История

Наследие великого поэта

В архивах сохранились уникальные документы празднования 100-летнего юбилея Абая в августе послевоенного 1945 года. По рекомендации Мухтара Ауэзова подготовка и проведение празднеств были поручены молодому ученому секретарю, в последующем выдающемуся абаеведу Каюму Мухамедханову. Ученый внес огромный вклад в проведение этого исторического события, а когда гости разъехались, изложил свои мысли в обстоятельном отчете. Он не мог и предположить, что наступят годы, когда труды Абая будут под запретом и именно ему придется отстаивать наследие великого поэта ценой жизни.

Задолго до юбилея
Подготовительные работы к торжествам начались задолго до юбилея, пишет в отчете Каюм Мухамедханов, и имели в виду значительно более широкий размах их проведения, как то намечалось первоначальным планом областного юбилейного комитета.

Еще в 1944 году в Абаевском районе приступили к ремонту зимовки Абая. Он был закончен на базе местных стройматериалов — восстановили стены и крышу. За неполучением лесоматериала, стекла и краски работы, связанные с указанным привозным материалом, не произвели. Работы по меблировке и внутреннему оборудованию зимовки не провели в связи с отказом в отпуске требуемых средств.
Намечавшееся юбилейным комитетом сооружение мавзолея на могиле Абая, памятника Абаю в городе Семипалатинске, бронзовых бюстов для музея Абая, здания облисполкома и районного центра не выполнили в связи с отказом в отпуске требуемых средств.

На могиле Абая силами колхозников произвели небольшой ремонт.

За неотпуском средств не установили также надгробные плиты на могилах родственников и друзей Абая, а также мемориальные доски на домах, в которых проживал Абай.

Намечавшееся планом изготовление юрт силами колхозников Абаевского района выполнили полностью. Абаевские колхозники изготовили 25 юбилейных юрт. Кроме того, колхозники Абралинского района изготовили 15 юрт, Чубартаус­кого района — 10. Всего было изготовлено 50 юрт.

В порядке подготовки к торжествам большая работа проводилась научными работниками области, подготовившими к печати труды, посвященные Абаю. Местные акыны написали произведения, посвященные Абаю. Гослитмузей Абая, кроме научной работы, подготовил к торжествам юбилейную экспозицию, значительно углубившую и расширившую содержание прежней экспозиции 1940 года. Она также оживилась рядом приобретенных картин у художников Урманче, Кастеева, Ходжикова, Исмаилова, Волощика, Девяткина, Мартова, а также исполненными художником Долгуниным макетами наружного и внутреннего вида зимовки Абая.

Во всех районах области под руководством районных юбилейных комитетов шла подготовка к торжествам. Наряду с беседами и лекциями в райцентрах, школах и среди колхозников районы готовились к народным тоям. Колхозники организовали лошадей для участия в скачках, джигитов-наездников и борцов. Акыны написали юбилейные песни. На местных районных торжествах, проходивших с 15 по 18 августа, были выбраны лучшие для участия в тое в Абаевском районе.

Торжества
Основные торжества про­шли в Семипалатинске и Абаевском районе. Кроме представителей местной общественности, в них приняли участие гости из Алма-Аты, Ленинграда, Узбекистана, Туркменистана и др. В числе почетных гостей были родственники Абая — Уасиля Жакупова, Камиля Оспанова, Биби Искакова, Камыш Абаева, Архам Искаков, Исраил Акылбаев, писатели — Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов, народный артист республики Курманбек Жандарбеков, известный борец Хаджимукан Мунайтпасов.

Торжества открылись 23 августа в 8 часов вечера. После торжественного заседания состоялся спектакль. Была показана трагедия Мухтара Ауэзова «Абай» в постановке Жандарбекова. Главные роли исполняли народные артисты Академического театра оперы и балета. 24 августа в 2 часа дня — торжественное посещение всеми гостями Государственного литературного музея Абая и просмотр новой юбилейной экспозиции.
5 августа все гости выехали на родину поэта, в Абаевский район. Сюда съехались жители всех колхозов района, а также из Чубартауского, Аксуатского, Аягузского, Абралинского, Жана-Семейского и Ново-Покровского районов. Специально оборудованные для торжеств новые юрты от прибывших колхозников живописно расположились в степи, вблизи Караула, недалеко от Чингизских гор. Образовался большой аул из 100 юрт. Всех прибывших гостей из Семипалатинска по древней казахской традиции гостеприимства радушно приняли хозяева.

После митинга все отправились к склонам Чингизского хребта, где были организованы традиционные народные состязания. Они начались отправкой байги на двухлетках (кунан), после чего состоялись состязания в борьбе, кыз-куу, теньга-алу и др. Состязания закончились возвращением байги и раздачей призов.

Весь той был заснят кинооператором, специально прибывшим из Алма-Аты. Вечером артистами казахского театра на импровизированной сцене, созданной между двух юрт, была исполнена пьеса Ауэзова «Абай». Вечером устроили фейерверк, катались на алтыбакане, играли в сокыртеке, аксюек и др. В юртах пели акыны.

