Общество

Креативная Астана



Столичный форум Astana Creative Days оставил после себя шлейф тем, которые обсуждаются до сих пор. Модное сегодня понятие «креативный хаб» — это не просто какое-то пространство, стены с мебелью и каким-то оборудованием, на самом деле это в первую очередь культурная политика, совместная работа с городом, населением. Во-вторых, это место, где рождается творческое сообщество, где генерируют идеи, считают наши спикеры.

Бизнес по-другому
Креативная индустрия в Казахстане находится на начале своего развития, считает директор Born Nomad и Central Asia Creative Incubator Айка АЛЕМИ.

— К сожалению, не все наши сограждане понимают, что в креативных индустриях бизнес ведут совсем по-другому и развивают его на других основах — не на физических активах, а на интеллектуальной собственности, концепте, идее и креативе. Многие попросту не верят в потенциал идеи, не уделяют должного ей внимания, приравнивая к воздуху. На самом же деле идея — это актив, который может генерировать большие деньги, доходы. То есть интеллектуальную собственность можно легко масштабировать и продавать по всему миру, — отметила она.

Роль образования в развитии креативной индустрии
Во время образовательной сессии форума Айка Алеми отметила, что любой креативный бренд строится на трех основах: на идее, как на самой главной из них, технологии и бизнесе.

— У нас образование в креативных отраслях, таких как кино, музыка, дизайн, мода, архитектура, медиа, современное искусство, туризм, построено в основном на технике, оборудовании. Между тем в креативных индустриях важно развивать независимое мышление, оригинальное видение, развивать концепты творения, философию и исследование трендов, то есть креативную составляющую профессий, чтобы она приводила к созданию новых, непохожих идей. Также не хватает бизнес-блока в этих областях, то есть финансирования кино, музыки, дизайна, архитектуры, современного искусства, медиа. Нет должного маркетинга, продаж, логистики, кадров, защиты интеллектуальной собственности, то есть не хватает бизнес-дисциплин. В наших творческих школах не преподают бизнес, плохо преподают независимое мышление, критическое мышление, раскрытие творческого потенциала. Нет мультидисциплинарного подхода, когда все виды деятельности переплетаются друг с другом. В бизнес-школах же вообще не преподают креативные индустрии, то есть не объясняют бизнес кино, медиа и т. д. Поэтому мы наблюдаем большой пробел в образовании в креативных индустриях, — отметила она.

Возможности искусственного интеллекта
Интересную тему — «Искусственный интеллект — это не будущее, а настоящее» поднял глава отдела маркетинга и дизайна финтехкомпании Concave (США), 3D- и веб-дизайнер Джахангир КУМЫСБЕКОВ. Его выступление вызвало живой интерес зала, он говорил о многочисленных возможностях и преимуществах нашумевшего ChatGPT и рассказал, что работу ИИ можно сравнить с человеческим мозгом.

— Никто из нас уже не может создать ничего уникального, потому что любая уникальная идея — это всегда комбинация каких-то смыслов. То, как мыслит человек, — это база данных, которая была в вас загружена родителями, школой, окружением. Вы думаете, что это вы сами что-то говорите, придумали, но на самом деле в вас говорят опыт и знания, которые вы получили в процессе своей жизни. Говоря об искусственном интеллекте, могу сказать, что он работает по принципу человеческого мозга, то есть искусственный интеллект имеет знания и опыт по такой же системе, как это происходит в голове человека, — отметил он.

— Искусственный интеллект не собирается завоевывать мир. У него нет способности думать, чувствовать и обижаться, как человек. И изобретатель, создавший его, может им управлять. Опасность исходит не от искусственного интеллекта, а от человека. Это направление активно разрабатывают специалисты и нашей страны, — успокоил Джахангир Кумысбеков.

Каким должен быть креативный хаб
Эксперты также коснулись вопроса необходимости креативных хабов в городах и их основных задач.

— Существует четыре вида пространств в креативных инфраструктурах: пространства, резиденции, креативные кластеры, а затем уже креативные хабы. Хаб — это место притяжения, где проводятся разного рода нетворкинги, семинары, где люди ищут развитие. Самым большим барьером для них, я считаю, может стать незнание, как двигаться дальше, и когда он приходит в комьюнити своих сподвижников, он может получить какую-то информацию: где получить финансирование, как продвигаться и так далее. Мы должны понимать, что хаб — это не государственные начинания, а коммерческие, а креативная экономика происходит там, где она есть. Важно создавать благоприятные условия для работы таких хабов. То есть мы не выступаем в роли агентов отдельных резидентов, но делаем так, чтобы у них была возможность развиваться. Например, мы можем давать им лояльные условия аренды, можем создавать вокруг них комфортную инфраструктуру, допустим, в виде кофейни на первом этаже, где они могут назначать деловые встречи, — пояснил куратор по регионам креативной экосистемы «Флакон» Андрей МАКОДЗЕБА.

Хаб должен быть магнитом для творческих людей, считает Айка Алеми.

— Многие думают, что креативный хаб просто какое-то пространство — стены, с мебелью и каким-то оборудованием. На самом же деле креативный хаб — это в первую очередь институция, культурная политика, совместная работа с городом, населением. Во-вторых, это место где рождается творческое сообщество, где генерируют идеи. Здесь должны проводиться мероприятия, обучающие программы, дискуссии, показы, то есть хаб — это прежде всего программинг, содержание. Отмечу, нужно уметь коммерциализировать хаб, чтобы он стал местом производства продукта. А для этого он должен научиться содержать себя самостоятельно, продавая свои обучающие услуги, билеты на мероприятия и так далее, чтобы не зависеть от спонсоров и государства, — отметила она.

— Astana Hub уже третий год реализует различные образовательные программы в сфере технологического предпринимательства с общим количеством более 18000 слушателей. Данные программы направлены на развитие трех направлений: IT-стартапы, IT-фрилансеры, IT-специалисты. Существует даже собственный LMS — специальный сервис, предоставляющий пользователям различные учебные материалы, по которым ведется обучение. Могу привести в пример такие проекты, как Tech Orda — программа финансирования для подготовки IT-специалистов в частных школах Республики Казахстан. Она направлена на развитие человеческого капитала в IT-сфере. Программа предоставляет финансирование на обучение физических лиц в области IT, стимулируя развитие кадров и образовательных учреждений. Также ведутся проекты Hero training Silkway accelerator и другие, — сказал директор образовательных программ в технопарке Astana Hub Даулет БЕЙМУРЗИНОВ.

Умение презентовать себя
— Я также была частью экспертной панели по питчингам, — резюмирует Айка Алеми. — Питчинг, как инструмент публичной защиты, играет важную роль и призван обеспечить тот или иной реализуемый проект финансированием. Помимо этого, он позволяет найти партнеров, услышать мнение экспертов. Поэтому важно четко представить себя и свой проект, в особенности финансовую часть — ее либо плохо понимают, либо плохо доносят. Инвесторы хотят услышать четкий ответ на вопросы, сколько вложений необходимо, какова доля инвесторов, какова окупаемость, когда наступает точка безубыточности, насколько рентабельный проект. Нет достаточного понимания конкурентного контекста, также плохо доносится уникальность проекта, его торговое предложение и прочее. Выступления часто неструктурные. Нужно учиться питчингу, чтобы заинтересовать инвестора. Такие выступления также полезны и для экспертов. Они отслеживают, в какую сторону двигается сектор, что нового в нем происходит, какие идеи рождаются, куда можно инвестировать средства в будущем.

Статьи по Теме

Back to top button