Правопорядок

Все способы противостоять мошенникам

Количество киберпреступлений в Астане увеличивается с каждым годом. В этой связи в столице на постоянной основе проводят профилактические мероприятия по противодействию интернет-мошенничеству и повышению уровня правосознания и правовой грамотности граждан, передает Вечерняя Астана.

Об этом на брифинге в Службе центральных коммуникаций рассказал начальник Центра по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД РК Жандос СҮЙІНБАЙ.

Он отметил, насколько важна цифровизация современного общества и получение в онлайн-режиме как государственных, так и банковских и иных услуг. К сожалению, этим активно пользуются и преступные элементы, в частности, мошенники.

 

Способы обмана

По словам спикера, граждане продолжают участвовать в различных схемах по быстрому приумножению денег путем вложений в брокерские компании и инвестиционные проекты, несмотря на их сомнительность и непрозрачность.

— С начала года жертвами таких схем стали более 300 казахстанцев, которые вложили свои деньги в несуществующие инвестиционные проекты. Более того, в ряде случаев для этих целей оформляли на себя кредиты. В погоне за легкими деньгами они лишились своих сбережений. Мошенники завлекают граждан, создавая ложные сайты от имени крупных, в том числе национальных компаний, банков, криптобирж. При этом все общение с так называемыми менеджерами и брокерами проходит в онлайн-режиме, в том числе через мессенджеры. В некоторых случаях для привлечения больших сумм мошенники проводят разовую выплату якобы дивидендов, — отметил Жандос Сүйінбай.

Следующий распространенный способ — это телефонные звонки от имени сотрудников банков, правоохранительных и иных государственных органов.

Сейчас фрод-звонки, совершаемые из-за рубежа, распознаются и блокируются операторами связи. Так, за период функционирования системы пресечено более 44 млн таких звонков.

— Вместе с тем, мошенники продолжают искать новые пути для обмана граждан. Сейчас в основном регистрируются мошенничества, совершенные путем звонков с зарубежных номеров и через мессенджер WhatsApp. Таким способом за текущий год совершено почти тысяча преступлений. Для обеспечения сохранности денег граждан убеждают перевести деньги со счета либо с депозита на так называемый безопасный страховой счет, который в последующем используется для дальнейших переводов либо обналичивания похищенных денег. Также граждане под давлением мошенников либо добровольно сами оформляли на себя кредиты, либо под их диктовкой устанавливали на свои телефоны приложения для удаленного доступа и сообщали поступающие из банков коды SMS-уведомлений. Таким образом, сами граждане обходят все меры безопасности, используемые банками. В некоторых случаях они закладывали либо продавали имеющееся имущество (квартира, автотранспорт), а вырученные деньги переводили на счета мошенников. Хочу отметить, что сотрудники банков или полиции никогда не просят сообщить персональные данные и не проводят спецоперации по телефону, — продолжил Жандос Сүйінбай.

 

Как борются с мошенниками

Министерством внутренних дел РК принимаются меры, направленные на предупреждение и раскрытие таких преступлений.

Совместно с банками реализуются дополнительные меры по обеспечению сохранности счетов граждан и пресечению оформления нелегитимных кредитов, в том числе по оперативному взаимодействию с полицией.

С операторами связи заключены меморандумы о противодействии фрод-звонкам. Во всех регионах созданы и действуют специализированные группы «Киберпол» по расследованию интернет-мошенничеств.

Основной акцент сделан на усилении взаимодействия с другими госорганами, финансовыми учреждениями и частным сектором.

Реализуется комплекс мер, направленных на выявление и раскрытие таких преступлений, а также задержание организаторов и соучастников.

Совместно с зарубежными коллегами принимаются меры к установлению потерпевших за границей. Кроме того, выявлены случаи участия в мошеннических схемах наших соотечественников.

Кроме того, 8 марта в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела по борьбе с киберпреступностью Департамента полиции Астаны установлены и задержаны лица, причастные к совершению интернет-мошенничеств в отношении граждан РК. При обысках изъято 35 SIM-карт, 6 банковских карт, 8 сотовых телефонов.

— Установлено, что двое граждан РК и один гражданин Узбекистана с ноября 2023 года в приложении Instagram создавали аккаунты с предложением быстрой раскрутки денег и оказания помощи в оформлении кредитов, за что брали комиссию и обманывали граждан. В настоящее время проводятся следственные действия, — рассказал спикер.

