Общество

ЖКХ: проблемы и поиски решений

В Конгресс-центре прошел первый столичный форум ЖКХ, собравший более 400 участников.

По словам руководителя Центра ОСИ Гульвиры АБЕТОВОЙ, это первый за много лет развития отрасли форум, где объединяются три важных участника в таком масштабе и формате.

— Государственные органы осуществляют контрольные и надзорные функции за работой как предпринимателей в сфере управления жилыми домами, так и председателей ОСИ. Второй участник — предпринимательская среда, поставщик услуг для обслуживания дома и третий — некоммерческие объединения, организации, ассоциации, активное гражданское общество, которое хочет внести изменения в законодательную базу, формировать подобные мероприятия, где можно наладить партнерское сотрудничество.

В своей приветственной речи заместитель акима города Ермек КИЗАТОВ отметил важность работы председателей ОСИ, сервисных организаций, оказывающих услуги для содержания и управления жилыми домами, обеспечивающих наш быт и снабжающих ресурсами, без которых невозможно обходиться в повседневной жизни.

— В столице 2859 многоквартирных жилых домов подлежат переходу на ОСИ. На сегодняшний день новые формы управления утвердило более 60% жилого фонда. Большую поддержку в реализации оказывают активные жители города. Мы, как государственные органы, создаем условия и готовы в дальнейшем способствовать приведению в порядок жилого фонда в рамках действующего законодательства, — сказал Ермек Кизатов.

Эффективное управление своим жилым домом повысит комфорт для его жителей и положительно отразится на рыночной стоимости квартиры. Это своего рода инвестиция, в которую важно правильно вкладывать усилия и финансовые средства.

С 2020 года в столице функционирует Центр жилья, охватывающий практически весь спектр вопросов жилищно-коммунального хозяйства по принципу одного окна, о чем рассказал руководитель Управления жилья и жилищной инспекции Ануар САИПОВ.

— Граждане могут узнать не только как встать в очередь на получение жилья, но и получить ответы на вопросы, связанные с управлением жилых комплексов. За время работы центра более 100000 людей получили консультации. Также на его базе по вопросам перехода жилья на новые формы управления был создан Центр ОСИ. Кроме того, в разрезе каждого района осуществляют деятельность мобильные группы, разъясняющие вопросы по новым формам. В их составе жилищные инспекторы, сотрудники акиматов районов и других организаций, — сказал Ануар Саипов.

С внедрением новой реформы института собственников имущества наблюдается положительная тенденция при содержании многоквартирных жилых домов. К примеру, ежемесячное предоставление отчетности повышает доверие к форме управления ОСИ. Во многих домах уже полностью заменены системы горячего водоснабжения, теплоснабжения, закуплены теплообменники без сбора дополнительных средств.

Самоорганизация жильцов помогает найти ответы на многочисленные вопросы. Безусловно, участие в управлении домом требует определенных усилий и личного времени, но именно это поможет принять наиболее правильные и эффективные решения самими собственниками имущества.

— Собственники должны управлять финансами, следить за качеством оказываемых услуг и обязаны разрабатывать планы развития своих домов вместе с председателями ОСИ, членами советов домов и ревизионными комиссиями. Чтобы в будущем, при реализации проводимых работ, не было споров и недопонимания, — сказала руководитель ОСИ.

Говоря о деятельности Центра ОСИ, необходимо сделать акцент на тех направлениях, которые были выработаны за 2021-2022 года: консультационное сопровождение, подготовка документов для жителей. По словам Гульвиры Сериковны, их база знаний на часто задаваемые вопросы набирает обороты, только за один месяц наблюдается более 400 посещений.

Также центром были разработаны информационные материалы при поддержке Управления жилья и жилищной инспекции, методология — Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, а Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК принял нормативно-правовые акты, которые помогают вырабатывать качественные правила по содержанию и управлению домом. Кроме того, имеются обучающие видеоролики, мастер-классы, оказывается помощь в восстановлении документов на дом и так далее.

— Нур-Султан занимает первое место по уплате налогов. Что такое налоги? Это не только поступления в бюджет, но и прозрачность финансовых средств — как работают ОСИ, насколько качественно сдаются налоговые отчетности согласно плану. Не нужно гнаться за количеством ОСИ, важно чтобы они были жизнеустойчивыми. Дома должны быть и морально и финансово подготовленными, — сказала руководитель Центра ОСИ.

В нынешнее время невозможно представить любую деятельность без цифровизации. На мероприятии были презентованы две платформы по ЖКХ — AULA и E-KNOT. E-Knot — онлайн-сервис для перехода на ОСИ и управления жилыми домами, через который можно администрировать заявки, провести онлайн собрания собственников, онлайн сбор опросных листов, он содержит облачную бухгалтерию и сервис по приему платежей на содержание общего имущества и накопительные взносы на капитальный ремонт для ОСИ.

AULA, в свою очередь, предоставляет систему для эффективного управления домом, оптимизирует расходы на диспетчерскую службу, обеспечивает контроль доступа на территорию дома, проводит аудит инженерных систем дома.

А на выставке, проходившей между сессиями, Высший колледж Astana Polytechnic показал свои разработки. По словам заместителя директора Галии КУЛИКОВОЙ, одно из приоритетных направлений колледжа — создание условий для самовыражения в проектной и исследовательской работе учащихся и возможность получения востребованного образования со знанием перспективных направлений развития на рынке труда.

— На первом форуме ЖКХ у нас появилась возможность презентовать оборудование «Умный дом» в рамках программы развития нашей столицы Smart Astana, где ребята обучаются передовым технологиям по эксплуатации и обслуживанию домов, — сказала Галия Равильевна.

Заведующий лабораторией Ержан КАСЫМОВ совместно со студентами рассказал о представленных стендах — охранная сигнализация, видеонаблюдение и использование IT-решений.
— Один стенд представляет безопасность по охранной сигнализации с эксплуатацией, а также внедрением видеокамер. Для того чтобы было предотвращено проникновение внутрь здания, устанавливаются датчики, которые предупреждают потребителя. Данная система работает через мобильное приложение, и где бы ни находился клиент, он может контролировать всю работу системы, — сказал Ержан Маратович.

К примеру, если забыли выключить свет, через приложение приходит сообщение, и остается нажать на кнопку, чтобы его выключить. Также и с датчиками движения, которые при реагировании отправляют уведомление. А еще, если вам позвонили в домофон, открыть дверь не вставая. Система «умного дома» предусматривает и отключение электропитания, и уже не страшно оставлять утюг включенным.

— То же самое и с контролем датчика воды. Клиент нажимает через приложение на кнопку, регулирующую утечку воды, и доступ воды автоматически блокируется. Интегрируя новые технологии в образовательный процесс, учащиеся получают более обширные программы в направлении IT-решений «умного дома», — рассказал заведующий лабораторией.

Участники форума отметили, что такой формат позволяет высказаться по самым злободневным и важным темам в жилищных отношениях. Организаторы надеются, что мероприятие станет постоянно действующей площадкой для обсуждения насущных проблем в сфере ЖКХ и позволит участникам найти пути их совместного решения.

По итогам первого форума можно сказать, что он открыл широкие возможности для обмена мнениями и опытом между собравшимися и стал инструментом для генерации новых идей, направленных на развитие жилищно-коммунальной сферы.

Статьи по Теме

Back to top button