ГлавнаяКультура

Приглашаем за кулисы



Посещая театр, мы себе даже представить не можем, какая увлекательная жизнь царит за сценой. В будничный день до начала вечернего спектакля наши корреспонденты заглянули за кулисы Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева.

СВЕТОВАЯ СИМФОНИЯ

Свет в театре — это магия, создающая настроение на сцене. Искусная игра софитов превращает обычное представление в незабываемое шоу.

— По сути, каждый спектакль уникален. В моей практике наиболее сложным в световой подаче стал спектакль «Баян», в нем столько динамики и экспрессии. Зрители в зале привыкли наблюдать лишь за игрой актеров. Тем временем малейшие ошибки в работе моих коллег по свету могут привести к общему фиаско. И, наоборот, если все идет, как задумано, это и есть наш общий успех, — говорит художник по свету Максим БЕГАЛИЕВ. — Конечно, сегодня важно, чтобы при освещении использовались последние технологии. Мы обсуждаем каждую деталь с режиссером, учитывая его предпочтения. Используем различные виды фильтров — теп­лые, холодные, жесткие, а также разные оттенки желтого и красного, которые постоянно совершенствуются. Современные театральные проекторы имеют множество возможностей, а их разнообразие зависит от спе­цифики использования. К нам за помощью обращаются из других городов. Раньше я сам активно посещал другие театры, чтобы изучать их оформление и освещение. Мы тщательно настраиваем свет в соответствии с мимикой и движениями каждого актера, учитывая их индивидуальные особенности.

МЕЛОДИЯ ЗВУКА

Немаловажную роль играет в театре звук. Талантливые звукооператоры и звукорежиссеры создают эту магию, погружая зрителей в мир театрального действа.

 — Наша главная миссия заключается в том, чтобы расставить микрофоны так, чтобы голоса актеров были ясно слышны. Звук также подчиняется жанру спектакля, будь то комедия или мюзикл. Например, для музыкальных произведений мы используем специальные подвесные микрофоны или наушники. Стремимся сделать микрофоны невидимыми для зрителей, чтобы ничего не отвлекало от действа. А в некоторых случаях полагаемся только на подвешенные микрофоны и пушки с дистанционным управлением, чтобы создать максимально эффектный звуковой пейзаж, — поясняет звукорежиссер театра Галымжан ИСКАКОВ.

Он говорит, что каждый год театр заказывает микрофоны за границей. Например, в Англии и Германии сейчас выпускают отличные модели, которые активно используются в театральных постановках.

 — Подготовка к выступлению в плане звука может занять много времени, особенно при работе с оркестром, что представляет свои трудности. Обычно мы тратим от одного до двух дней, начинаем утром и заканчиваем поздним вечером. Вспоминаю интересную ситуацию, случившуюся во время премьеры спектакля «Дон Кихот». Один из микрофонов оказался повернутым не в ту сторону. Мы быстро решили проблему, надев черные одежды, закрыли экран, взобрались на сцену и с помощью палки придали микрофону нужное положение. Иногда нам приходится решать проблемы даже во время выступления, так как микрофоны могут выйти из строя или нуждаться в коррекции, — добавил Галымжан Искаков.

Качеству звука особое внимание уделяется и во время гастролей.

— Во время поездок в другие города мы внимательно изучаем зал и звуковое оборудование, — продолжает собеседник. — Во многих театрах отсутствует оборудование, подобное тому, что есть в Астане. А ведь от качества звука и акустики зала зависит восприятие спектакля. Мы были с гастролями в зарубежных театрах, где в старых зданиях великолепная акустика, что даже микрофоны не требуются. Иные залы обладают настолько четкой акустикой, что звук слышен в самых дальних местах.

МАКИЯЖ

Грим — это искусство, которое преображает лица. За творческим процессом стоят гримеры, создаю­щие неповторимые образы.

— Два года работаю в нашем театре. Моя профессия требует глубокого погружения. Самое главное — стать настоящим художником, ведь кажется, что артист способен преобразить каждое лицо, заставить его говорить новым языком выражений и эмоций. Лицо человека, будучи холодным и спокойным, может стать смешным или глупым в образе, который на нем вырисовывается. Мы, гримеры, перекраиваем и трансформируем, воплощая истории через макияж, понимая, что искусство грима не знает границ, — считает гример Гульдана РАХМАТУЛЛА.

Наша собеседница подчеркивает, что черты лица человека могут явно отражать его характер и индивидуальность.

