В век электронных гаджетов живое искусство остается востребованным. Театр кукол столицы за свою недолгую историю вырастил не одно поколение благодарных зрителей.
Театр кукол в столице открылся 29 декабря 2010 года. В культурной жизни города это стало одним из знаменательных событий.
Коллектив, сегодня насчитывающий 69 человек, возглавляет Токжан ХАСАНГАЛИЕВА. Художественный руководитель театра — заслуженная артистка Казахстана, профессор Куралай ЕШМУРАТОВА.
Театр за короткий срок смог добиться немалых результатов, удостоился весомых наград. Чем живет театр сегодня — рассказала заместитель директора театра Салтанат МУРАТОВА.
— Салтанат Талгатовна, расскажите о своих достижениях.
— Мы много гастролируем. Первый фестиваль, в котором приняли участие, состоялся в Душанбе в 2011 году. Мы получили тогда первое место и номинацию «Лучший спектакль» за постановку «Атамекен» Сакена Жунусова. В 2015 году провели свой фестиваль «Куралай». Присутствовали театры из десятка стран, вместе создали Ассоциацию кукол. После этого в 2017 году провели Всемирный карнавал, на тот момент в Ассоциации кукол насчитывалось уже более 45 стран.
— Какие спектакли пользуются популярностью?
— Сказка-мюзикл «Король-лев» (И. Миччи, Дж.Робертс, Л.Вульвертон), поставленная режиссером А.Салаевой, — это наш первый спектакль. «Атамекен» (С.Жунусов) — о самоотверженной любви к Родине, уважении к традициям и обычаям казахского народа.
«Вечное детство» (Р.К. Муканова) — о трагедии Семипалатинского полигона. Этот спектакль недавно возили по регионам и его приняли «на ура». Это драма, рассказанная куклами. «Атамекен» и «Вечное детство» самые сложные технически — в них играют и куклы, и актеры. В репертуаре также немало постановок древних легенд и сказок.
— Как реагируют дети, ведь многие из них избалованы современной визуальной продукцией? Есть ли постоянный зритель?
— Конечно, есть постоянный зритель, в основном это учащиеся нашего города, на каникулах приезжают дети из других регионов, сел.
Мы иногда делаем мастер-классы вместе с детьми, родителями и режиссером. Ребенок может поводить куклу вместе с актером и сказать, что понравилось, что нет. Детки сейчас умные, начитанные. Они ярко выражают свою сопричастность с тем, что происходит на сцене. Кто-то избалован впечатлениями, но нам удается их удивить и обрадовать. В книге отзывов немало детских записей — искренних, трогательных.
— Как зрители узнают о вашем театре, о новых спектаклях? В городе не видно рекламы с репертуаром вашего театра.
— Телеканал «Балапан» анонсирует наши спектакли. Мы даем представления в пятницу, субботу и воскресенье — три раза в день.
Спектакли идут по возрастным категориям: 3+, 6+ и т.д., что заранее рекламируется в Интернете. С учетом возрастных особенностей спектакли длятся не больше часа. Во время учебного года мы делаем дополнительные выезды в школы. У нас бывают тематические постановки — по безопасности движения, о ценности жизни, нулевой терпимости к наркотикам, преступности.
Спектакли проходят на казахском и русском языках, есть и переведенные на английский язык. Поскольку мы поддерживаем связь с туристическими фирмами, наш театр посещают иностранные гости. У нас постоянные аншлаги, зал на 175 мест всегда полон. Кроме того, в год 100 тысяч детей из незащищенных слоев населения могут посмотреть спектакли бесплатно. Ежегодно планируются гастрольные бюджетные поездки по Казахстану и за рубеж.
— Салтанат Талгатовна, а как вы сами попали в театр?
— Я заканчивала факультет иностранных языков, но начинала работать в филармонии организатором концертных программ. В теперешней должности пятый год. Театр я люблю любой, посещаю оперу, Театр юного зрителя, Казахский драматический. Сравниваю: каждый жанр трудоемок и прекрасен по-своему. Мои дети тоже любят ходить в театр, они первые наши критики.
После встречи с таким театром возникает уверенность в том, что плохое уйдет, огорчения забудутся, а мир наполнится счастьем и упоением. И все будет так, как требуется: детишки засмеются, а взрослые зааплодируют.
Юрий Забара,
Ольга Ясинская