НовостиОбщество

Аутизм: когда бить тревогу?

24-25 мая центр для детей с аутизмом «Асыл мирас» города Астаны посетили ведущие международные консультанты из Carbone Clinic Кэрол РОКСБУРГ и Сухдев ХАНСРА.

В центре «Асыл мирас» дети с аутизмом и их родители получают профессиональную помощь. А цель визита консультантов из Великобритании и ОАЭ – оценка потребностей центра с точки зрения реализации программ на базе прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analisis, ABA (англ.).

– Должна сказать, что Carbone Clinic также продвигает деятельность, которая направлена на улучшение системы социальной защиты детей с РАС (расстройства аутистического спектра), – рассказала программный директор благотворительного фонда Жаныл МУКАШОВА. – Специалисты ведут работу с государственными институтами на уровне принятия стандартов, карт развития, терминологии. В Казахстане это также необходимо. Наш центр охватывает большое количество детей с аутизмом, но их число с каждым годом растет. Мы реализуем шесть программ, проводим семинары и вебинары для родителей детей с РАС. Чем больше навыков приобретает ребенок, тем легче ему вести полноценную социальную жизнь. В прошлом году девять специалистов нашего центра прошли тренинг по развитию речевых навыков, эта методика оказалась эффективной. В результате их работы дети, выговаривающие только отдельные слова, заговорили фразами и предложениями. Мы выбираем международные практики и технологии с доказанной эффективностью.
Через две недели гости дадут рекомендации по развитию программ аутизм-центров Казахстана в целом. В том числе по обучению сотрудников новейшим методикам и практикам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Это позволит улучшить качество программ аутизм-центров по созданию окружающей среды для ребенка и развитию жизненно важных навыков – речи, взаимодействия и сотрудничества в семье и обществе, восприятия окружающего мира.

– Центр хорошо организован, – отметила консультант из Великобритании Кэрол Роксбург. – Но, во-первых, не хватает местных аналитиков поведения детей с РАС, нужна университетская программа, чтобы готовить специалистов в Казахстане. Второй момент – надо научить специалистов развивать коммуникативные навыки. К примеру, научить ребенка с аутизмом озвучивать то, что он хочет. Ведь чем раньше выявится проблема, тем лучше результаты лечения. Дети с аутизмом не могут обучаться на примере окружающих. Также очень важно найти причину поступков ребенка, тогда мы сможем развить те навыки, которые он не может получить самостоятельно.

Проблема детей с РАС становится все актуальнее в мире и в Казахстане: аутизм встречается у одного из 59 детей (из доклада Центра контроля и профилактики заболеваний в 2018 году, США).

– Скоро в Казахстане заработает пятый аутизм-центр, – добавляет Елизавета ДЕМИНА, менеджер по коммуникациям центра. – Раньше считалось, что это наследственное заболевание. Но не так давно канадские ученые выяснили: болезнь возникает из-за рецессивного гена. Дети с РАС все разные, зачастую это абсолютно здоровый ребенок, но с поведенческими расстройствами. Есть и такие, которые не умеют держать ложку самостоятельно. Спектр расстройств велик: проблема в том, что в Казахстане только с трех лет ставят этот диагноз, а порой и позже, а в Америке – с рождения, и речевые навыки там прививают до трех лет. Ребенок быстро начинает говорить, если нет сопутствующих заболеваний. А у нас некоторые родители приводят детей очень поздно, часто вообще не хотят замечать эту проблему. Их ребенок не говорит до пяти лет, а они ссылаются на то, что родственник так же поздно заговорил. Между тем на такие проявления, как отсутствие визуального контакта с родителями, реакции на них или повторяющиеся действия, нужно обращать внимание. Это повод бить тревогу.

Жанар ДАУТОВА
Фото автора

Метки

Похожие статьи

Закрыть