ГлавнаяИстория

Как писалась «Тамга»

Недавно в Астане прошла встреча читателей с историком, автором нашумевшей книги «Тамга. История казахских племен» Радиком ТЕМИРГАЛИЕВЫМ. Нашему корреспонденту он рассказал о роли казахских племен в истории Золотой Орды, передает Вечерняя Астана

— В нашей стране история родов всегда остается актуальной темой. Как вы собирали материал о родах для пятой книги «Тамга. История казахских племен»? Почему тема привлекла вас как исследователя?

— Я начал собирать информацию с тех пор, как увлекся историей еще в студенческие годы. Когда изучаешь историю, даже по конкретной теме, неизбежно сталкиваешься с фактами и событиями, которые запоминаются. В течение всего времени, что я занимаюсь историей, в какой-то степени затрагивал эту тему в своих статьях и книгах. Идея написания этой книги зрела давно, у меня был список тем, о которых хотелось бы написать. Когда приступил к работе над этой книгой, начал целенаправленно собирать информацию, внимательно изучать все доступные источники и научную литературу. Сам процесс занял около двух лет.

— Книг об истории Казахстана написано много. Чем ваша отличается от других трудов по этой теме?

— Одним из первых исследовать историю казахской родоплеменной системы начал в конце XIX века выдающийся ученый Николай Аристов. Следует также отметить роль Мухамеджана Тынышпаева, который в 20-х годах XX века обобщил многие сведения, собрал их в своем труде. Естественно, тогда еще многие источники не были известны, большой информацией историки не владели, но в любом случае я опирался и на их труды, потому что они провели большую работу. В советское время важным этапом в этой области стала работа В. Вострова и М.С. Муканова «Родоплеменной состав и расселение казахов» (1968). В ней, конечно, присутствовала и играла ограничительную роль советская идеология. Авторы должны были рассматривать историю в рамках соответствующих догм. Моя работа намного полнее трудов предшественников, потому что они проделали эту работу, и я уже мог подняться на ступень выше. Затем придет черед других исследователей, которые будут опираться на мою работу в том числе и раскроют эту тему шире. Я думаю также, что моя книга будет важна для русскоязычной аудитории. Дело в том, что на казахском языке издается довольно много трудов о шежире — генеалогической родословной казахов. Но казахстанцы, не владеющие казахским языком, не могут их читать. Многие наши соотечественники живут за рубежом. В то же время они хотят знать о своих корнях, и, думаю, моя книга им пригодится.

— Как автор, столкнулись ли вы с трудностями и критикой при изучении и обобщении истории казахских родов и племен?

— Сейчас благодаря Интернету и социальным сетям критики хватает. Я к этому привык и не считаю это проблемой для себя, поэтому не переживаю. Трудности заключались в том, что, как я уже написал в предисловии к своей книге, это была попытка объять необъятное. Когда концентрируешься на узкой теме, можно изучить все источники информации и максимально полно осветить ее. Но при написании обобщающих трудов на широкую тему всегда что-то остается вне внимания, несмотря на приложенные усилия и изученные источники. Все равно невозможно изучить и осмыслить всю информацию, охватывающую многовековую историю родов и племен. В этом объеме работы заключался главный вызов для меня.

— Как вы оцениваете влияние казахских племен на исторические процессы в пределах Казахстана и за его пределами?

— Казахские рода и племена играли огромную роль в истории. Их взаимоотношения друг с другом или с ханами и султанами зачастую определяли ход различных процессов и событий. Без этого пласта история является неполной.

Как известно, в доиндустриальную эпоху на территории Казахстана преобладающей формой хозяйствования было кочевое скотоводство. Это была естественная адаптация к ландшафту и климату, которые существовали в то время. До появления кочевого скотоводства огромные пространства Казахстана были безлюдны. В древности люди селились на берегах рек и озер, занимались земледелием и животноводством в ограниченных масштабах. Но огромные просторы оставались неосвоенными до прихода первых кочевников. Именно они, приручив лошадь, смогли заняться выпасом большого количества скота в степях, полупустынях и пустынях.

Кочевое скотоводство породило родоплеменную структуру общества, так как скот необходимо было пасти, охранять от хищных животных и врагов, то есть потребовался коллективный труд. На протяжении почти 3 тысяч лет, начиная с древних саков и гуннов, на территории Казахстана существовало родоплеменное разделение. Многие события определялись отношениями между родами и племенами. Естественно, они стремились продвигать и защищать свои интересы. Создание и падение различных государств зачастую было связано с политикой тех или иных родовых подразделений.

— Какие ключевые моменты и события в истории казахских племен и родов вы считаете особенно важными и интересными?

— Таких событий множество. В любом историческом событии, так или иначе, были задействованы роды и племена. Например, в XVI веке Казахское ханство было одним из сильнейших в Центральной Азии. Однако в начале XVII века произошли серьезное соперничество и борьба между двумя родовыми объединениями. С одной стороны, это были катаганы, контролировавшие Ташкент, с другой — союз «Алаш», контролировавший Туркестан. Эта борьба завершилась победой «Алаша» над катаганами, но одновременно привела к ослаблению Казахского ханства.

