Uncategorized

Желтоксан в Целинограде: воспоминания участника

В Казахстане близится один из самых главных государственных праздников – День Независимости. Декабрь 1986 года стал переломным моментом в истории Казахстана, символом борьбы за суверенитет и национальную идентичность. Один из участников тех событий, житель столицы Аскар Сагнаев рассказал «Вечерней Астане» о своем пути к протестам, тяжелых последствиях репрессий и гордости за свой вклад в историческую борьбу, несмотря на все испытания.

– Как вы узнали о событиях декабря 1986 года, которые вошли в историю как Желтоксан?

– Респондент: В тот момент я был студентом Целиноградского педагогического института. Уже отслужил срочную службу в армии, учился очно и параллельно подрабатывал в противопожарной службе. О событиях в Алматы я услышал по радио, находясь у друга в гостях. Помню, как его отец рассердился, услышав сообщение о якобы “националистических” действиях казахской молодежи. Позже, 20 декабря, я встретился со своим бывшим одноклассником. Он возмущался по поводу того, как эти события были поданы в СМИ, и предложил, чтобы мы, молодежь Целинограда, поддержали протестующих.

– Что побудило вас принять участие в протестах?

– На меня сильно повлияло искажение информации в официальных источниках и ощущение несправедливости. Кроме того, у меня был пример соседа, Аскара Рахимжанова, который пострадал за участие в событиях 1979 года, когда в Казахстане попытались возродить немецкую автономию. Его история и успех народного сопротивления тогда вдохновили меня. Я чувствовал, что обязан не молчать, когда казахов обвиняли в национализме без оснований. Юношеский максимализм и вера в справедливость сыграли свою роль.

– Как вы оцениваете атмосферу того времени?

– Атмосфера была крайне напряженной. Люди были встревожены, многие боялись говорить открыто. Междугородняя связь была прервана, и единственная информация, доступная населению, была официальной – но ей никто не доверял. Взрослые женщины, наши казахские бабушки, плакали от отчаяния. У всех было чувство гнетущей несправедливости и неопределенности.

– Как сложилась ваша жизнь после участия в событиях?

– Меня отчислили из института, осудили и лишили свободы. На мне осталось клеймо. Найти работу было трудно, а восстановиться на учебе – еще сложнее. Даже создание семьи оказалось вызовом. Тем не менее, я благодарен казахским девушкам, которые выходили замуж за декабристов, несмотря на давление и уговоры родственников. Это тоже было проявлением большого мужества. Также очень помогла поддержка друзей, которые не оставили меня, когда я потерял свободу и место в обществе.

– Что вы чувствуете, глядя на современную Астану?

– Это мой родной город, в котором я вырос и боролся за свободу страны. Хотелось бы, чтобы архитектура города больше напоминала о нашей истории. Например, один из высотных домов мог бы быть выполнен в виде казахской юрты. Также я считаю, что спортивные площадки столицы можно украсить деревянными гимнастическими конями – символами нашей связи с традициями кочевников и великих наездников. В нашем городе есть улицы, связанные с Желтоксаном – это улица Желтоксан и улица имени Кайрата Рыскулбекова. Я горжусь, что был среди тех, кто встал на защиту своего народа. Да, я пострадал, но считаю, что исполнил свой долг перед обществом. Я ни о чем не жалею и говорил это в лицо своим оппонентам.

Дана Амангельды

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button