Образование

Запишите задание на завтра

На январском совещании по вопросам дальнейшего развития столицы Президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ отметил, что Астана занимает особое место в развитии страны и должна притягивать к себе таланты, быть образовательным и интеллектуальным центром страны, а система образования города должна перейти на международный уровень.

Не секрет, что в столице сохраняется проблема дефицита мест в общеобразовательных школах и специальных школах для детей с особыми потребностями, проблема трехсменного обучения, дефицита педагогических кадров, а также нехватки детских садов. Все это сказывается на качестве обучения.

Поэтому 17 февраля акимат столицы совместно с Министерством просвещения принял «Дорожную карту развития системы образования столицы на 2023-2029 годы», отметил в ходе брифинга в Службе коммуникаций акимата Астаны руководитель городского Управления образования Касымхан СЕНГАЗЫЕВ.

[highlight color=»blue»]Земельные участки для новых детсадов[/highlight]

Будущий жизненный успех детей полностью зависит от развития их социальных и творческих способностей, сформировавшихся в возрасте 3-6 лет, отметил спикер.

На сегодняшний день в Астане дошкольным обучением охвачено 58129 (80,9%) детей в возрасте от 1 до 6 лет, функционируют 433 дошкольные организации образования: 100 государственных, 326 частных. В 314 организациях размещен государственный образовательный заказ, работают 2 частных мини-центра, 3 ведомственных детсада.

В целях расширения сети дошкольных образовательных организаций акиматом города определены земельные участки для 185 детских садов.

Для увеличения мест в детских садах до 2029 года в частных дошкольных организациях будет размещен государственный заказ на 38740 мест. Кроме того, на первых этажах жилых комплексов будет открыта сеть детских садов по принципу шаговой доступности.

Решается кадровая проблема. На сегодняшний день в дошкольных организациях работают 5817 педагогов (государственные — 3562, частные — 2255), из них 24,5% (1082) воспитателей не имеют профильного образования. По сравнению с прошлым годом этот показатель снизился на 6,5% (120). В целях решения данной проблемы педагоги проходят курсы повышения квалификации. В 2022 году 120 педагогов прошли курсы переподготовки и 641 педагог — курсы повышения квалификации. До 2029 года курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования пройдут в общей сложности 10362 воспитателя.

Также 2250 педагогов пройдут курсы переподготовки.

Планируется улучшить материально-технические условия детских садов.
В настоящее время принят комплексный план по улучшению материальной базы детских садов. Согласно ему, в 2023 году будут обновлены малые архитектурные объекты в 34 детских садах, этот показатель будет доведен до 100% к 2025 году.

[highlight color=»blue»]Ежегодно надо вводить 10 новых школ[/highlight]

С каждым годом в столице увеличивается сеть общеобразовательных школ.

За последние 3 года введено в эксплуатацию 36 школ на 64500 мест. Ежегодно контингент учащихся увеличивается на более чем 21 тысячу учеников. Это означает, что ежегодно необходимо вводить в эксплуатацию примерно 10 школ. В настоящее время в столице функционируют 162 общеобразовательные школы с контингентом 236757 детей.

Дефицит ученических мест составляет 26 тысяч мест, 8 школ работают с трехсменным обучением, 18 школ — с переуплотненным режимом работы.

— Среднее образование в части реализации принципа доступности ставит сегодня задачу не просто охватить всех детей школьного возраста обучением, а создать такие условия, которые отвечают современным требованиям и обес­печивают качественное образование, — отметил руководитель Управления образования. — Строительство новых школ, укрепление материально-технической базы — это реальность и яркое подтверждение того, что сфера образования относится к приоритетам государственной политики.
В текущем году запланировано строительство 13 школ на 20300 мест. В рамках пилотного проекта «Комфортная школа» планируется ввести в эксплуатацию 24 школы на 88800 мест в две смены.

Принятые меры позволят решить не только текущую проблему перегруженности школ, но и в будущем полностью исключат вопросы дефицита мест.

В целях укрепления материально-технической базы до 2029 года капитальный ремонт будет проведен в 58 и текущий ремонт в 105 объектах образования. А также будут приобретены 302 предметных кабинета — робототехники, химии, физики, биологии, STEM.

К 2029 году все школы будут обеспечены кабинетами современной модификации.
Также одним из прорывных проектов в столичном образовании станет проект реновации зданий общеобразовательных школ города, построенных до 2000 года.

