Год детей

Занимательная биология

Созданные несколько лет назад кабинеты гидропоники в Казахстане открыли новый взгляд и неподдельный интерес школьников к изучению биологии. А сегодня столичные ученики успешно участвуют в научных конференциях и конкурсах по этой теме, как и наши талантливые собеседницы из школы-лицея №37.

Знакомьтесь, Аружан ЖАГИПАР, Карина КАТКЕНОВА, Алтынай НУРКАНОВА, Айлана ТУСЕНОВА. Эти талантливые девочки занимаются в школьном факультативном кружке.

Девятиклассница Айлана является призером конкурса по агроинженерии. В школе ее любимые предметы — биология, английский, химия, история. Но про биологию она готова рассказывать часами.

— Гидропоника — метод выращивания растений без почвы, мы используем гидропонные установки. У меня был проект на тему «Влияние различных субстратов на рост и развитие растений, выращенных методом гидропоники». Мы поставили задачу — выяснить, на каком субстрате (заменитель почвы) растения лучше растут, развиваются, дают больше урожая. Затем нужно изучить информацию по теме, поставить эксперимент, наблюдать и сделать выводы. Наши гидропонные установки вмещают порядка 16 литров воды, и там есть 16 ячеек, куда вставляются специальные контейнеры вместе с субстратом. В дальнейшем туда высаживается образец. Но перед этим его нужно подготовить к высадке. Обрабатываем заменитель почвы раствором марганцовки и сажаем туда семена базилика. Чтобы были хорошие результаты, нужно соблюдать определенные условия: температура в помещении, лампы с синим и красным светом (они заменяют солнечный свет), кислородная помпа, минеральная подкормка и многое другое, — с удовольствием рассказала девятиклассница.

К слову, в кабинете гидропоники выращивают не только зеленые насаждения, сейчас ведется работа по посадке микрозелени.

— Мне нравится сам процесс. Когда у нас была практическая работа, каждый день приходили и наблюдали, записывали изменения, разные детали. Раз в неделю меняли воду, добавляли подкормку и следили за развитием и состоянием растений, — добавила школьница.

Про кабинет гидропоники нам подробнее рассказала заместитель директора школы-лицея №37 по профильному обучению Гульден АЛИБЕКОВА.

— Кабинет гидропоники открылся в сентябре 2019 года. И сразу учащиеся, преимущественно среднего звена, начали свои исследовательские работы в этой зоне. Это ученики 7-х, 8-х, 9-х классов. Они выращивают зеленые насаждения, ведут наблюдение за ними. Все работы посвящены сравнительному анализу — как растение произрастает в почве и на субстратах. Учителя биологии здесь проводят как практическую, так и теоретическую часть урока. В пандемию работа приостановилась, но сейчас ребята возобновляют свою научную деятельность. Работы ребят были представлены на конкурсе исследовательских проектов «Зерде» в «Астана дарыны» и конкурсе научных проектов среди 8-9-х классов. В этом же году проходил конкурс на лучшего агроинженера среди школ, где были созданы подобные кабинеты. Айлана Тусенова заняла первое место. Должна была участвовать в республиканском соревновании, но оно было отменено из-за пандемии. Ребятам очень интересно, они могут проводить здесь время и без педагога. Приходят с ноутбуками и занимаются как индивидуально, так и группами. Работа продолжается, — поделилась преподаватель.

Десятиклассница Аружан Жагипар активно готовится к ЕНТ, все свободное время готовится к тестированию. Раздумывает, что выбрать пятым предметом на выбор во время ЕНТ — физику/математику или биологию/химию.

— Я занимаюсь гидропоникой с 7-го класса. Когда этот кабинет только оборудовали, решила попробовать себя. Биологией не так активно тогда увлекалась, но знала ее хорошо. Только в 7-м классе начала ее изучать углубленно. Здесь проходят самые увлекательные практические занятия, — считает она. — Мы с мамой разговаривали по поводу выбора будущей профессии. Нравится направление «биохимия». Есть мысли о поступлении в медицинский университет, — признается ученица.

К беседе присоединились семиклассницы Карина и Алтынай. Им также нравится процесс работы в научном уголке.

— В 2021 году мы проводили эксперимент: сделали два специальных раствора, у Карины был маш, у меня — фасоль. Позже выяснилось, что в растворе растения принимаются лучше, чем в обычной воде. Наша учительница по естествознанию в 6-м классе предложила нам заниматься этой темой и участвовать в конкурсе, — рассказали девочки.

На прощание ученицы показали растения в горшках, за которыми они тоже ухаживают. Их в школе очень много, она утопает в зелени.

Фотол Василия Крась

Статьи по Теме

Back to top button