 — Например, морщины могут появляться у людей, которые часто хмурятся, даже в молодом возрасте, и эти черты могут передаваться в персонажах, которых мы изображаем на сцене. В подготовке к воплощению исторических личностей мы глубоко изучаем период их жизни и характеристики. Бороды и усы, характерные для исторических фигур, зачастую требуют использования париков, которые мы сами создаем. Важной особенностью визажистов является их универсальность: нам необходимо знать, как правильно стричь и отращивать волосы, их текстуру и цвет. Современные спектакли требуют спецэффектов, аналогичных тем, что используются в кино. Мы работаем с материалами, такими как силикон и латекс, чтобы создать кинематографический эффект, например, делая маски на полную фигуру. Мы стремимся максимально передать характер и эпоху персонажа с помощью макияжа и причесок, изучая моду и тенденции того времени. И, получается, профессия визажиста требует широкого кругозора и глубоких знаний, — добавила Гульдана Рахматулла.

СКУЛЬПТУРЫ И МУЛЯЖИ

Бутафория — это не просто набор реквизита, это волшебное заклинание, которое превращает пустую сцену в живой историчес­кий мир. Важность бутафории в театре трудно пере­оценить. Она придает атмосферу, дополняет образы персонажей и вносит в спектакль особый колорит. Каждый предмет, каждая деталь в руках бутафора становится инструментом для создания магии, которая заставляет зрителей погружаться в сюжет и переживать каждый момент с актерами. Без бутафории театр был бы лишен своей волшебной сущности, а истории на сцене казались бы лишь пустыми образами.

— Наши творческие усилия на станке преимущественно направлены на создание реквизита, который станет неотъемлемой частью сцены. Мы изготавливаем щиты, мечи, фрукты и горшки, которые актеры будут использовать в своих выступлениях. Кроме того, заботимся о каждой мелочи, которая придает сцене живость и реализм. Наша работа часто заключается в создании простых, но необходимых предметов из картона, пенопласта, дерева и фанеры. Под руководством режиссера и художника мы превращаем их эскизы в реальность, стремясь к безупречной реализации и детальной проработке каждого предмета, — говорит начальник отдела цеха бутафории Талгат ЖОЛАНОВ.

Работу этого отдела невозможно переоценить, он играет ключевую роль в создании атмосферы и реализации каждого спектакля.

— Много времени мы уделили созданию реквизита для спектакля «Дон Кихот». Наша команда изготовила несколько кукол, покрытых пеной, в том числе куклу с закрытыми глазами и ртом, которую используют актеры. Мы принимали участие в постановке «Кыз Жибек», где нам пришлось размещать и перемещать несколько персонажей с помощью механических конструкций. Это было непросто. На создание всего реквизита нам отводится 2-3 месяца, в течение которых мы также занимаемся другими задачами. Кроме меня, в отделе бутофории работают еще шесть высокообразованных специалистов в области искусства и дизайна. Мы постоянно совершенствуемся и используем новые методы, например, теперь вместо папье-маше используем современный материал под названием ворбула. Готовы превратить любой эскиз в реальность. Бутафория означает создание муляжей, которые придают иллюзию реальности на сцене. Например, при создании костюма не используем настоящие мечи и пистолеты, но делаем их настолько реалистичными, что они кажутся настоящими на сцене. Превращаем реальные предметы в манекены, которые служат для создания иллюзии. Я работаю в этом театре с 2021 года, а в театральной сфере — с 2009-го, до этого преподавал рисование в школе. Наша команда состоит из семи человек, и иногда остаемся на работе допоздна, чтобы завершить задание, — говорит Талгат Жоланов.

По словам спикера, профессии художника-бутафора нигде не обучают. Этот ремесленный навык исчезает из современного образовательного контекста.

— Специальность художника-бутафора существовала только до 1992 года. В период Советского Союза каждые два года выпус­калось около 15 специалистов по специальностям реквизитора и гримера пропорционально потребностям театральных учреждений. В шымкентской школе имени А. Кастеева специальность художника-бутафора представляла собой единственный источник кадров для театральных трупп. Затем 15 специалистов распределялись по разным театрам. В то время в каждом регионе был всего один театр, а в Алматы было только два — театры имени Абая и имени М. Ауэзова. В последующие годы их количество значительно увеличилось. В 1992 году должность художника-дизайнера была упразднена. Сегодня многие студенты не получают образование по скульптуре и работе с деревом, что раньше было частью программы обучения бутафоров. В настоящее время в Астане несколько театров, и в них работаем лишь я и коллега по имени Динара, которая является самым последним выпускником этой специальности, — отметил Талгат Жоланов.

