Культура

Девушка по имени Шелк

«Кыз Жибек» по праву считают жемчужиной казахстанской оперной сцены. Девять десятилетий назад ее впервые поставили на сцене алматинского театра, сейчас она девятый сезон украшает репертуар столичной «Астана Оперы». О шедевре мы беседуем с режиссером театра Еренбаком ТОЙКЕНОВЫМ.

– Расскажите историю «Кыз Жибек». Это первая казахская опера?

– Опера «Кыз Жибек» имеет долгую сценическую историю в Казахстане. Впервые ее поставили в Алма-Ате, в годы Советского Союза, на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Однако изначально спектакль напоминал, скорее, музыкально-драматическое представление: в нем было много разговорных диалогов, что приближало постановку к драматическому театру. В те годы в спектакль привлекли даже артистов драматического театра, поскольку требовалась особая актерская подача.

Многие годы спустя, в 2017 году, перед «Астана Опера» встала амбициозная задача – превратить «Кыз Жибек» в полноценную оперу, скорректировав ее музыкальную драматургию. Главной целью было заменить разговорные сцены речитативами, чтобы создать единое оперное полотно.

Подготовка началась еще в 2016 году. Постановочная группа, в которую вошли художники-сценографы Софья Тасмагамбетова, Павел Драгунов и музыкальный редактор Абзал Мухитдин, проделала колоссальную работу. Абзал Мухитдин фактически стал соавтором композитора, адаптировав партитуру и сделав ее более цельной и выразительной. Подготовка длилась около года.

Режиссером-постановщиком был приглашен Михаил Александрович Панджавидзе. Казахстанскому зрителю он уже был знаком по постановке «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха в Байсеитовском театре. В «Астана Опере» он вновь подтвердил свое мастерство, бережно перенеся на сцену обновленную версию «Кыз Жибек». В процессе работы я принимал участие в постановке в качестве ассистента, консультанта.

С тех пор прошло восемь лет, и «Кыз Жибек» по праву занимает место в числе главных жемчужин репертуара «Астана Оперы».

– Как создавался шедевр?

– Создать оперу, в которой зритель ощущает себя внутри событий и сцена оживает, – задача сложная, но в «Астана Опере» удалось достичь этого эффекта. Благодаря продуманным визуальным решениям спектакль приобретает кинематографическую глубину, а сцена наполняется реалистичной жизнью.

Один из главных секретов успеха – использование сценического пространства и современных технологий. Глубина сцены театра составляет 70 метров, но за ее пределами продолжается видеопроекция, создающая эффект безграничного пространства. Например, караван, который сначала появляется на экране, затем плавно перетекает в реальность, выходя на сцену. Хотя в реальности зрители видят всего три верблюда, три лошади и около 150 человек, благодаря видеопроекции создается впечатление, что движется огромный караван из 300 человек.

Еще один важный элемент – проекционная сетка, которая позволяет добавлять эффект объемности. Именно так была воссоздана метель, окутывающая сцену завораживающим снегопадом. В результате первая картина спектакля получилась не только масштабной, но и кинематографичной, вызывая у зрителей восторг и бурные аплодисменты.

Особое внимание уделено динамике сценического действия. В спектакле использованы элементы мюзикла, не в музыкальном смысле, а в принципах движения артистов. Хор не просто стоит и поет, каждый его участник является полноценным действующим лицом со своей задачей. Ритмичность и осмысленность движений делают сцену живой, наполняя ее настоящими эмоциями.

Благодаря решениям Михаила Александровича опера приобрела черты масштабного зрелища, в котором гармонично сочетаются музыкальное и визуальное искусство.

– Расскажите подробнее про костюмы.

– Основой для сценических образов послужил традиционный казахский костюм, который веками оставался практически неизменным. Однако сегодня он начинает трансформироваться, особенно чапаны, становясь более современными. В этой постановке костюмы сохранили дух традиции, но приобрели изысканность и кинематографическую точность.

Каждый костюм сшит вручную, с безупречной проработкой узоров, тканей и фактур. В костюмах Кыз Жибек Софья Тасмагамбетова проявила особое мастерство. В сцене сна она облачена в свадебный наряд, венцом которого становится роскошное саукеле. Этот головной убор можно рассматривать не только как элемент костюма, а символ, несущий в себе целую историю. Тончайшие вышивки, богатый декор, искусное сочетание материалов – все это придает образу глубину и достоверность. Жилеты, расшитые вручную, дополнительно усиливают ощущение роскоши и подлинности.

– Эскизы ваших декораций напоминают исторические хроники. Как они создавались?

– Во второй сцене спектакля зрители становятся свидетелями поистине грандиозного зрелища – перед ними возникает величественный дворец, декорация колоссальных размеров, требующая слаженной работы более семидесяти человек. Это настоящее техническое чудо: смена декораций занимает всего полторы минуты. Зритель, увлеченный действием, может даже не осознать, насколько сложен этот процесс, но скорость превращения одной сцены в другую создает особый эффект.

