Общество

Безопасно ли в школе?



Борьба с буллингом — это не только задача школ и педагогов, но и обязанность всего общества. Однако дети продолжают сталкиваться с проблемой психологического и физического насилия среди школьников и подростков, что подрывает основы образовательной среды. В связи с новыми угрозами в Астане прошла онлайн-сессия «Безопасность жизнедеятельности детей и подростков» среди столичной молодежи.

Тренинг

В онлайн-тренинге, организованном ЮНЕСКО по инициативе Министерства культуры и информации Республики Казахстан, приняли участие главный научный сотрудник Института непрерывного педагогического образования Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина Алмагуль МУХАМЕДХАНОВА и руководитель отдела дошкольного воспитания и обучения Методического центра акимата города Астаны Айгуль РАКИЖАНОВА. По словам организаторов, тренинги по буллингу и насилию сегодня крайне актуальны, поскольку коммуникации в социуме играют огромную роль в жизни молодежи.

Вопросы, поднятые на тренинге организаторами, включали в себя темы «Как усилить безопасность и создать благоприятную обучающую среду?», «Можно ли предотвратить случаи буллинга и насилия?».

— Один из этапов учебного процесса по теме «Безопасность жизнедеятельности детей и подростков» направлен на пояснение таких понятий, как «насилие», «буллинг», «школьные правила» и «поведенческие ожидания». Цель мероприятия заключается в формировании понимания у учащихся того, что правила поведения в классе должны исключать проявление насилия в любой форме, а также создавать атмосферу нулевой терпимости к насилию. Программа также направлена на обучение распознаванию признаков школьного насилия, разработку правильного поведения, создание личных стратегий решения проблем и воспитание уважения к другим, — поделилась эксперт Айгуль Ракижанова.

Основной вопрос, который поднимали организаторы на тренинге, — как усилить безопасность и создать дружелюбную среду обучения.

Как поступить, если вы стали свидетелем травли другого человека

*Не проходите мимо! Затравив одного, буллер может взяться за следующего, и им может оказаться любой из нас.
*Подскажите, к кому можно обратиться за помощью, расскажите про телефон доверия.
*Тому, кого обижают, можно написать в личном сообщении слова поддержки: «Не принимай все это на себя», «Не слушай их».
*Потребуйте остановить травлю. Найдите единомышленников.

Реальные случаи

В ходе семинара Айгуль Ракижанова представила видео­ролик «Детская жестокость: социальная реклама», который демонстрирует реальные случаи школьного насилия. Слушатели обсудили опасности и типологические особенности буллинга.

Насилие карается законом. Особо строгое наказание пре­дусмотрено в тех случаях, когда оно совершается взрослыми в отношении детей, не достигших 16 лет.

Как поступить, когда обижают или провоцируют НА конфликт?

*Действовать по ситуации
Не принимать обидные слова близко к сердцу. Можно использовать юмор — он обезоруживает.

*Игнорировать обидчика
Для этого требуется сила воли, чтобы не ввязаться в перепалку. Цель обидчика — вывести вас из себя Если вы не поддадитесь на провокацию, от вас отстанут.

*Сдержать эмоции и не ввязываться в драку
Показать свою силу духа, а не силу кулаков: спокойно и уверенно потребовать прекратить.

*Обратиться за помощью к друзьям, родителям, учителю или другим людям, кому можно довериться.

Существует три вида насилия.
Физическое насилие — это прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п. Сексуальное насилие — это совершение с вами действий сексуального характера против вашей воли (нежелательные объятия и прикосновения, непристойные предложения и домогательства). Психологическое насилие — форма воздействия на эмоции или психику партнера с помощью угроз, запугивания, оскорблений, критики, осуждений и т. п., то есть постоянное вербальное негативное воздействие на другого человека.

— Травле может подверг­нуться любой человек, даже тот, кто сегодня сам обижает других. Жертвой может стать и обидчик, если появится кто-то еще более «крутой» или у него обнаружится какая-то уязвимость. Если свидетели травли не делают ничего, чтобы остановить ее, они тоже как бы негласно соглашаются с тем, что такое отношение допустимо. Те, кого обижают, из-за страха или стыда могут скрывать, что их травят. Соглашаются отдать деньги, еду, сделать требуемое в надежде, что от них отстанут. Им, может быть, стыдно рассказать о травле дома и не хочется жаловаться учителям, чтобы не стать «стукачом», — объясняет спикер. Школьный буллинг включает в себя провокации к конфликтам, распространение клеветы и другие формы онлайн-насилия.

По словам эксперта, обращаться за помощью не стыдно, ведь речь идет о насилии и издевательствах, которые опасны для жизни и здоровья.

Реабилитация

Поддержка жертв буллинга и их включение в программы реабилитации — это важный шаг в противостоянии травле. Однако эффективное решение этой проблемы возможно только через общественные усилия. Образование общества и поддержка гражданской ответственности помогут сформировать культуру, основанную на уважении и взаимопомощи.

Последствиями для жертвы травли могут быть:

*трудности в учебе, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;
устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;
*тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
*депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
*социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы. Иногда эти проблемы не проходят без психотерапевтического лечения;
*психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания, которые также могут быть очень длительными и устойчивыми к лечению;
*суицидальные мысли и попытки.

Главное — не оставаться равнодушным

Отказаться от участия, решительно заявив: «Я в этом не участвую». Не поддерживать зачинщиков.
Не одобрять их поведения и не наблюдать, как они кого-то обижают.

Решительно и твердо сказать, что травить и издеваться не круто.

Не оставлять того, кого травят, один на один с обидчиками: «Не слушай их, это они от собственной глупости», «Я с тобой. Мы что-то придумаем», «Ты не виноват».

В некоторых случаях надо рассказать учителю, другому взрослому в школе, родителям о том, что происходит травля. Это не донос и не стукачество, а смелый поступок. Иногда это единственный способ помочь тому, кого обижают. Избавить всю группу от постыдного, неприятного и опасного явления. В любом случае, выбирая линию поведения, важно помнить о своей безопасности.

Телефон доверия

Если никто не смог вас поддержать, вы всегда можете обратиться на телефоны доверия:

111- принимает обращения по всем вопросам, связанным с защитой прав детей, семьи и женщин, бесплатно, круглосуточно, анонимно.

105 — национальная телефонная линия доверия для детей и молодежи бесплатно, круглосуточно, анонимно.

Таким образом, онлайн-сессия стала значимой в усилиях по формированию безопасного образовательного пространства и внедрению эффективных методов профилактики насилия и буллинга среди детей и подростков.

Интересные факты о буллинге

По данным ЮНИСЕФ, в Казахстане 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% — жертвами и 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе.

По данным Дэна Олвеуса (Dan Olweus), примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира два-три раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся — элитной или бюджетной.

Многие исследования показывают, что учителя имеют большое влияние на буллинг и кибербуллинг, а также на все аспекты благосостояния класса. Бывают случаи, когда преподаватели сами становятся обидчиками, они могут натравливать детей друг на друга. Это случается из-за желания учителя повысить свою популярность.

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.

Статьи по Теме

Back to top button