«Заставить человека заплакать легче, чем рассмешить»
Иногда, чтобы по-настоящему осознать важные вещи, нужно посмотреть на них под другим углом, например, через объектив кинокамеры. Именно это предлагает зрителям фильм Qazaq Alemi, который в комедийной форме поднимает серьезные и актуальные для страны темы.
Сценарист…
Мы решили узнать больше об идее этой кинокартины и поговорили с ее сценаристом. Знакомьтесь – Айтмухамбет КОЛБАЙ.
– Я астанчанин, хотя корни мои из Коргалжыно, – рассказывает Айтмухамбет. – Родился, вырос и учился в столице. С детства у меня был большой интерес к юмору и искусству. В школьные годы принимал участие в КВН, сам писал сценарии для команды. Эта детская увлеченность со временем переросла во что-то большее. После окончания школы продолжил заниматься творчеством и в итоге дошел до выступлений в Высшей лиге КВН под руководством Александра Маслякова. Можно сказать, что чувство юмора у меня в крови – его передал мне отец, который был настоящим шутником. Он, правда, не занимался этим профессионально, но всегда был душой компании благодаря этому качеству. Вдохновение и любовь к юмору со временем превратились в профессиональное дело всей моей жизни.
Фильм Qazaq Alemi стал первой важной вехой на пути Айтмухамбета.
– Для меня, маленького мальчика, играть в Высшей лиге КВН казалось огромной мечтой. И я рад, что сумел ее осуществить. В школе, колледже и университете всегда ставил КВН на первое место. Однако, когда мечта сбылась, понял, что нужно двигаться дальше и заниматься чем-то более серьезным, чтобы финансово обеспечивать не только себя, но и родителей. В целом, стоит признать, что найти стабильную работу в этой сфере у нас в стране непросто. Я долго искал дело, которое будет меня вдохновлять. В итоге начал писать сценарии для юмористических программ, различных проектов, концертов, в том числе новогодних шоу, которые транслируются в прайм-тайм на крупных телеканалах. Среди значимых работ могу выделить сценарий для концерта известного юмориста и кавээнщика Турсунбека Кабатова. Этот проект стал для меня важным этапом, который дал ценный профессиональный опыт. Что касается кино, то это мой первый опыт. Особенно приятно, что фильм затрагивает актуальные и значимые для нашего общества темы. Это ответственность и большой шаг вперед, – говорит собеседник.
По его словам, на написание сценария ушло примерно полгода.
– На самом деле за это время мы написали не только Qazaq Alemi, но и еще один фильм, о котором пока не могу говорить. Сам сценарий Qazaq Alemi был готов за 2,5-3 месяца. Конечно, за это время мы столкнулись с определенными сложностями. Ведь написать сценарий – это не так просто, как кажется. Нельзя просто сесть за стол и писать от начала до конца, пока вдохновение прет. Иногда бывает, что ты начинаешь, у тебя есть идея, но потом не можешь логически связать сцены или финал выходит не таким, каким ты его представлял. Бывали моменты, когда казалось, что вдохновение покидает, и нужно было остановиться, передохнуть, чтобы найти новые идеи. Но, несмотря на трудности, работа над этим проектом принесла огромное удовольствие, – продолжает собеседник.
В фильме Qazaq Alemi друзья Бейбит и Ермек беззаботно живут в ауле. Бейбит влюблен в местную красавицу Мадину и однажды решается сделать ей предложение. Однако Мадина отказывает, объяснив, что мечтает переехать в США. Бейбит, не зная, как убедить ее остаться, случайно узнает о знаменитом продюсере Нурлане Коянбаеве, который придерживается позиции, что молодежь не должна покидать свою страну навсегда, а, напротив, должна применять полученные знания для ее развития. У Бейбита возникает план: найти Нурлана Коянбаева и попросить его уговорить Мадину остаться в Казахстане. Воодушевленный, он вместе с верным другом Ермеком отправляется в Алматы. На этом пути их ждут забавные и неожиданные приключения.
– В каждом сценарии есть так называемая библия фильма – документ, который подробно описывает все ключевые элементы и служит ориентиром для всей съемочной группы, помогает сохранить единый стиль, настроение и логику повествования. Кроме того, создается библия для каждого героя. В ней подробно прописываются все человеческие качества, которыми обладает персонаж. Чтобы персонаж был интересен и близок зрителям, его наделяют качествами, которые понятны и знакомы каждому. В герое фиксируется каждая деталь его жизни: где и когда он родился, как рос, что сформировало его характер, какие у него привычки, цели и даже мысли. Например, наш главный герой всю жизнь прожил в ауле и ни разу не был в городе, это становится важной частью его истории. Его мотивация была связана с любовью к девушке из того же аула, которая удерживает его на малой родине, несмотря на желание попробовать себя в большом городе. Также в библии героя фиксируются мелкие, но значимые детали, которые делают его объемным и живым. Например, в детстве он занимался в кружке по игре на домбре, что могло повлиять на его характер и мировоззрение. Короче говоря, библия фиксирует каждую мелочь, каждую деталь, из которой складывается уникальная личность героя и цельная картина фильма. Это важный инструмент для создания достоверного, глубокого и интересного повествования, – делится подробностями спикер.
