НовостиОбщество

Запрещать или просвещать?

На общественных слушаниях по рассмотрению отдельных норм нового Кодекса о здоровье участники пытались привести к общему знаменателю аргументы бизнеса и апологетов здорового образа жизни.

Слушания по проекту Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения», организованные на площадке Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», касались нескольких положений. В частности, обсуждались предложения по запрету рекламы продуктов с высоким содержанием сахара, соли и трансжиров, по запрету употребления и ограничения продажи табачных изделий, кальяна, различных курительных девайсов, а также созданию фонда здоровья.

Противоречивые нормы
Почему из всего проекта кодекса, содержащего гораздо более серьезные и злободневные нормы, были выбраны именно эти? Пожалуй, потому, что в данных положениях сконцентрирован максимум противоречий.

– Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ определил приоритетом государства здоровье нации. В то же время Глава государства поручил формировать стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции, способствовать свободе рынка. А также повысить защиту бизнеса от неправомерного административного давления, продолжить активную борьбу с коррупцией. В этой связи предложения Минздрава в кодекс считаем своевременными и актуальными. Но предлагаемые нормы не должны быть чересчур жесткими и ограничивающими права честных легальных участников рынка. Надо помнить, что запреты приводят к развитию теневого бизнеса и росту коррупции, – отметил президент Ассоциации добросовестных производителей, импортеров и продавцов алкогольно-табачной продукции Казахстана «КазАлкоТабак» Амиржан КАЛИЕВ.

Это касалось таких неоднозначных предложений, как запрет на продажу табака в радиусе 100 метров от образовательных учреждений и реализацию сигарет в торговых точках площадью менее 10 кв. метров. Подобные меры вводились ранее по отношению к алкогольной продукции, но это привело лишь к росту несанкционированных продаж и коррупции при проверках. Запрет приведет к сокращению легальной торговли и росту теневой, с уменьшением отчислений налогов и платежей.

– Мы все это проходили в 2014 году, – заметила вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек АЖИБАЕВА. Она напомнила, что любой запрет или ужесточение мер по реализации товаров вызывает рост контрафактной продукции.

Ну а пресловутая «стометровка» и вовсе «счастье для проверяющих». Поскольку в каждом жилом комплексе есть магазинчик с товарами первой необходимости. И в каждом жилом комплексе имеется либо мини-детский сад, либо какие-то курсы, развивающие центры. Поэтому требование по удаленности вряд ли выполнимо.

Так же как и требование запретить курение во всех видах кафе и ресторанах даже при наличии оборудованных помещений. Вместо того чтобы удаляться в специальную комнату, нарядные тети и дяди будут курить на улице, на глазах подрастающего поколения.

Пример стран Европы показывает, что при подобных запретах происходит сокращение МСБ примерно на 20-25%.

Предложение по запрету курения на собственных балконах, в подъездах также очень условно. Кто и как будет следить за исполнением этой нормы?

Вредность – понятие философское
Другая тема – запрет рекламы продуктов с повышенным содержанием сахара, соли, трансжиров – вызвала еще более горячие споры в трактовке и целесообразности. Дело в том, что вся продукция, которая производится в стране или завозится извне, должна отвечать требованиям техрегламентов, кроме того, подлежит сертификации, госрегистрации, лицензированию. В этих документах прописаны нормы по предельно допустимому содержанию вредных веществ. И сам термин «излишнее содержание» можно трактовать как угодно. Тем более что в сфере диетологии нет ничего незыблемого. Вчера еще масло и яйца считались крайне вредными продуктами, а сегодня рекомендованы к применению. Сладкое также не безусловно вредно, важно количество его потребления. На сегодня подтвержден вред промышленных трансжиров, что уже отражено в техрегламенте.

– Трансжиры есть природные, безвредные, как, например, молочный жир, которые не нормируются никакими документами. Есть трансжиры, полученные в процессе гидрогенизации. Они ограничены 2% от массовой доли жира в продукте. Однако пока невозможно определить в готовой продукции содержание хороших и плохих трансжиров, – пояснила консультант ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана» Галина ОНИЩЕНКО.

С ней согласны и другие производители пищевой продукции. Ведь в реальности может получиться так, что обнаруженное в ходе проверок превышение, например, сахара в одном товаре вызовет запрет на рекламу продукции всей торговой марки. При этом главным законодателем правил здорового питания становится госорган.

– В кодексе, скорее, речь должна идти о том, что на госорганы возложена обязанность по разработке рекомендаций, а не монопольное право на одобрение стандартов здорового питания, – отметила исполнительный директор Ассоциации безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева.

В концепции кодекса говорится и о необходимости улучшения доступности квалифицированной медпомощи, о том, что в «последние годы прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные проблемы здоровья населения (дизадаптивные синдромы, утомление и переутомление, стрессогенные заболевания)». То есть достижение цели общественного здоровья невозможно без межсекторального взаимодействия, комплексного подхода к проблемам здоровья и не должно сводиться лишь к декларативному запрету вредных факторов вроде сахара, соли, табака и прочего.

Еще один фонд?
В проекте кодекса Министерство здравоохранения РК предлагает создать специальный фонд здоровья, куда предприниматели станут отчислять около 2% от ставки акциза. Предполагается, что он будет заниматься профилактикой и пропагандой здорового образа жизни. По предварительным подсчетам, ежегодные отчисления в фонд составят примерно 5-6 млрд тенге. Между тем предприниматели воспринимают это как новый налог и не видят в нем рационального зерна.

– Какие основания создавать очередной внебюджетный фонд? Платить новый налог, когда эти производители вредной алкогольной и табачной продукции уже платят акцизы? Если недостаточно поступлений, то ставьте вопрос о повышении ставки акцизов, но зачем множить фонды? Чем он будет заниматься? Пропагандой здорового образа жизни? Но это функция государства. Есть госинформзаказ, пусть за счет него усиливают пропаганду, мы только поддержим. При принятии концепции фонда здоровья в нынешних формулировках есть все условия для ситуации, когда профильные НПО будут бесконтрольно распределять гранты между собой и тратить их без общественного или государственного контроля, – отметил директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим ОШАКБАЕВ.

Представители Минздрава внимательно слушали выступающих, фиксировали основные тезисы. Заместитель председателя Комитета охраны общественного здоровья Минздрава Нуркат САДВАКАСОВ отметил, что кодекс составлялся с учетом норм и рекомендаций ВОЗ и министерство готово убирать неэффективные, коррупциогенные нормы.

Ольга ФЛИНК

Метки

Похожие статьи

Закрыть