Образование

Жизнь в детских садах

Глава государства в своих выступлениях неоднократно отмечал, что ключ к развитому государству — качественное образование. В последние годы приняты и претворяются в жизнь законы и постановления, направленные на реформирование и развитие системы дошкольного образования. Новшества в работе детских садов обсудили эксперты в очередном выпуске Elorda Club.

— В первую очередь нужно сказать о том, что детей не только в городе, но и в стране становится, к счастью, все больше. Растет следующее, новое поколение казахстанцев. Это в свою очередь привело к тому, что число дошкольных организаций также растет. К примеру, если 10 лет назад в Астане было считанное количество детских садов, то на сегодняшний день их свыше 400. Рынок растет, а вместе с ним и конкуренция. И это неплохо, потому что там, где есть конкуренция, наблюдается рост во всем: в качестве предоставляемых услуг, условиях пребывания детей, подходе к воспитанию и так далее. Каждый учредитель старается сделать свой детский сад лучше, а значит, присутствует здоровая конкуренция. Вместе с тем с каждым годом требования к детским садам усиливаются, ответственности становится все больше, — отмечает руководитель Ассоциации по развитию гуманного и эстетического воспитания Самал АЙТХОЖИНА.

Новая модель дошкольного обучения
С прошлого года детские сады перешли на новую модель дошкольного воспитания и обу­чения. Дошкольные организации теперь могут разработать свободный распорядок дня. Это позволило воспитателям применять разные подходы обучения и воспитания, организовать игровые и обучающие занятия детей в течение всего дня без привязки к строгому расписанию по минутам.

— Новая учебная программа и стандарт теперь ориентированы на ребенка и его интересы. Подходы, ориентированные на педагога, изменились в сторону обучения через игру в течение дня. На самом деле это отличная идея. Отменены обязательные временные рамки. Например, если раньше на рисование выделялось только 20 минут, с 9.00 до 9.20, то теперь это включено в общую деятельность целого дня. А значит, обеспечена гибкость учебного плана посредством ухода от жесткой регламентации расписания и часовой нагрузки. Я считаю, это усилило, улучшило работу воспитателей с детьми. Это также даст старт новым авторским программам, которые могут разработать педагоги и воспитатели, — считает Самал Айтхожина.

Роль современного педагога очень важна в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Здесь не должно быть случайных людей, считает заведующая одним из столичных детских садов Жансая КАЗИЕВА.

— Даже если постоянно меняются методики обучения, дети, меняется и общество, то основа взаимодействия педагога и детей остается неизменной. Воспитатель — это не только профессия, суть которой — дать знания, это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности, утверждение человека в человеке. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция создают образец для подражания для своих маленьких подопечных. Сейчас, в век инновационных технологий, разных новшеств и гаджетов, работа воспитателя изменилась кардинально. Если раньше на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас перед ними стоит новая задача — сформировать компетентную, креативную, социально адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, у которой после дошкольной жизни должна появиться мотивация к обучению в школе. Воспитатель, как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной личности дошкольника, а значит, является ключевой фигурой воспитания. Теперь воспитатель является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм воспитателя должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: он должен владеть огромным багажом знаний, а также обладать элементами инновационной деятельности, также должен уметь доступно и интересно преподносить материал, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, доб­ротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многими другими, — говорит Жансая Казиева.

У госзаказа свои требования
Помимо изменений в учебной программе, усилены требования к детским садам, получающим госзаказ. Включены дополнительные требования ко всем дошкольным организациям, которые хотят получить госзаказ. Среди них противопожарная и антитеррористическая безопасность, установка камер видеонаблюдения, создание условий для детей с особыми образовательными потребностями, оснащение необходимым оборудованием и мебелью, обеспечение медобслуживанием и другое.

— Работа по госзаказу дает огромную поддержку в особенности частным садам. Обеспечивается стабильность в бизнесе, покрывается заработная плата сотрудников. Однако не со всеми требованиями и нововведениями в работе детских садов мы согласны. Вопрос о введении лицензирования детских садов все еще нами обсуждается в процессе работы. Например, согласно новым требованиям, необходимо наличие лицензированного медицинского кабинета и изолятора в помещении. Отмечу, в детских садах всегда были медицинские кабинеты с медсестрой, которая оказывала первую помощь при необходимости. Однако наличие медицинского кабинета с изолятором подразумевает то, что некоторые медицинские процедуры можно проводить прямо в детском саду, отмечу, не имея врача, а только медсестру. Для этого необходимо выделять дополнительную квадратуру, которая, по сути, будет пустовать. Если ребенок чувствует себя плохо, мы вызываем родителей, и они забирают их домой и приводят уже здоровыми. Мы не практикуем лечение в детских садах, мы ведь не поликлиника. Вместо этого мы могли бы обустроить кабинеты для развития детей, класс робототехники, арт-терапии, например, — говорит директор столичного филиала Казахстанской ассоциации дошкольного образования Майра БАЙДУБЕКОВА.

Равные возможности для всех
— Нельзя не отметить из своих наблюдений, что некоторые нормы положения о работе дошкольных организаций сравняли между государственным сектором и частным. Но не в пользу частного сектора. Требования в работе одинаковые, а условия и поддержка совершенно другие. Хотелось бы, чтобы воспитатели частных детских садов, так же как и сотрудники государственных садов, могли встать в очередь на жилье, получать льготное кредитование и многое другое. Закон о статусе педагога для всех одинаков, но оплата труда и исполнение обязательств особого характера, такие как отпуск 56 дней, оздоровительные, материальная поддержка, повышение квалификации, оплата согласно классификации категории педагога в частных садах, к сожалению, не предусматриваются. Поэтому мы обращаем внимание властей на то, чтобы этот момент исполнялся для всех одинаково, — резюмировала Самал Айтхожина.

Статьи по Теме

Back to top button