Общество

Почему растет спрос на рабочие специальности?



Времена, когда квалифицированный рабочий труд ценился крайне высоко, говорят, возвращаются. На самом ли деле они перспективны в наши дни, рассказывают в рубрике Elorda Сlub эксперты и профессионалы своего дела.

Эталоном успешной карьеры сегодня являются топ-менеджеры крупных компаний, руководители ключевых госорганов. Модно быть фрилансером в каком-либо узко специализированном направлении — IT-технологии, бизнес-управлении и т. д., или даже популярным блогером быть зачастую престижнее, чем строителем, сварщиком или слесарем. Во многом этому способствует общественное мнение. Но наши спикеры уверены: рабочие специальности нужны, без них никак, и без них попросту остановилось бы производство.
Заместитель директора по учебно-производственной работе строительно-технического колледжа акимата Астаны Ертай ХАЛЕТОВ:

— Мы удовлетворяем запросы рынка труда. За последние три года все наши выпускники учреждений профессионального образования находят первое рабочее место. Это очень важно, потому что это определенная подушка безопасности для молодого человека. Важным остается вопрос взаимодействия с заказчиками кадров.

Современные тенденции говорят, что труд будет нарастать и становиться более высокотехнологичным. Образовательная среда в нашем колледже позволяет учащимся освоить не только востребованные сегодня компетенции, но и наиболее перспективные, о которых только задумываются передовые предприятия. Они, кстати, быстро подхватывают таких выпускников. Система учреждений профессионально-технического и среднего специального образования выполняет требования реального сектора к будущим специалистам. Древняя и самая мирная профессия — строитель. Древняя как род человеческий, она вечно молода. Наш строительно-технический колледж, можно сказать, один занимается подготовкой строителей для города и региона.

Совместно с социальными партнерами — работодателями и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» ежегодно занимаемся прогнозированием потребностей в рабочих кадрах через центр компетенций при колледже — на краткосрочную и среднесрочную перспективу в разрезе города и регионов, через анкетирование работодателей, проведение диалоговых площадок «День работодателя» и «Диалог партнеров», через форумы «Профессиональное образование и бизнес». Результаты этой работы используем при формировании государственного образовательного заказа на подготовку кадров в колледже и проведении профессиональной ориентации среди учащихся школ и населения, чтобы каждый мог осознанно подойти к выбору специальности с учетом ситуации на рынке труда. За годы данного сотрудничества наиболее тесно выстроено сотрудничество колледжа с работодателями предприятий города в части организации профессиональной практики учащихся по всем видам требований социальных партнеров-работодателей к общим и профессиональным компетенциям, учитываемых нами при разработке рабочих программ и профессиональных практик, которые согласовывались с потенциальными работодателями.

С целью решения данных задач колледж использует инновационные технологии в производственном обучении учащихся, компьютеризацию обучающих процессов, которые должны повысить квалификационный уровень выпускников. Колледж считает, что в определенной степени решению данной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии, которая отличается от привычной модели обучения постоянством. Дуальная система, на наш взгляд, предполагает прямое участие предприятий в профессиональной подготовке учащихся. С этой целью колледж разработал и заключил меморандум о социальном парт­нерстве в области дуального обучения с ТОО «Центр котлов» Астаны и филиалом строительной компании «ТОО «Базис-А».

В данном проекте предусмотрено участие учащихся по строительным специальностям, в общем 366 обучающихся из 561.

Справочно: Дуальный — это вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Учащиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
Контингент в разрезе специальностей, участвующих в проекте дуального обучения: строительство и эксплуатация зданий и сооружений, мастер-строитель широкого профиля, сварочное дело, электрогазо­сварщик, электроснабжение (по отраслям), электромонтажник по распределительным устройствам, монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических устройств, вентиляции и инженерных систем (по видам), слесарь-сантехник.