— Считаете ли вы, что ваше исследование показывает, что у казахов было развито понимание необходимости государственности?

— Понимаете, чтобы на протяжении 3 тысяч лет кочевые объединения могли сосуществовать на этом огромном пространстве, не уничтожая друг друга, им всегда нужен был надплеменной арбитр, который бы регулировал их взаимоотношения. Государство выступало в роли этого арбитра. Кроме того, необходимо было объединять население из-за конфликтов с внешними противниками. Поэтому на протяжении тысячелетий в казахской степи всегда существовало государство. Оно могло быть сильным или слабым, но оно существовало, иначе наши предки просто не выжили бы. Отличие казахов от соседних народов заключается в том, что они до последнего времени сохраняли свою правящую династию — потомков Чингисхана. Только они имели право на верховную власть. Это демонстрирует высокое самосознание людей, которые понимали, что им необходима собственная государственность.

— Недавно вы записали подкаст на YouТub канале о Золотой Орде вместе с историком Жаксылыком Сабитовым. Какую роль играла Золотая Орда в истории родов?

— Если рассмотреть шежире всех казахских родов и племен, то очевидно, что большинство из них восходит к эпохе Золотой Орды и известным личностям того времени. Родоначальником уйсунов был Майкы-бий, живший во времена Джучи и Бату в XIII веке. Прародителем алшинов Младшего жуза был Алау батыр, аргынов — Кара-ходжа и так далее. Все они были золотоордынскими батырами и биями. Самые древние исторические легенды и предания связаны с правителями Золотой Орды, такими как Жанибек, Токтамыш, Едыге. Из более ранних эпох сохранилось очень мало такого рода информации, то есть Золотая Орда стала своеобразной новой эрой в нашей истории. Именно в эту эпоху происходит и формирование современного казахского этноса. Кроме того, Золотая Орда занимает особое место в исторической памяти и других тюркских народов.

— Какие мифы и стереотипы об истории Казахстана ваша книга стремится развеять?

— Такой задачи я перед собой не ставил, но, наверное, отчасти моя книга будет противостоять некоторым мифам или ошибочным стереотипам. Во всех странах издаются альтернативные сочинения, авторы которых, игнорируя известные исторические факты, пытаются удревнить историю своего народа, непомерно возвеличить его роль в истории. Для меня такой подход неприемлем, поэтому я где-то сознательно или несознательно дискутирую со сторонниками подобных подходов.

С другой стороны, есть, скажем так, атаки на нашу историю, стремление принизить историю казахского народа, его культуру. Этому тоже необходимо противостоять. Надеюсь, моя книга пригодится и для этого.

— Какое ваше личное мнение о роли древних центральноазиатских татар V-XIII веков в истории Евразии. Как вы понимаете этногенез и политогенез в современной татарской нации?

— Понимаете, по поводу древних татар, которые населяли в средние века территорию Монголии, идет большая дискуссия. Одни ученые считают, что это был монголо-
язычный народ, другие полагают, что тюркоязычный. Сами по себе подобные споры показывают, что у нас недостаточно источников по этой теме. Иначе не было бы никаких споров. Далее, мы знаем, что термин «монголо-татары» использовался во многих странах в отношении монголов. Рубрук писал, что Чингисхан, завоевав татар, всюду использовал их в авангарде. В бою они кричали «татар-татар», якобы из-за этого распространилось это название.

Кстати, по мнению ряда современных исследователей, от этих средневековых татар, а вернее от одной из ветвей (алчи-татар), происходит казахское племя алшын в Младшем жузе. Что касается современного татарского народа, как и любой другой народ, он сложился из многих компонентов. Татары являются потомками населения, которое проживало в том же Поволжье задолго до Чингисхана, и в то же время в их состав вошли различные группы тюрко-монгольских кочевников. Сложно сказать, что преобладает в этом этническом коктейле.

— Каковы причины включения нескольких крупных этносов Казахстана в раздел «Четвертый жуз» в книге «Тамга. История казахских племен»?

— Это была идея спонсора проекта Алмата Ахметова. Он никоим образом не вмешивался в мой процесс и не пытался что-то навязывать или редактировать работу. Я работал абсолютно свободно, излагая свою точку зрения, идеи и взгляды на различные события. Однако он попросил меня добавить отдельную главу по истории шести крупных этносов Казахстана. Тем самым хотел показать, что мы единый народ, что казахи как этнос в свое время формировались из различных групп. К примеру, найманы и кыпчаки были в средневековье крупными самостоятельными народами, а позже они стали частью казахского этноса, то есть другие этносы Казахстана тоже можно рассматривать как отдельные ру. Понятно, что это больше идеология, нежели наука, но эта идея не вызвала у меня отторжения, и я согласился добавить такую главу. Сегодня я получаю позитивные отзывы по этому поводу: русские, татары, корейцы выражают благодарность и говорят, что им приятно, что их также включили в книгу об истории казахов.

Статьи по Теме

Back to top button