27 августа днем той продолжился байгой, кокпаром, кыз-куу, борьбой. В байге на дистанции 45 км приняло участие до 30 участников, лучшие получили призы. Непревзойденный борец Хаджимукан получил лучший приз тоя — верблюда.

Вечером на «кинопередвижке» показали фильмы на военные темы. Мероприятие закончилось глубоко за полночь национальными играми.

28 августа утром состоялось выступление акынов с песнями, посвященными Абаю. Все выступавшие народные акыны получили ценные подарки. Почетному гостю — старейшему акыну Казахстана Орумбаю была подарена лошадь.

Послесловие
— Летописцы издревле описывали события, сохраняя память народа, — комментирует документ дочь Каюма, хранительница богатейшего архива абаеведа Дина Мухамедхан. — Каюм все записывал, подготовка к событию шла несколько лет. Документ рассказывает о богатых по содержанию интересных мероприятиях, об участниках торжества, приехавших отовсюду, о большой работе просвещения об Абае, проведенной для населения городов, аулов и для всех школ. Этот документ констатирует, что план по увековечиванию образа Абая в скульптуре и живописи, облагораживанию его могилы и другие планы по сохранению памяти не были выполнены из-за отсутствия финансирования и материалов.

И что тут скрывать: к Абаю тогда было неоднозначное отношение со стороны принимающих решения людей. Были их действия тогда бюрократичес­кой волокитой или продолжением выполнения завета о репрессиях казахской культуры, теперь уже трудно сказать…

Годы спустя, в 1970-м, Казахстан праздновал 125-летие Абая на международном уровне. И за основу проведения юбилея поэта-мыслителя был взят опыт проведения его 100-летия. Благо, Каюм все сохранил, что касалось подготовки и проведения 100-летия Абая. Учитель Мухтар Ауэзов и его верный ученик Каюм Мухамедханов показали пример достойного проведения юбилея поэта в тогдашних трудных условиях.
Борьба, начатая Каюмом в 1940 году за первый памятник Абаю, за обустройство его могилы и могил его родных и многое другое, относящееся к достойной памяти о поэте-гении, продолжалась еще долго. Только арест и годы нахождения Каюма Мухамедханова в Карлаге прервали эту борьбу. И больше никто эти вопросы не поднимал. Вернувшись из Карлага, он продолжил бороться, а больше было и некому.
В 1959 году партийное руководство Семипалатинской области встретилось с творческими работниками, чтобы услышать об их профессиональных и житейско-бытовых проблемах. Каюм как никто другой в то время испытывал трудности, но ни словом не обмолвившись о личном, он сказал: «Мы, простые казахи, как-нибудь проживем. Другое дело — Абай, и труд во имя его памяти является служением интересам всего народа. У казахов второй Абай уже не родится, и потомки в вечном долгу перед ним». Первопроходец и основатель науки о казахской текстологии и нового направления — поэтическая школа учеников Абая, которую он исследовал более 13 лет под руководством М. Ауэзова, ученый уже тогда открыл имена учеников Абая, а затем развил концепцию «Абай-Алаш» и к последователям Абая отнес алашординцев. На собранных им фактах впервые написал их полные биографии, а главное, научным текстологическим методом сохранил и восстановил тексты их произведений — вечную основу культуры народа.

Каюм говорил о необходимости изучения таких аспектов наследия Абая, которые остаются без внимания, как философское, психологическое и педагогическое мировоззрение.

С болью в сердце он говорил о проблемах почти 20-летней давности, которые так и остались нерешенными, а это плачевное состояние могилы Абая и его родных, где «усыпальницы из глиняного сырца разрушаются, и их стыдно показать посетителям». Каюм просил решить эту проблему незамедлительно и установить мраморный памятник на могиле Абая. И всенародного памятника поэту тогда так не было, и его борьба за Абая, которая началась в конце 1930-х годов, продолжалась.

Любая борьба отнимает время и силы, наполнена переживаниями и эмоциями. Но Каюм не сдавался, и кто бы еще смог больше 20 лет упорно бороться за первый памятник Абаю? Именно такая целеустремленная, упорная борьба, пусть не сразу, но дала результат. И памятник, и картины появились. Нужно помнить, что за Абая нужно было бороться всегда.

А первый памятник Абаю Кунанбаеву был установлен в Алма-Ате в 1960 году, в 115-ю годовщину рождения поэта.

В Семипалатинске памятник Абаю был установлен в 1972 году. Автор — московский скульптор Дмитрий Элбакидзе. Задолго до создания памятника он много раз приезжал в Семипалатинск и сразу шел в дом Каюма. Они подолгу беседовали: ученый показывал ему фотографии и документы, рассказывал об Абае и консультировал. Скульптор все запоминал, задавал вопросы и что-то набрасывал в своих блокнотах.
А потом Дмитрий Григорьевич в Москве гостеприимно принимал у себя в доме Каюма с супругой Фархинур.

Статьи по Теме

Back to top button