ГорожанеСубботние встречи с "Вечеркой"

Звездный путь оперной дивы

Грациозная, восхитительная, талантливая — поклонники волшебного голоса обладательницы колоратурного сопрано Нуржамал УСЕНБАЕВОЙ любят казахстанскую исполнительницу по ярким выступлениям в концертных залах. Но мало кто знает, с чего начинался звездный путь оперной дивы на большую сцену. Наш корреспондент встретилась с исполнительницей в преддверии вечера, посвященного 100-летию ее учителя по вокалу.

— Нуржамал Пернебековна, вы из музыкальной семьи?
— Музыкой я занимаюсь с детства. Папа у меня писал стихи. По образованию он историк, 40 лет был директором средней казахской школы в городе Арыси. Я там родилась в большой семье, нас 8 детей. А мама работала в школьной библиотеке. Прекрасно пела. В молодости участвовала в концертах. У нее такой красивый голос! Особенно проникновенно она исполняла песню «Елигай». Папа тоже музыкален, играл на домбре. Вот такие они были. Любили искусство, музыку. И нас так воспитывали. Мы все ходили в музыкальную школу. Любили домашние концерты. Сестренка садилась за инструмент, исполняли на несколько голосов. Жили в частном доме. Соседи проходили по улице, останавливались. А мы еще любили петь, когда что-то делали по дому. Моя старшая сестра Динара всегда говорила: «Изобрази Куляш Байсеитову, спой «Гакку». Еще я любила пародировать Муслима Магомаева, Эдиту Пьеху. Хиты тех лет, услышанные по радио и телевидению, всегда исполнялись в домашнем кругу.
У нас в семье у всех красивые голоса. Но среди братьев и сестер я единственная получила профессиональное музыкальное образование и стала оперной певицей. У остальных разные профессии. Есть и инженеры, и учителя. Но когда мы собираемся вместе, обязательно поем на несколько голосов. Любим вместе музицировать.

— У вас были любимые семейные песни?
— Конечно, «Арыс жағасында» Шамши Калдаякова, о родине, родных местах, о реке, на берегу которой мы выросли. Я ее всегда исполняю на своих концертах и творческих вечерах. Это песня, которая напоминает мне о моем доме, обо всем, что связано с детством.

— Вы помните свое первое профессиональное выступление?
— Окончив музыкальную школу, я поступила в Шымкентское музыкальное училище по классу фортепиано. Тогда же появилось это желание петь, учиться академическому вокалу, в училище я принимала участие в конкурсе вокалистов на лучшую песню военных лет. Пела «День Победы». Сейчас улыбаюсь тем воспоминаниям, но тогда я заняла первое место и с того момента начала брать уроки вокала, готовиться к поступлению в Алматинскую консерваторию. И поступила.

— Вы выступали на самых популярных мировых сценах. Какая самая памятная сцена в вашей жизни?
— Конечно, это мой дебют на оперной сцене в спектакле «Қыз Жібек» в постановке прославленного Казахского национального театра оперы и балета имени Абая. Я исполняла главную партию еще будучи студенткой. Как вы знаете, драматургия, либретто оперы принадлежит великому Габиту Мусрепову. В постановке режиссера Байгали Досымжанова, который сам был в прошлом певцом. Он искал молодую Қыз Жібек. На роль было много претенденток. Байгали Досымжанов преподавал у нас оперный класс. Там же и происходил отбор. Как сейчас мы говорим кастинг, хотя тогда такого слова не было. Но нас очень серьезно, жестко отбирали и утверждали в Министерстве культуры. Мне повезло, я спела эту премьеру. И тогда великий Габит Мусрепов произнес слова, которые стали для меня напутствием, бата. Он сказал: «Такой и должна быть моя Жібек». Это был дебют. Но я помню тот день до мельчайших подробностей, он навсегда останется в моей памяти.

— Будучи в труппе театра имени Абая у вас были зарубежные стажировки?
— Конечно. Окончив консерваторию, оперный класс Бекена Жылысбаева, мне посчастливилось пройти стажировку у великой Элизабет Шварцкопф, выдающейся немецкой певицы XX века, она считается одной из лучших интерпретаторов музыки Моцарта. Затем была стажировка у Хельги Косты, немецкой исполнительницы. В Барселоне, когда я получила звание дипломанта международного конкурса имени Франциско Виннеса, мне была вручена премия Джино Бекки.