По его словам, написание сценария в комедийном жанре – одна из самых сложных задач.
– Заставить человека заплакать легче, чем рассмешить. Многие люди сентиментальны, их можно тронуть простой эмоциональной сценой, сильной музыкой или проникновенной историей. А вот с юмором все намного сложнее. Юмор – это многогранное и субъективное явление. То, что смешно одному человеку, может быть абсолютно непонятно или даже неприятно другому. У каждого из нас свои жизненный опыт, культура, восприятие, которые влияют на то, как мы реагируем на шутки. К тому же шутка должна быть не только смешной, но и уместной. Важно учесть контекст, тональность и характер персонажей, чтобы юмор выглядел естественно и не выбивался из общей атмосферы. Если зритель почувствует фальшь или перегиб, шутка потеряет свою силу. Работа над комедийным сценарием требует тонкого баланса: нужно сочетать легкость и неожиданность с глубоким пониманием аудитории. Поэтому писать юмор – это не только искусство, но и огромная ответственность, – подчеркнул Айтмухамбет Колбай.
Как говорит он, передача исторических событий и актуальных тем через юмор – это не только способ развлечь зрителя, но и важный инструмент для создания осознанности в обществе.
– В данном случае юмор позволяет поднимать серьезные вопросы, не заставляя зрителя чувствовать себя перегруженным или угнетенным темой. Это, наверное, и отличает от других фильмов в этом жанре. Это своего рода приглашение к размышлению, которое легче воспринимается в легкой, но глубокомысленной форме. Юмор помогает увидеть абсурд в некоторых ситуациях, вскрыть социальные проблемы и пороки, часто оставаясь на грани, между шуткой и серьезным утверждением. Это позволяет сделать разговор о важных вещах доступным и понятным для разных людей, не рискуя потерять их внимание из-за тяжести темы. Мы, как создатели, осознаем важность такого подхода. В нашем фильме мы старались, чтобы зрители смеялись, но при этом их смех был не пустым. Он должен был быть многозначным. Мы были тронуты тем, что люди высказывали свое мнение и говорили, что смеялись, плакали и снова смеялись. То есть они понимали, что это юмор, но в глубине души осознавали те важные факты, которые скрыты за этим юмором, – отметил сценарист.
Собеседник также подчеркнул важность развития культуры и творчества в Астане, отметив уникальные особенности города, которые способствуют этому процессу.
– Я очень люблю свой город. Хотя многие связывают основные творческие проекты с Алматы, где исторически сосредоточена культурная жизнь, нельзя забывать, что и в Астане тоже развивается культура. Когда-то Алматы считался творческой столицей, и это по-прежнему заметно, особенно когда речь идет о кинематографе и искусстве. Но не стоит думать, что в Астане нет творческих проектов или не создаются культурные инициативы. Столица развивается, и здесь снимаются интересные фильмы, проходят фестивали и другие мероприятия, которые способствуют формированию собственной культурной идентичности города. Погода и климат в Алматы, конечно, создают определенные условия, которые способствуют вдохновению и творческой атмосфере. Но мне как астанчанину хочется, чтобы наша столица тоже развивалась в культурном плане. Ведь у нас есть все возможности для того, чтобы стать не только политическим, но и культурным центром страны, – сказал сценарист.
…и зрители
Множество людей, посетивших премьеру фильма, выразило восхищение темой, когда главные герои отправляются в прошлое и размышляют о том, как развивалась наша страна и смогли ли мы сохранить нашу огромную территорию. Особое внимание зрители обратили на тему появления первого в истории пороха, Семипалатинского полигона, Аральского моря, которое, к сожалению, мы не смогли сохранить. Обсуждали и другие актуальные проблемы, такие как отсутствие отечественного производства, когда мы вынуждены покупать продукцию других стран, в том числе соседних.
Мысль и тематика, поднятые в фильме, тронули некоторых зрителей до слез.
– Я была потрясена. Это фильм, который вызывает целую гамму эмоций. Все эмоции переплелись так, что не успевала понять, что ощущаю в данный момент. Юмор был искренним и умным, он не только развлекал, но и заставлял задуматься. Каждая шутка в нужный момент, с идеальной иронией, чтобы мягко вскрывать те темы, которые часто остаются за кадром. Думаю, это редкость – видеть фильм, который одновременно заставляет смеяться и плакать. Он касается таких важных вещей, что порой смех вдруг сменяется глубокими размышлениями, и ты не можешь не почувствовать, насколько важно задать вопросы, которые поднимаются в фильме. Мы все привыкли смеяться над сложными вещами, но в этом фильме юмор был не поверхностным, а многозначным. Чувствовала, что все зрители стали частью этой большой и сложной истории. Плакала от того, насколько это было трогательно, а потом смеялась, потому что даже в самых тяжелых моментах находилась ирония. Если честно, то изначально думала, что это очередная комедия, которая часто крутится у нас в прокате, и не ожидала, что так глубоко ее прочувствую, – поделилась впечатлениями астанчанка Жансая АБДРАХМАНОВА.
Шынар ХАМИТОВА
Фото с сайта kinoafisha.info