История

Здесь хранится история города



В Астане с 1995 года действует Государственный архив столицы. Его основная задача — сбор документов о важных событиях, знакомство жителей и гостей с прошлым и настоящим города, передача накопленной информации следующему поколению. Здесь собраны документы с 1912 года, передает Вечерняя Астана. 

— Сохранение исторической памяти народа, запечатленной в документах, — основное предназначение любого архивного учреждения. Иными словами, главной сутью и содержанием деятельности архива является комплектование, государственное хранение, учет и использование архивных документов в научных и практических целях, — говорит заместитель директора Государственного архива города Астаны Ардак КАИПЖАНОВА.

Для осуществления этих задач решением акима города Астаны 23 ноября 1995 года в городе был создан Государственный архив. На первом этапе своего становления это был городской архив по личному составу. Если на момент его создания здесь находилось всего 40 фондов, сегодня он насчитывает 753 фонда. Здесь собраны документы с 1912 года.

По крупинкам собрано документальное историческое наследие народа и хранится для будущих поколений.

— Это фонды ревкомов, исполкомов местных советов, комитетов Союза казахской бедноты «Кошчи», управлений милиции и военкоматов, частей особого назначения, продовольственных комитетов, они отражают процесс установления Советской власти. Документы рассказывают о мерах по укреплению государственного аппарата и революционной законности, о борьбе казахской и русской бедноты против кулачества и байства, о национализации промышленности, политической, хозяйственной и культурной жизни акмолинщины и многое другое, — отмечает Ардак Каипжанова.

Помимо бумажных экземпляров, в архиве есть видеодокументы, показывающие важнейшие события, происходившие в крае, области и городе. Основная их часть относится к истории освоения целинных земель, прибытию первых эшелонов с новоселами, достижениям в развитии сельского хозяйства, культурному строительству в городах и селах области. Имеются видеоматериалы, рассказывающие об истории новой столицы республики, о культуре, образовании, деятелях культуры, искусства, чья жизнь и деятельность связаны с историей Астаны (Акмолинска, Целинограда, Акмолы).

ХРАНИЛИЩЕ

Многое из перечисленного хранится в хранилище, которое находится в главном здании столичного госархива. В помещении поддерживается особый температурно-влажный режим, что обеспечивает сохранность бумаги в надлежащем состоянии и не допускает распространения сырости. Другой важный аспект — свет здесь приглушенный, что тоже нужно для надлежащего сохранения бумаги. Документы аккуратно разложены на полках стеллажей. К слову, на смену советским стеллажам понемногу приходят современные, мобильные, которые можно сдвигать и раздвигать автоматически. По словам сотрудников архива, новые намного функциональнее и удобнее советских, занимают меньше места и дают больше пространства для свободного передвижения по помещению.

Ряд причин механических повреждений различного характера архивных документов:

— хранение дел в связках без картонных ограничителей;

— тесное размещение дел в коробке;

— хранение крупноформатных документов (карт, чертежей) в сложенном виде;

— наличие металлических скоб и скрепок
на документах;

— частое использование оригиналов документов, а не их копий;

— перемещение и транспортировка документов и дел.

СОВРЕМЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ РЕСТАВРАЦИИ

— Документы на бумажных носителях являются одними из самых ценных памятников культуры. Благодаря сохранившимся письменным источникам мы можем представить, как жили люди, как происходило развитие общества. Документы, находящиеся на постоянном хранении, выполнены в основном на бумаге и постепенно разрушаются в процессе использования, а также происходит их естественное старение, — говорит Ардак Каипжанова.

Чтобы не допустить дальнейшей утраты письменных памятников, в архиве расположилась современная реставрационная лаборатория.

С помощью современного оборудования можно устранить пыль, долить недостающие элементы и т. д. Чтобы начать реставрацию, документ должен пройти несколько этапов. Сначала сотрудники их обеззараживают — помещают листы в вакуум, чтобы убрать бактерии, частицы пыли. Это нужно для того, чтобы при сканировании изображение не искажалось и чтобы не заразить другие документы. Далее специальным пылесосом вытягивают из вакуума оставшуюся пыль, — рассказывает собеседница. — Далее специалисты отдела вручную устраняют общее загрязнение документа (грязь, пятна, клей, скотч, плесень). Силикатный клей, например, удаляют с помощью тонкого скальпеля, стараются максимально удалить пленку клея. Его соскабливают маленькими кусочками, не задевая при этом текст.

После этого отреставрированные документы сушат, прошивают, сканируют и заливают в электронную базу архива.

Список учреждений и предприятий, являющихся потенциальными источниками комплектования Государственного архива города Астаны, составляет 258 организаций.

НАЙТИ НУЖНЫЙ ДОКУМЕНТ

В столичном госархиве также трудятся сотрудники отдела государственных услуг. Именно они обрабатывают запросы от граждан и находят необходимый для исследования или когда-то утерянный документ. Это скрупулезный и трудоемкий процесс. По словам сотрудников, к ним обращаются люди не только из всех регионов Казахстана, но и других стран.

— В архив обращаются по разным вопросам (о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы, составе семьи, образовании, награждении, перечислении пенсионных взносов и социальных отчислений, присвоении ученых степеней и званий, несчастных случаях, об актах гражданского состояния, имущественных правах и по иным сведениям, хранящимся в архивах). Поиск проводится в информационной системе архива, а также в документах на бумажном носителе, — говорит Ардак Каипжанова.

Для получения государственной услуги физические и юридические лица могут обратиться с заявлением в канцелярию услугодателя, в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» или через веб-портал электронного правительства www.egov.kz.

Документы госархива также активно используются при подготовке выставок документов, статей в периодические издания, для информационных сообщений по радио и телевидению, для написания диссертаций, исполнения тематических запросов и запросов социально-правового характера, выдаются исследователям в читальный зал.

Просмотр каких-либо сведений в архивных документах достаточно трудоемкий процесс и зачастую занимает много времени. К ним относятся случаи, если не указаны или неверно указаны запрашиваемые данные. В целом поиск одного запроса занимает от 10 минут до трех дней и более.

ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

— Техническое обеспечение архива играет важную роль в сохранении и обеспечении доступа к ценной информации. Эффективное сочетание современных технологий с качественными методами классификации позволяет осуществлять быстрый поиск архивных материалов, что является ключевым аспектом работы сотрудников архива, а также сохраняет историческое наследие и делает его доступным для настоящих и будущих поколений, — отмечает Ардак Каипжанова.

В этой связи особое внимание уделяется созданию цифровых копий архивных документов. Этим занимаются сотрудники Центра обработки данных столичного госархива. Его серверы могут хранить до 400 тысяч терабайт информации. Всего цифровой фонд архива составляет 6036775 единиц хранения. В 2019 году ЦОД пополнили новыми поточными, планетарными, книжными и широкоформатными сканерами.

В наше время, когда поток информации умножается тысячекратно, работы для архивистов прибавилось. Но они принимают вызовы эпохи во всеоружии, прилагая много усилий для сохранения истории.

Статьи по Теме

Back to top button