Uncategorized

Законодательные основы референдума

В преддверии референдума по строительству АЭС в Казахстане проводится масштабная подготовительная работа. О процедуре организации референдума мы поговорили с председателем Территориальной избирательной комиссии города Астаны Бейсембаем ЖУМАБЕКОВЫМ.

– Каким нормативно-правовым актом регламентируется проведение референдума?

– Конституционный закон Республики Казахстан «О респуб­ликанском референдуме» был принят 6 мая 1995 года. В него внесли дополнения в 1999 году и летом этого года.

Республиканский референдум – всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни. Референдум проводится на всей территории респуб­лики.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право участвовать в нем.

Решение по вопросу, вынесенному на референдум, считается принятым, если в результате голосования за его положительное решение проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

– Какова в столице структура избирательных участков?

– На сегодняшний день в столице 489 избирательных участков. В их числе 6 территориальных комиссий (одна городская и 5 районных), 19 окружных комиссий (две по выборам в Мажилис Парламента и 17 по выборам депутатов в местный представительный орган – маслихат), 464 участковые комиссии (352 – по месту регистрации, 34 – в местах временного пребывания, 78 – при представительствах Республики Казахстан в 60 иностранных государствах).

Количество членов избирательных комиссий в настоящее время составляет 3776 человек. Из них 42 человека – это члены территориальных комиссий и 3734 человека – члены участковых комиссий референдума.

После принятия Президентом Указа о проведении референдума Центральная избирательная комиссия согласно Закону «О республиканском референдуме» автоматически становится Цент­ральной комиссией референдума. Ее территориальные участковые комиссии автоматически обретают статус участковых комиссий референдума.

Центральной комиссией референдума был принят календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению республиканского референдума. В соответствии с ним все территориальные и участковые комиссии референдума во главе с Центральной комиссией референдума ведут подготовительную работу, проведен ряд мероприятий. В первую очередь определены полномочия центральной, территориальных и участковых комиссий референдума.

Местные исполнительные органы предоставляют в распоряжение комиссий референдума помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума. Государственные органы обязаны содействовать комиссиям референдума в осуществлении ими своих полномочий, представлять необходимые для их работы сведения и материалы, оказывать иную помощь.

Местный исполнительный орган в средствах массовой информации – газетах «Вечерняя Астана» и Astana Aqshamy – разместил сообщение о границах участков референдума и местонахождении по городу Астане. Также было опубликовано сообщение о составах, местонахождении и времени работы территориальных комиссий референдума города Астаны.

Население получило максимум информации о границах, членах комиссий, месторасположении, телефонах, по которым граждане имеют право обратиться с вопросами по референдуму.

Местный исполнительный орган в лице акима города до 16 сентября, согласно календарному плану, должен провести сверку граждан, которые имеют право участвовать в этом референдуме. После этого списки участников референдума должны быть переданы в электронном и бумажном виде в участковые избирательные комиссии.

После получения списков начинается полноценная работа участковых комиссий референдума.

Если человек находится за пределами города, но он будет здесь в день референдума, тогда он должен обратиться в участковую комиссию по месту прописки, получить открепительное удостоверение и предоставить его участку, где планирует проголосовать.

Каждый гражданин, обратившись в колл-центр 109, имеет полное право задать любой воп­рос, касающийся референдума. Операторы разъяснят, где находится необходимый участок.

Можно получить всю нужную информацию через портал электронного правительства, уточнить место прописки, местонахождение участка и тому подобное.

После того как получим списки, акимат города запустит SMS-оповещение о том, как по ИИН найти местонахождение своей участковой комиссии референдума. Через неделю Цент­ральная комиссия референдума запустит вторую волну SMS, где будет указано, что гражданин должен подойти в конкретную участковую комиссию для участия в референдуме.

В 344 участках из 464-х сов­местно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности предусмотрели онлайн-сервисы, где любой гражданин сможет проверить наличие себя в списках участников референдума.

В каждом из пяти районов города предусмотрены по пять сервис-центров по оформлению временной регистрации граждан, которые имеют открепительные удостоверения.

Помимо этого, будут работать Telegram-боты. Дополнительно будут организованы SMS-рассылки абонентам Beeline, Kcell и Tele2, так как очень много астанчан используют услуги именно этих операторов связи. Плюс будем использовать для оповещения населения сервисы Halyk, Kaspi и других банков второго уровня.

– Какие основные изменения были внесены в этом году в Конституционный закон Рес­публики Казахстан «О респуб­ликанском референдуме»?

– Одно из важнейших новшеств – были закреплены права и обязанности национальных и международных наблюдателей, а также представителей иностранных СМИ. Определен порядок освещения хода подготовки и проведения референдума средствами массовой информации, а также присутствие их представителей на участках для голосования.

Внедрено проведение опроса общественного мнения, связанного с референдумом. Также предусмотрено изготовление бюллетеней для голосования только на казахском и русском языках в количестве, равном числу избирателей с резервом в один процент, согласно законодательству. Регламентирован вопрос обжалования решений и действий, бездействия комиссии референдума, направленных на обеспечение прав граждан.

Это очень важно, потому что эти нормы в законодательстве не были предусмотрены. Изучив отечественный и международный опыт, мы внесли, а депутаты поддержали данные изменения.

Ранее была норма, что средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям, аккредитованным при комиссиях референдума, гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума.

В подпункт 5 статьи 6 были внесены изменения, которые гласят, что средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума, их представителям гарантируется доступ на мероприятия, связанные с проведением референдума. При этом присутствие представителей средств массовой информации на избирательных участках регулируется в соответствии с Конституционным законом Рес­публики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Представители средств массовой информации должны предъявить два документа – служебное удостоверение и задание редакции. С этими документами сегодня средства массовой информации имеют право посещать избирательные комиссии референдума.

Что касается наблюдателей и представителей СМИ, в пункт 4 статьи 6 Закона «О республиканском референдуме» внесены изменения, которые гласят, что при проведении референдума могут присутствовать граждане Республики Казахстан, представляющие аккредитованное общественное объединение, некоммерческие организации, а также аккредитованные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, представители иностранных средств массовой информации.

Порядок аккредитации, а также права и обязанности указанных лиц определяются в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законодательством РК. Здесь же указано, что вмешательство в работу комиссии референдума не допускается. То есть и наблюдатели, и представители средств массовой информации принимают участие, но им запрещается вмешиваться в работу участковых комиссий референдума.

Они наблюдают, если есть какие-то нарушения, это фиксируется и передается в суды или прокуратуру.

Я бы хотел остановиться еще на опросе общественного мнения. Ранее этой статьи в законе не было. Опрос общественного мнения, связанный с республиканским референдумом, должен проводиться в период его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, установленными Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

Средства массовой информации, онлайн-платформы при опубликовании результатов опросов, общественного мнения, связанных с выборами, обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Физические лица не имеют права проводить опрос общественного мнения. Это категорически запрещено.

Надо отметить, что запрещается проводить опрос общественного мнения в день референдума в помещении или пункте для голосования, опубликование результатов опроса общественного мнения, прогнозных данных на онлайн-платформах не допускается.

Были внесены изменения и введена оплата труда членов избирательных комиссий. Ранее этот пункт отсутствовал. Теперь обеспечение условий деятельности членов комиссии референдума в части оплаты их труда в период подготовки и проведения референдума определяется в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан».

Мансия Сакенова

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button