Дело в том, что для оперного певца выступление на разных сценах, в составе прославленных трупп имеет очень важное значение, ведь это большой опыт в нашем деле. Я очень счастлива, что 15 лет сотрудничала с оперным театром имени Мусы Джалиля в Татарстане. За это Татарстан меня наградил высоким званием Народной артистки. И я очень ценю и благодарна им.

Затем было сотрудничество с театром «Малигот», это театр Станиславского в Санкт-Петербурге, с ним я гастролировала месяц по Японии с оперой «Травиата». Пела Виолетту. Японцы подходили и заговаривали со мной по-японски, я же была единственная в труппе азиатка. Но я сказала, что я не японка.

С Казанским театром гастролировали по всей Европе, была в Лиссабоне, в театре «Колизеум», это большой театр на 3000 зрителей, акустика там потрясающая, звук просто летит. Такие моменты запоминаются на всю жизнь.

Много концертов я дала в Большом зале Московской консерватории. С оркестром Евгения Светланова, Владимира Федосеева, с выдающимся дирижером Ренатом Салаватовым. Он родом из Казахстана, учился с Валерием Гергиевым. Это выдающиеся дирижеры современности.
Конечно, с большой гордостью вспоминаю Карнеги-холл. Потому что это самая известная сцена в Нью-Йорке, на которой мечтает выступить каждый музыкант.

— Насколько мимолетна карьера оперных исполнителей?
— Каждый решение принимает сам. Но могу добавить, что в музыкальных коллективах, театрах, концертных организациях существует очень хорошая традиция, она тянется с давних времен, когда мастера остаются в труппе и становятся душой коллектива. Корифеи должны делиться своим опытом с молодыми, служить примером, передавать традиции из поколения в поколение.

— У вас есть свой кумир оперной сцены?
— Конечно. Я пришла в вокал благодаря выдающемуся оперному тенору Алибеку Днишеву. Будучи пианисткой, окончила училище на красный диплом. Но появление Алибека Днишева на сцене меня просто потрясло. Мы были покорены его талантом, его музыкальностью, его интеллектуальностью. Я мечтала выступать с ним на одной сцене. Мы даже повесили его фотографию из журнала у себя в студенческом общежитии, в училище.

И знаете, все получилось… В 1984 году в дебюте на сцене в оперном театре в партии «Қыз Жібек» я пела партию Жібек, а моим Толегеном был Алибек Днишев. Бекежана пел народный артист Шора Умбеталиев. Партию Женеше исполнила народная артистка Шабал Бейсекова, которая когда-то в молодости пела Қыз Жібек. Это наши великие певцы.

Я почему говорю мой Толеген… Потому что в жизни я встретила своего Толегена — супруга, композитора Толегена Мухамеджанова.

— У вас творческая семья. Это сложно или помогает в жизни?
— Мне помогает, да. Мой муж — музыкант, композитор. Он понимает меня, всегда оберегает и заботится обо мне. Я могу быть беспечной, выбежать без головного убора, а он просит всегда одеваться теплее. Поддерживает советом, никогда меня не критикует в творческом плане. Говорит, что молодец. Я считаю, что каждый исполнитель сам чувствует, как прошло его выступление. Но мнение ближних важно.

— Что бы вы сказали сегодня юной девочке Нуржамал Усенбаевой?
— Знаете, имя мне дал мой старший брат. Ему было 7 лет, когда я родилась. А он у нас бабушкин-дедушкин внук, воспитан ими. И все мог решать как взрослый. Он увидел как-то в районном клубе фильм «Дочь степей» с Замзагуль Шариповой в главной роли и ему настолько понравилась героиня. Ее звали Нуржамал. Он пришел и говорит: «Назовем мою сестренку Нуржамал. Пусть будет такой же красивой, доброй и помогает людям, как героиня этого фильма». Родители и согласились. Вот так маленький мальчик, старший брат, заложил в меня мою будущую судьбу… Не зря у казахов, да и у всех народов существует мудрая поговорка: «Устами младенца глаголит истина».

— Последние годы вы не так часто балуете зрителей и заставляете скучать по себе.
— У меня сложилась традиция. 4 июня, в день рождения, я должна работать — выйти на сцену. Это своего рода отчет исполнителя перед слушателями, скажем так, творческий экзамен. В этом году концертная программа будет особенной. Предстоящий сольный концерт я посвящаю 100-летию своего учителя, певца, народного артиста Казахстана Бекена Жылысбаева. В творческом вечере примут участие выдающиеся музыканты, коллеги, друзья из других стран. Они любят приезжать в Казахстан, в Астану. Ведь у нас очень благодарная публика и преданные поклонники.

Статьи по Теме

Back to top button