Профилактика интернет-мошенничества

На сегодняшний день самой действенной мерой профилактики является повышение информационной и правовой грамотности граждан. Поэтому проводится обширная работа по информированию населения о мерах предосторожности.

Только в текущем году в СМИ опубликовано более 2,5 тыс. материалов профилактического характера.

— Пользуясь случаем, хотелось бы дополнительно довести до граждан меры предосторожности. Чтобы распознать мошенников необходимо обращать внимание на следующие признаки:

— при телефонном разговоре они сообщают об оформлении либо о попытке оформления кредита и имеющейся возможности сохранить либо вернуть сбережения. После начинают диктовать вам свои условия и принуждать к различным банковским и финансовым операциям;

— мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и требуют оказать содействие в поимке преступников. Иногда они звонят по видеозвонку и, одевшись в форменное обмундирование (необходимо отметить, что оно не соответствует обмундированию правоохранительных органов РК), пытаются манипулировать потерпевшими. Здесь необходимо знать, что правоохранительные и другие государственные органы не проводят такие мероприятия посредством видеозвонка;

— предлагают вложить деньги и получить хороший заработок в короткие сроки на различных брокерских платформах, инвестиционных проектах, — сказал спикер.

В ходе реализации комплекса оперативно-розыскных мероприятий в конце 2023 года только в Астане выявлено 4 мошеннических колл-центра. Установлено, что их работники звонили только на номера операторов связи ближнего и дальнего зарубежья. В ходе обысковых мероприятий изъято 170 ноутбуков с гарнитурой (наушники и микрофоны), сетевое оборудование, доступ к которым защищен специальными программами. На изъятых ноутбуках обнаружены установленные приложения для удаленного доступа к другим устройствам, таблицы в формате Excel с ссылками на фишинговые сайты, приложения для изменения IP-адресов (VPN). В рамках расследований назначены экспертизы, направлены международные запросы.

За два месяца текущего года зарегистрировано более 3 тысяч случаев интернет-мошенничества. В результате действий мошенников гражданам причинен ущерб на сумму более 4 млрд тенге. Самым распространенным способом их совершения остается интернет-торговля путем размещения объявлений на сайтах известных торговых площадок, а также в социальных сетях и мессенджерах. Как правило, мошенники указывают заниженные цены за товар или услугу и просят предоплату либо полную оплату. В этом году зарегистрировано свыше тысячи таких преступлений.

Как не попасться на уловки мошенников

Жандос Сүйінбай также рассказал, как не попасться на уловки мошенников и привел ряд рекомендаций.

■ Ни в коем случае не следовать так называемым телефонным инструкциям работников банков, брокерских, инвестиционных компаний или правоохранительных органов об оформлении кредитов, о продаже имущества и переводе своих денег на безопасные счета либо оформлении займов. Правоохранительные органы не проводят специальных операций по телефону.

■ Никому не сообщать свои персональные данные, реквизиты, сроки действия, CVV-коды банковских карт, не передавать квитанции о переводах и, тем более, SMS-коды и кодовые слова даже лицам, представляющимся сотрудниками банка, полиции и т.д.

■ Не устанавливать по просьбе посторонних лиц какие-либо мобильные приложения на свой телефон, данные приложения могут предоставить доступ мошенникам к вашему мобильному устройству.

■ При покупке товаров и услуг не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам и другим источникам. Без проверки не производить предоплату. Пробовать договориться об оплате после получения товара.

■ Не вкладывать денежные средства в сом­нительные инвестиционные проекты. Перед вложением необходимо тщательно изучить фондовый рынок и легитивность того или иного проекта, куда планируете вложить деньги.

■ Для установки приложений пользоваться только официальными источниками — App store, Play Market и т.д.

■ Не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в СПАМ-рассылках от неизвестных контактов или в всплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является фишинговой.

■ Не доверять звонкам от представителей сотовых компаний, которые сообщают об истечении срока пользования абонентского номера и предлагают продлить услугу в онлайн-режиме. Также они просят назвать им поступивший вам SMS-код, который в последующем используется ими для авторизации в приложениях.

■ Регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, используйте 3D-защиту и другие меры безопасности, предлагаемые банками.

■ Чаще проверять движение денег на своих счетах.

Это основные меры для того, чтобы обезопасить себя от мошенников. МВД совместно с другими госорганами и частным сектором и впредь будут приниматься необходимые меры по противодействию интернет-мошенничествам.

Статьи по Теме

Back to top button