Доля выпускников строительных специальностей колледжа, трудоустроенных на основе договоров с социальными партнерами, почти всегда составляет 50-60%. Они работают по избранной рабочей квалификации на штатных рабочих местах, некоторые бригадирами, мастерами на строительных площадках. Многие выпускники колледжа продолжают учиться в высших учебных заведениях. Окончив вузы, работают инженерами на строительных площадках города, имеют свои ИП и берут наших учащихся на практику с последующим трудоустройством.

Почему сегодня растет спрос на рабочие специальности? Во-первых, бесплатное обучение, во-вторых, усиленная совместная работа Министерства образования, Центра занятости населения и РПП «Атамекен», в-третьих, контроль надзорных органов работодателей на привлечение дипломированных специалистов.
Ихтиёр МАДАЗИМОВ, электро­сварщик:

— Я окончил строительно-технический колледж по профессии электросварщик четвертого разряда. Профессия наша интересная, но сложная. Поступил сюда совершенно случайно. Планировал на учет и аудит, но на тот момент годовое обучение стоило около 200 тысяч тенге, для моих родителей эта сумма была неподъемной. Совершенно случайно узнал о техническом колледже, который набирал учащихся на грант и плюс еще выдавал стипендии. Готовили маляров, инженеров-автомехаников, сантехников, выбрал специальность сварщика. Сдал вступительные тесты, с отличием отучился три года, получил четвертый разряд. Меня сразу направили на практику в строительную компанию «Базис-А», там был цех по производству металлических изделий, которые используются в строительстве жилых комплексов. Набрался опыта, получилось отделиться самостоятельно и открыть свой небольшой цех по производству продукции из нержавеющей стали.

Профессия сварщика достаточно сложная, но мне понравился процесс, когда в твоих руках кусок железа превращается в предмет. Поэтому я продолжил работать по своей специальности, хотя из моих одногруппников, а нас порядка 25 было, только 5 человек продолжает работать по профессии. Остальные ушли в другие сферы, потому что зарплата, которая предлагается на позицию сварщика, очень низкая. Эти же деньги можно заработать на должности экспедитора либо менеджером по продажам, и работа чистая — не надо ковыряться в железках. Думаю, несоответствие оплаты труда вынуждает людей этой специальности искать более легкие способы заработать на жизнь.

От автора
Катастрофический дефицит кадров рабочих профессий существует во многих странах мира. Именно поэтому поиском решений озадачена мировая общественность — создаются международные организации, самая известная из которых — WorldSkills. Она является организатором крупнейшего мирового конкурса среди представителей рабочих профессий.

Казахстанские учащиеся колледжей впервые приняли участие в международном чемпионате WorldSkills в 2015 году, где сборная страны заняла 50-е место среди 74 стран. До этого, начиная с 2012 года, в Казахстане на ежегодной основе проводился республиканский конкурс профмастерства среди учебных организаций ТиПО.

Государственная политика в республике по решению проблем безработицы носит системный характер. Есть меры, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные. В их числе применение механизма социального партнерства, стимулирование самозанятости населения, поддержка малого предпринимательства, переподготовка кадров. Так, по данным столичного Центра занятости населения, в 2022 году направлено на обучение 236 безработных, из них по заявкам работодателей — 172 человека: швеи, электромонтеры, парикмахеры, воспитатели, кондитеры, операторы швейного и вышивального оборудования, повара, кассиры, машинисты крана, электрогазосварщики, машинисты погрузочных машин, маляры.

Обучались на рабочем месте работодателя 64 учащихся.

О том, что престиж квалифицированного рабочего труда действительно растет, можно судить по статистике, предоставленной газете Управлением образования столицы.

Если государственный образовательный заказ на 2021 год был выделен на 3702 места, из них на среднее звено — 2565, рабочие квалификации — 1037, то уже в 2022 году заказ выделен на 7300 мест, из них на среднее звено — 4117, на рабочие квалификации — 3033.

Статьи по Теме

Back to top button