
Наурыз – древний праздник, ему около 5 тысяч лет, утверждают ученые. О его древности свидетельствуют упоминания в трактатах античных и средневековых авторов, описывающих жизнь степняков.
По представлениям предков казахов – тюрков, год делился на две части, из которых шесть летних и шесть зимних месяцев. Граница этого деления приходилась на день весеннего равноденствия (21 марта), который считался началом весеннего обновления и Нового года. Этот праздник чем-то походил на проводы зимы у славянских народов. Согласно восточной хронологии, он соответствовал иранскому Новому году, поэтому укоренилось персидское название Навруз (Наурыз, Новруз), что означало новый день.
Первоначальное название йыл башы (жыл басы), то есть начало года, сохранилось только у южно-сибирских тюрков: у тувинцев – чыл бажы, у хакасов – чыл пазы, у шорцев – чыл пажы.
У казахов праздник Наурыз назывался также Великим днем улуса, то есть Великим днем народа. Было принято щедро отмечать этот праздник, чтобы таким же благополучным был новый год. В этот день прекращались войны, а ссорившиеся и враждовавшие мирились, прощая все обиды и проступки. Накануне ночью все емкости в доме наполнялись чистой водой, молоком, айраном и зерном в знак обильного будущего урожая. В доме наводили чистоту, отдавали старые долги. Праздничный день начинался со встречи рассвета, затем все население – от взрослых до детей – под руководством аксакалов занималось расчисткой родника и посадкой саженцев. После чего начинались праздничные мероприятия, люди одевались в нарядную одежду, приглашали друг друга в гости, при встрече обнимаясь и желая благополучия в новом году. Традиционным было исполнение праздничных песен – наурыз-жыр, устраивали состязания между мужчинами и женщинами в скороговорках и загадках.
В Наурыз готовили много угощений для того, чтобы были достаток и изобилие в новом году. В полдень в ауле резали быка и готовили из его мяса блюдо под названием бел котерер (выпрямляющий стан). Казахи считали быка одним из сильных животных, поэтому приготовленная еда должна была дать людям силу и выносливость.
Каждый старался проявить свою доброту и гостеприимство, поэтому дастархан накрывали в каждом доме. Прием пищи был приурочен к полудню, до и после которого мулла читал суры из Корана в честь почивших предков. По окончании трапезы старший по возрасту давал бата (благословение), чтобы достаток и благополучие не покидали дом. При праздновании Наурыза у казахов считалось обязательным наличие священного числа 7: каждый должен был отведать угощение в семи домах и накормить семь гостей, перед аксакалами ставили семь видов наурыз-коже из семи сортов семи видов злаков. В состав наурыз-коже обычно входило семь ингредиентов: вода, мясо, молоко, жир, соль и два вида злаков. Обычно смешивали свежее мясо с прошлогодним вяленым, что символизировало начало нового года и прощание с уходящим годом. Большой котел для наурыз-коже был призван показать единство народа. Также на дастархане можно было увидеть баурсаки, бесбармак и кумыс.
Празднование Наурыза обычно сопровождалось народными гуляньями, играми и состязаниями, благодаря которым молодежь развивалась физически, раскрывались ее умственные способности и навыки. Наиболее распространенными национальными играми были айгөлек и ақсүйек (белая кость). Популярными мужскими играми был аударыспақ – один из видов борьбы всадников, сидящих верхом на лошадях, а также көкпар (козлодрание). Для воспитания выносливости и ловкости придумана игра күміс алу (достать серебряную монету). Одним из излюбленных спортивных состязаний степняков была борьба – қазақ күресі, в которой не было ограничений в возрасте и весе. Народ глубоко почитал своих борцов. В истории остались такие имена, как Хаджимукан Мунайтпасов, Балуан Шолак и другие. На праздниках каждый род старался выставлять своих именитых борцов. Кроме того, во время Наурыза играли в алтыбақан (качели), асық (альчики), жамбы ату (стрельба из лука по мишеням), қыз қуу (догони девушку), жілік сындыру (разбить кость). При этом, кроме национальных видов спорта, тысячи людей наблюдали за состязаниями акынов.
Благодаря гостеприимству казахов Наурыз был действительно народным праздником, потому что в праздничных мероприятиях принимали активное участие и представители других этнических групп Казахстана. В историческом архиве Омской области нами были получены сведения о праздновании Наурыза казахами Павлодарского Прииртышья во второй половине XVIII века. К примеру, Султанмамет, старшина кыпчакского улуса, двоюродный брат хана Абылая, пышно отмечал этот праздник в своих кочевьях, на который съезжались представители Коряковской крепости: казаки, купцы, приказчики.
На сегодня Наурыз отмечается в Средней Азии, а также в Грузии, Индии, Иране, Китае, Турции и других странах по всему миру, поэтому Организация Объединенных Наций признала его международным праздником.
Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
профессор, директор
Института истории и этнологии
имени Ч. Валиханова;
Махаббат КОЗЫБАЕВА,
PhD, ученый секретарь
Института истории и этнологии
имени Ч. Валиханова