
Казахстанский кинематограф недавно пополнился новой картиной, рассказывающей об ужасах сталинских репрессий. Наряду с такими известными картинами, как «Подарок Сталину», «АЛЖИР», собственное видение тех страшных событий зрителям представил режиссер Болат КАЛЫМБЕТОВ в фильме «Талан», который недавно вышел в широкий прокат.
Ранее фильм был показан в рамках конкурсной программы «Восточная панорама» Международного кинофестиваля «Фаджр» в Иране и на недавно прошедшем Международном кинофестивале «Евразия». Проникновенная историческая драма «Талан», повествующая о трагических людских судьбах в годы политических репрессий, заставила многих задуматься о ценности и смысле жизни и буквально растрогала зрителей до слез.
Маcштабное кинополотно, снятое по мотивам повести Жусупбека КОРГАСБЕКОВА «Қасқыр-адам» («Человек-волк»), рассказывает о судьбе двух маленьких мальчиков, рано оставшихся сиротами. В фильме тонко передана гнетущая атмосфера одного из самых драматичных и скорбных периодов казахстанской истории, когда люди испытывали страх и боль от потери близких людей. Мальчики в детстве дружили, но потом их пути разошлись. Тагай живет в поселении. Керим — среди волков в горных лесах. Один из них пошел по пути мести, а другой выбрал любовь и прощение.
Режиссер Болат Калымбетов в тандеме со сценаристом Газизом НАСЫРОВЫМ затрагивает тему несправедливых обвинений, преследований, казней и арестов, немного изменив литературный первоисточник и дополнив сюжетные линии. Напряженная музыка, талантливая игра известных казахстанских актеров на фоне прекрасных видов Кольсайских озер производит сильное впечатление.
Несомненно, роль Тагая можно назвать творческой удачей актера Асана МАЖИТА, который ранее снимался в основном в эпизодических ролях. В противоречивом образе своего героя артист раскрыл новые грани собственного дарования. К роли Тагая он готовился более двух лет. В картине довольно выразительно показана трансформация образа от маленького пугливого мальчика, которого называли Табылганом (Найденышем) до решительного мужчины, способного пройти любые испытания и побороться за свою любовь. Трогательная сцена встречи с другом детства Керимом красноречиво свидетельствует о том, что он смог сохранить доброе сердце, хотя с юных лет видел жестокость окружающих.
Воплотивший яркий образ Кастека — приемного отца Тагая — и ставший на экране олицетворением мудрости, Ондасын БЕСИКБАСОВ в полной мере изобразил бессилие простого народа перед суровым сталинским режимом.
Неоднозначным получился персонаж Керима, который противопоставлен Тагаю. Молчаливый юноша находится в поисках себя. В отличие от Табылгана, которого система сделала слабым и безвольным, непокорному Кериму, выросшему в дикой природе, изначально приходится постоянно скрываться от врагов и проявлять осторожность, чтобы не быть пойманным. Однако главная интрига в фильме разворачивается вокруг любовного треугольника. Вдова Бибисара, сыгранная актрисой Шынар ЖАНЫСБЕКОВОЙ, стала пределом мечтаний и для Керима, и для Тагая.
Как в итоге решится судьба главных героев? Режиссер оставил финал открытым. Зритель сам может продолжить эту историю.