Культура

Золотой фонд казахского танца

Ансамбль народного танца «Шалқыма» представил на сцене Государственной академической филармонии имени Еркегали Рахмадиева долгожданную сольную программу «Алтын қор – би қазынасы».

С момента создания в 2007 году ансамбль возглавляет заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена «Құрмет» Абдурасул Есекеев, верно следуя заложенной у истоков концепции – сохранять и развивать наследие национальной хорео­графии. Прошедший вечер стал ярким подтверждением постоянной работы коллектива над выбранной миссией: подобно шкатулке с драгоценностями перед зрителями раскрылась сокровищница казахского танца. При этом все номера были нанизаны на сквозную тему – образы жизненных этапов казахской женщины. Виртуозное музыкальное сопровождение национальной хореографии обеспечил ансамбль народной музыки «Сарыарка» под руководством Мәдениет саласының үздігі Тогжана Жахина.

Первая жемчужина программы – танец на бессмертную музыку Сүгіра «Аққу», поставленный заслуженным артистом РК Жанатом Байдаралиным. Нежным лебедем выпорхнула на сцену танцовщица, олицетворяя собой самый трогательный период жизни – девичество.

Следущий номер стал данью памяти народной артистке КазССР, несравненной Шаре Жиенкуловой: под звуки кюя Құрманғазы изящные солистки ансамбля Әдемі Серік и Арайлым Әбдікәрімова исполнили танец «Айжан қыз».

Жизнь незамужних девушек, полную веселья и беззаботной радости, передал танец «Ыңғай төк», поставленный прославленным деятелем искусств РК Мынтаем Тлеубаевым.

Одна из самых любимых публикой постановок ансмабля народного танца «Шалқыма» – «Шолпы» композитора Серика Еркимбекова в хореографии народного артиста РК Заурбека Райбаева. В традиционной культуре казахского народа волосы наделяли магической силой, их защиту осуществляли украшения. Также шолпы, или шашбау, стали символом взросления девушек, несли в себе воспитательное значение: девушка училась терпению, степенности и выдержке. Во время ходьбы шолпы издавали характерный звук, по которому определяли характер их обладательницы. В драматургию танца заложен сюжет – перед замужеством девушки дарят друг другу шолпы. Звенящий и яркий танец, переданный коллективом в мельчайших деталях в его изначальном виде, сорвал овации зрителей.

В народном искусстве танец стоит в авангарде как зеркало традиций, обычаев и духовности, и потому в золотом фонде казахской хореографии бережно хранится каждый жест, каждое движение. В танце на музыку Құрманғазы «Қоштасу» показана сцена прощания невесты, которая готовится к новому этапу жизни. И здесь художественным руководителем ансамбля Абдурасулом Есекеевым сохранена оригинальная хореография народного артиста РК Даурена Әбірова.

В следующем танце образно показана невеста, уже стоящая за шымылдык – так в казахской свадебной обрядности называют обязательный ритуальный атрибут в виде белого занавеса с вышивкой. За ним в доме жениха скрывается невеста. Исполнила танец, следуя по стопам первой исполнительницы – заслуженной артистки РК, профессора Тойган Изим, артистка коллектива Лаура Әрімбек. Постановка – заслуженного деятеля культуры РК Ольги Всеволодской-Голушкевич.

«Танцующие березы» – «Биші қайың» – нежный танец, изображающий грацию казахских женщин, находящихся в расцвете зрелой красоты. Мелодия, сочиненная Кенжебеком Күмісбековым, соединяясь с хореографией народного артиста РК Заурбека Райбаева и исполнением ансамбля народного танца «Шалкыма», превращает номер в шедевр.

Вряд ли найдется человек, не знающий знаменитой картины Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс», – самый известный портрет народной артистки КазССР Шары Жиенкуловой 1958 года. Танец «Былқылдақ», поставленный на кюй Тәттімбета и блестяще исполненный Индирой Габдрахмановой, оживил картину и поразил публику динамикой и сочностью красок.

Восторг зрителей вызвал лирический танец с историей: его в 1985 году поставил Заурбек Райбаев, а Абдурасул Есекеев восстановил в мельчайших подробностях, не забыв и о костюмах. По сцене горделиво вышагивают женщины в нарядных кимешеках, головных уборах замужней дамы, с асатаяками в руках. Уникальная хорео­графия и заводная музыка «Ата толғауы» Нұрғисы Тілендиева неизменно вызывает аплодисменты у ценителей народного танца.

Завершил концерт олицетворяющий торжество жизни танец «Шашу» в обработке Евгения Брусиловского, в постановке Елдоса Усина. Россыпью благословенных сладостей, пожеланиями добра и процветания летели со сцены музыка и танцевальные па, возвращаясь от вдохновленной публики громкими аплодисментами.

Зарина МУХАМЕДАЛИ

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button