Момент раскрытия дворцовых ворот сопровождается эффектной музыкой, усиливающей ощущение какого-то чуда. Когда перед глазами публики в одно мгновение раскрываются монументальные стены, когда свет играет на их резных узорах, создается ощущение, будто оживает сама история. В основу сценографии легли реальные архитектурные образы, вдохновленные древними городами – Сарайшықом и Саураном. Однако важно понимать: театр не может быть музеем. Здесь нет места сухой реконструкции, главное – создать образ, передать дух эпохи, ее романтизированную, преувеличенную, но оттого еще более выразительную версию.

Эту мысль особенно подчеркивал Эцио Фриджерио, с которым мы работали над постановкой «Абая». Великий сценограф утверждал: точность в театре может убить впечатление, сделать спектакль безжизненным. История на сцене должна не просто воспроизводиться, она должна дышать, волновать, будоражить воображение. Потому театральное искусство столь условно: в нем гиперболы и художественные образы говорят о правде порой громче, чем документы. Работа с декорациями в театре – это сложное искусство, скрытое от глаз зрителя, но жизненно важное для создания магии на сцене. За кажущейся легкостью смены декораций стоит кропотливый труд множества людей, для которых точность и безопасность – превыше всего.

Работа с декорациями в театре – сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Каждая деталь должна быть удобной для использования на сцене. Например, 10-тонные декорации выезжают отдельно, и их установка – это огромный физический труд. Важно учитывать безопасность и удобство, поскольку такие тяжелые элементы могут быть опасны, если их неправильно закрепить или установить. Для этого весь процесс проектируется и просчитывается таким образом, чтобы декорации можно было легко и быстро менять во время спектакля. Несмотря на возможности автоматизации, все декорации меняются вручную. Это исключает риск несанкционированных поломок и проблем, связанных с техникой.

В третьем акте спектакля зрителей ждет потрясающая сцена с маковым полем. Это поле сделано вручную, и каждый цветок, каждый лепесток были собраны людьми. Перед каждым спектаклем стебельки приходится вручную втыкать в землю, а это требует колоссальных усилий и времени. Это настоящая командная работа реквизиторов, поскольку потребуется несколько дней, чтобы собрать и подготовить все элементы.

– Искусственный интеллект в театре как-то может помочь?

– Конечно, я не говорю о том, чтобы заменить театр, потому что это титанический труд. Театр заменить невозможно, и я считаю, что в будущем это не сделают, потому что нужно работать с чувствами, и искусственный интеллект с этим не справится.

Тем не менее мы пользуемся искусственным интеллектом, и это облегчает жизнь. Например, в последнее время я часто использую его в гала-операх, когда создаем видеоконтент. Раньше на создание одного контента уходило два, а то и четыре часа, а сейчас это занимает всего десять минут.

Мы используем ИИ, давая ему задачи, и важно помнить, что его нужно «воспитывать», чтобы он подстраивался под наши требования. Это каждый раз нужно подправлять, если используешь платную версию, но в итоге он выдает нужные вещи, которые более-менее подходят для сцены. Однако нам все равно приходится дорабатывать результат, так как ИИ не может сделать все идеально. Например, он может создать сцену, а мы добавляем туда элементы, как работающий фонтан или движущиеся облака. ИИ может создать только контур, основу, и иногда бывают ошибки, например, шестиногие лошади. Но это можно исправить.

ИИ также помогает, если использовать его в качестве голосового помощника. Когда ты где-то репетируешь и нужно что-то быстро записать или отправить заметки, он очень полезен. Но в плане концептуального подхода, создания концепции ИИ не может помочь.

– Спектакль живет на столичной сцене девятый сезон. Случались ли на сцене интересные истории, казусы за все это время?

– Конечно, без таких историй не обойтись. Был день сдачи, генеральная репетиция. Я находился в зале, и сцена открылась, появился караван, но двух верблюдов не было. Я сразу побежал, забил тревогу, спрашиваю: что случилось? И за кулисами в темноте нахожу лежащих верблюдов. Спрашиваю у хозяина, в чем проблема, почему они лежат, а он отвечает: «Верблюдица беременна, и прямо сейчас на сцене может родить».

Я бегу обратно в зал, где сидит Михаил Александрович, и объясняю ситуацию. Он слушает, делает паузу и не сдерживается, начинает смеяться. Он смеялся долго. Это была первая сдача, представьте, если бы верблюжонок действительно родился прямо на сцене. После премьеры мы встретились с ним, и он только об этом и говорил, не мог остановиться от смеха.

Животных мы держим за кулисами, конечно, они не постоянно находятся в театре. Обычно просим их на вечернюю репетицию. Они приезжают, например, в шесть и остаются до девяти.

Были и другие казусы с животными. На спектакле пел наш солист, и вот он верхом на лошади исполняет мощную арию с высокими нотами. Но в момент, когда он брал последнюю ноту, лошадь, как бы это культурно сказать, не выдержала и выразила свои эмоции. И вот, когда артисты хора выбежали на сцену, их ждал «сюрприз». После спектакля зрители обсуждали не оперу, а лошадь. Это, конечно, запомнилось всем.

Но это редкие случаи, все же искусство всегда несет высокую миссию, оно дарит радость, возможность переосмыслить многие жизненные ситуации и испытать настоящий катарсис.

Екатерина ТЫЩЕНКО

Фото из архива театра

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверьте также
Close
Back to top button