Между тем в театре, где каждый момент на сцене должен быть обдуман и воплощен в живописной гармонии, роль декоратора невероятно значима. Он волшебник, который превращает пустоту сцены в мир, наполненный величественными пейзажами, архитектурными шедеврами и атмосферой, погружающей зрителя в волшебство иллюзии. Искусство декоратора состоит в способности создавать не только красоту, но и эмоциональную глубину, которая заставляет сердца зрителей биться в унисон с каждым персонажем и сюжетной линией. Он внимательно слушает историю, рассказываемую на сцене, и тщательно расставляет каждую деталь, чтобы она подчеркивала и дополняла сюжет, словно невидимый актер, придавая ему величие и глубину. Важность декоратора в театре нельзя недооценивать, ведь именно благодаря его творческому вдохновению и мастерству каждое выступление превращается в незабываемое произведение искусства.

 — С 2009 года я занимаю должность декоратора в этом театре. Мой путь начинался как рефери-художник, а затем я перешел на позицию менеджера. Уже 14 лет посвящаю себя этому творческому процессу. Наша работа неразрывно связана с жизнью сцены. Мы создаем декорации по эскизам сценографов, изучая каждый момент и планируя каждую деталь с пристальным вниманием. Понимая материалы и оценивая затраты, мы разрабатываем смету и координируем работу с бухгалтерией. Время, затрачиваемое на каждую декорацию, варьируется от 1,5 для небольших постановок до 3 месяцев для самых сложных. Каждый спектакль представляет для нас новый вызов, но мы гордимся тем, что в нашем арсенале есть все необходимое для создания декораций внутри страны без зависимости от импорта. Недавно завершили работу над спектак­лем «Патша көңілім», где каждая декорация была тщательно создана совместными усилиями 7-8 человек. Мы уделяем особое внимание каждой детали — от маленьких реквизитов до крупных декораций, разделяя их на различные типы — от мягких кулис до твердого дерева и железа. Бережно следим за каждым элементом, обеспечивая его исправность перед каждым выступ­лением, потому что знаем, что красота нашего декора создает волшебство на сцене, — рассказывает начальник декорационного отдела Алимжан АБИШЕВ.

МАГИЯ ШВА

Швея в театре — творческий мастер, воплощающий мечты и фантазии режиссеров и актеров в костюмах. Ее руки творят, превращая обычные ткани в уникальные образы, которые оживают в глазах зрителей. Ее работа — это не просто создание одежды, это облик персонажей, которые наполняют театральный мир эмоциями и атмосферой.

— Перед новым спектаклем нас ждут месяцы напряженной работы. Мы шьем костюмы для разных эпох — от исторических до современных. Бывает, что на сцене должны появиться костюмы XVI века, а иногда требуется современный облик. Мы создаем все: от нижнего белья до роскошных платьев и шуб. Наш творческий процесс начинается с утверждения сценария, после чего воплощаем эскизы художников по костюмам. Чего нельзя найти на рынке, все создаем сами. Время, затрачиваемое на изготовление, зависит от сложности заказа. Иногда нам требуется всего час, чтобы сделать простое платье. В случае крайней необходимости организуем коллективную работу. Один шьет рукава, другой — юбку, третий — верхнюю часть. Но бывают и сложные платья — с корсетами, множеством деталей, рюшей и перьев, на создание которых уходит неделя. Например, для постановки «Күзгі үміт» мы сшили несколько шуб.

Процесс начинается с утверждения сценария, затем приступает режиссер и потом художник. У нас есть специа­лизированные художники по костюмам, которые разрабатывают и рисуют эскизы. После утверждения на художественном совете, где присутствуют режиссер, художественный руководитель, хореограф, мы приступаем к работе. Мой любимый жанр — исторические костюмы. В них есть своя сложность, но именно она делает работу такой увлекательной, — посвятила в тонкости своей работы заведующая швейным цехом театра Алмагуль КЕНЖЕБЕКОВА.

Идея, заложенная автором, описывающим своего героя, и подхваченная режиссером, становится отправной точкой для формирования образа на сцене. Художник по костюмам, исходя из собственного видения, создает эскиз, который впоследствии должен воплотить в жизнь швейный цех. По словам собеседницы, театральный костюм — не простая одежда, зачастую это настоящее произведение искусства, к созданию которого прикладывают усилия много специа­листов.

Статьи по Теме

Back to top button