБДЕН:

– Недавно депутаты столичного маслихата утвердили внесение изменений и дополнений в бюджет столицы на 2020 год. Акимат совместно с маслихатом полностью пересмотрел расходы на текущий год, сделав акцент на социальной сфере. Все наши предложения и пожелания по оптимизации и сокращению второстепенных проектов были поддержаны.

В итоге больше всего денег, а это 4 млрд 284 млн тенге, было направлено на финансирование социального блока: на приобретение социальных карт для пенсионеров, на льготы для социально уязвимого населения.

Ранее депутаты поднимали решение вопросов по обеспечению Интернетом, компьютерами учеников из нуждающихся семей. В этом новом учебном году для таких нужд будет выделено 3 млрд 19 млн тенге.

На встрече с новым руководителем Управления общественного здравоохранения города просила побольше уделить внимания приобретению важных аппаратов. Было решено, что управлению будет выделено 389,5 млн тенге дополнительно для покупки аппаратов КТ, вентиляции легких, вакцин против гриппа и гепатита «А». Теперь наша задача – контролировать ход качественного исполнения и правильного освое­ния этих средств.

Ахылбек КУРИШБАЕВ:

– Мы привыкли говорить «бюджетные деньги», на самом деле было бы правильно их называть «народными». Потому что это наши с вами деньги, наших детей. И пока мы будем стоять в стороне и наше общество не научится само их контролировать, у нас не будет порядка.

Нужная работа в этом направлении сейчас проводится в столице в рамках проекта «Астана – адалдық алаңы». Но ее надо дальше тиражировать, привлекать больше общественности, она должна превратиться в открытую и реальную систему народного контроля, выводящую на свет коррупционные схемы, ошибки и недоработки тех, кто расходует народный бюджет в столице.

Все мы понимаем, что наступает сложное время для экономики страны. На днях ознакомился с состоянием Стабилизационного фонда продовольственных товаров города Нур-Султана. На формирование 18 видов социально значимых видов продуктов питания выделено 3,7 миллиарда тенге (!). Просят еще дополнительно 1,5 миллиарда. Но главный воп­рос в том, как с максимальной пользой использовать эти немалые деньги для сдерживания цен на продукты первой необходимости.

Раньше, когда закладывалась концепция стабфондов, предполагалось, что региональные СПК будут закупать у наших фермеров сельхозпродукцию, закладывать ее в своих хранилищах и продавать в период пика цен. Теперь же все выделенные деньги, оказывается, отдаем нескольким крупным торговым компаниям в виде беспроцентного кредита, которые взамен принимают на себя обязательства продавать определенный объем по фиксированной цене в установленный им период времени.

Однако эти торговые компании могут покупать продукцию не только у казахстанских фермеров. Получается, наши аграрии не могут продать выращенный урожай, а мы свои деньги тратим на поддержку соседей. И это только один из примеров. Ответы на поставленные вопросы мы можем получить, только если сами начнем контролировать такие социально важные проекты.

Предлагаю в рамках проекта «Астана – адалдық алаңы» в ближайшее время провести общественный контроль Стабилизационного фонда продовольственных товаров города Нур-Султана.

Алтыншаш ТАБУЛДИНА:

– Пандемия коронавируса показала, что пациентам и врачам нужна правильная взаимосвязь. В современных реалиях это значит – цифровизация работы. На сегодняшний день цифровых платформ не то что нет – они есть и называются медицинские информационные системы (МИС). И такой полезный сервис, как онлайн-консультирование, в МИС имеется. Но эти системы нужно совершенствовать. МИС пока не помогли нам, врачам, наладить взаимосвязь с пациентами на ожидаемом уровне. А это в период пандемии чрезвычайно важно – около 80% пациентов с коронавирусной инфекцией лечились на дому и только 20% гос­питализировались.

Есть две основные проблемы с нынешними системами – доступность и интегрированность (они все еще системы, а не одна единая система). По доступности понятно: на сегодняшний день не все медучреждения и не все пациенты готовы полностью положиться на такие программы из-за проблем со связью или обеспеченностью устройствами (в особенности для сельской местности это вызывает затруднения). Вторая не менее важная проблема: медико-информационные системы не интегрированы в полной мере. Например, служба ПМСП (первичная медико-санитарная помощь) работает в 15-ти информационных системах. Представьте, участковому врачу для выписки рецептов в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи приходится переходить в ИС лекарственного обеспечения – это одна система. Чтобы отметить явку диспансерного больного, нужно перейти в онлайн-регистр ПУЗ, вносить дату явки, результаты исследований, лечения – это уже другая система. При завершении лечения пациентов в дневном стационаре нужно обязательно подтвердить это в электронном регистре стационарного больного – это другая система. Данные по беременным вносятся в регистр беременных и дублируются в МИС. Оформление свидетельства о смерти осуществляется в отдельной программе и так далее. Суть в том, что такая изолированность программ никак не улучшает взаимодействие, не помогает обслуживать пациентов более оперативно. И это все заполняется вручную. С таким букетом из разных программ уложиться в установленные 15 минут на прием не представляется возможным, а оперативность сейчас как никогда важна.

Время и новые вызовы в виде пандемии требуют интеграции всех информационных систем в одну. Врачу сложно работать с огромными потоками информации без единой системы, особенно если будет сохраняться необходимость работать онлайн. Еще важно, чтобы новая система была не только удобной для врача, но и для пациента. Пациент должен знать, куда звонить в случае необходимости, к кому обращаться. Коронавирус показывает, что нам необходим новый формат работы.

Я не знаю, как специалисты будут это решать с технической и юридической стороны, но уверена, что у нас есть множество талантливых студентов, молодых ученых и опытных специалистов, которые умеют разрабатывать такие системы.

Метки

Похожие статьи

Закрыть