Основная задача реновации — не прос­то обновить стены, а создать комфортное, эффективное, технологичное пространство, отвечающее современным требованиям.

Капитальный ремонт зданий образовательных учреждений будет выполнен с учетом современных энергоэффективных технологий. Это позволит не только заменить старое инженерное оборудование новым, но и изменить облик здания. Кроме того, по проекту, помимо обновленных учебных классов, будут созданы просторные современные библиотечные зоны, обновлены фойе и коридоры, спортивные и актовые залы, школьные столовые.

[highlight color=»blue»]Нехватка кадров[/highlight]

Развитие организации образования не может иметь позитивного решения без рассмотрения готовности кадров к развитию и самосовершенствованию, отметил руководитель управления.

В кадровый состав системы среднего образования столицы входит 13903 педагога. Из них 62% по итогам педагогической аттестации получили квалификационные категории нового формата, к основной заработной плате выплачивается доплата от 30 до 50%.

В связи со строительством новых школ, в том числе в рамках национального проекта «Комфортная школа», потребность в педагогах составит 7120 человек.

Акиматом города проводится ряд мероприятий по устранению потребности кадров:

— с 2018 года ежегодно осуществляется государственный образовательный заказ на обучение учащихся по педагогическим специальностям, до 2029 года будет установлен государственный заказ на 7350 мест (ежегодно 1050 грантов);
— в организациях технического и профессионального образования планируется разместить государственный образовательный заказ по педагогическим специальностям на 10350 мест;
— в целях подготовки управленческих кадров для организаций образования создан кадровый резерв из числа замес­тителей директоров — 80 человек. Для формирования устойчивых профессиональных знаний и навыков в различных областях менеджмента данный состав планируется обучить в рамках работы школы молодого заместителя по программе МBI;
— для поддержки педагогов разработана электронная платформа «Столичная электронная школа», реализуется проект «Кластеры успешности» по шефству над школами с низкой результативностью;
— для повышения производительности и качества педагогического и управленческого труда в 2022 году курсы повышения квалификации прошли 3077 педагогов. До 2029 года запланировано повышение квалификации 48278 педагогов.

[highlight color=»blue»]Качество преподавания и мониторинг знаний[/highlight]

Качество образования сегодня выступает и как цель деятельности, и как показатель эффективности работы школьного коллектива.

Управление образования в текущем году предприняло конкретные шаги для совершенствования системы работы по повышению качества знаний.

Так, в целях восполнения пробелов в знаниях по базовым предметам в период летних каникул при школах для учащихся 1-10 классов организовываются летние школы, а также каникулярные декады для учащихся с низкой успеваемостью.

Начата работа выездных мобильных групп методистов и педагогов с высоким уровнем профессиональных компетенций по проведению обучающих методических мероприятий для школ с низкой успеваемостью.
Проводятся обучающие семинары по планированию и наблюдению урока, предоставлению обратной связи с учащимися и родителями, создана и функционирует открытая онлайн-площадка «Цифровая педагогика: обучение и практика».

В столице появилась плеяда молодых учителей, отвечающих уровню самых современных требований, общее признание среди них получила школа молодого педагога, также для них была организована стажировка в самых передовых странах мира в области образования.

Для повышения не только образовательного, но и воспитательного компонента на постоянной основе планируется проведение единого педагогического совета.

По итогам прошлого учебного года качество успеваемости в организациях среднего образования по городу составило 58,6%. Перед педагогами столицы стоит очень важная задача — к 2025 году повысить качество знаний обучающихся до 70%.

В текущем году планируется проведение мониторинга образовательных достижений обучающихся c охватом 100% школ города и комплексное исследование образовательной деятельности.
К

роме этого, в 2024 году в международное исследование PISA планируется включить все школы столицы.
Данные мероприятия существенно поднимут качество преподавания предметов и качество знаний учащихся школ, а также помогут выявить проблемные вопросы.

[highlight color=»blue»]Кружки и секции в шаговой доступности[/highlight]

В настоящее время в городе функцио­нирует 11 государственных организаций дополнительного образования, 158 филиалов организаций дополнительного образования и 10 Community-центров.
На сегодняшний день дополнительным образованием охвачено 152546 (76,8%) детей.

В целях увеличения охвата детей дополнительным образованием по принципу шаговой доступности в прошлом году в рамках Года детей были открыты 5 объектов дополнительного образования. Кроме того, в отдаленных районах открылись 2 филиала Дворца школьников (в жилых массивах Железнодорожный, Коктал).

В дальнейшем работа по развитию сети организаций дополнительного образования будет продолжена.
Кроме этого, планируется открытие 4 филиалов организаций дополнительного образования на первых этажах жилых комплексов.

Также до 2029 года запланировано размещение государственного образовательного заказа на дополнительное образование на 20040 мест с ежегодным увеличением за 6 лет с 1800 до 4300 мест, подчеркнул глава ведомства.

[highlight color=»blue»]Квалифицированные специалисты[/highlight]

Подготовкой кадров технического и профессионального образования в столице занимаются 33 колледжа — 9 государственных, 24 частных, которые проводят обучение по 75 специальностям.
В колледжах обучаются 32482 учащихся, в том числе по государственному образовательному заказу 16837 учащихся (52%).

В рамках реализации национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» государственный образовательный заказ увеличен с 4800 до 7300 мест.

До 2025 года 100% молодежи будет охвачено бесплатным профессиональным образованием по востребованным специальностям.

В текущем учебном году был впервые выделен государственный образовательный заказ на целевую подготовку кадров, 57 столичных предприятий подали заявки на 528 мест. Данный показатель планируется увеличить на 1200 мест до 2029 года.

Также с каждым годом увеличивается количество грантов, выделяемых на обучение подростков с особыми образовательными потребностями в колледжах. В прошлом году государственный заказ по инклюзивному образованию был увеличен с 12 до 107 мест по сравнению с 2021 годом.

В настоящее время предпринимается ряд мер для обеспечения отрасли экономики квалифицированными специалис­тами.

В 8 государственных колледжах открыто 15 центров компетенций, оснащенных современным оборудованием. Кроме того, до 2029 года в двух колледжах планируется открытие центров компетенций в соответствии с международными стандартами.

Для обеспечения местного рынка труда квалифицированными кадрами ведется дуальное обучение в 25 колледжах с привлечением 192 предприятий города, два колледжа (колледж общественного питания и сервиса, технологический колледж) перешли на полное дуальное обучение, а до 2029 года перейдут все колледжи города.

Впервые в этом году пилотный проект по внедрению экспериментальных образовательных программ по рабочим специальностям для учащихся старших классов общеобразовательных школ будет реализован в трех колледжах (профессионально-технический, колледж сервиса и туризма, технический) с охватом до 100 детей.

Вместе с тем в рамках прогнозирования новых профессий и обеспечения предприятий высококвалифицированными специалистами проводится работа по формированию Атласа новых профессий города Астаны. Данная работа будет завершена до 1 июля 2023 года.

Одним из актуальных вопросов является обеспечение учащихся колледжей общежитиями. В целях решения данного вопроса в 2024 году планируется строительство общежития на 800 мест.

[highlight color=»blue»]Безопасность и защита прав детей[/highlight]

Вопрос о состоянии работы по обес­печению безопасности детей в учебных заведениях является одним из приоритетных. Работа в данном направлении проводится в рамках комплексного плана по профилактике правонарушений, отметил глава ведомства.

По сравнению с 2022 годом количество состоящих на учете в ювенальной полиции снизилось на 14,4% (2021 г. — 97, 2022 г. — 93).

С начала 2023 года стартовал пилотный проект по защите прав и социальной адаптации несовершеннолетних, в рамках которого организована работа по недопущению повторных правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию им поддержки в выборе будущей профессии, организации досуга.
Во всех школах столицы учащиеся начальных классов и дети из социально уязвимых семей на 100% обеспечены горячим питанием.

Управлением образования в дальнейшем будет продолжена работа по оснащению организаций образования (школы, колледжи, дошкольные организации) соответствующим оборудованием по обеспечению безопасности детей — турникетами, видеокамерами, тревожной кнопкой и их подключением к ЦОУ.
Совместно с заинтересованными государственными органами будет организован мониторинг мест, представляющих опасность для детей, — неосвещенные переулки, открытые люки, колодцы, строительные объекты, промышленные зоны, электростанции и другие объекты.

Фото Василия КРАСЬ

Статьи по Теме

Back to top button