НовостиОбразование

Казахстанский вуз, три шага вперед!

МОН РК предложило антикризисный план по развитию высшего образования в стране, который станет основой
для дальнейшей модернизации системы и повышения ее конкурентоспособности.

На днях министр образования и науки РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ озвучил сценарий развития высшего образования на ближайшие годы.

Как известно, в 2018 году был принят закон, по которому казахстанским вузам предоставлена академическая и управленческая свобода.

Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ на заседании Национального совета общественного доверия поручил министерству провести работу по дальнейшему расширению академической самостоятельности вузов. Разработанный экспертной группой антикризисный план состоит из трех шагов.

Шаг первый

— Важно стимулировать вовлечение в образование представителей бизнеса и производства, иностранных преподавателей, проводить обмен специалистами на межрегиональном уровне, — считает министр. — Образование должно готовить обучающихся к реалиям рынка, насколько возможно не отставать от них. В связи с этим считаю нужным пересмотреть требования по присвоению ученой степени, штатности и базовому образованию. Не стоит задача отмены этих критериев как таковых, но они не должны ограничивать свободу вузов. В частности, по таким направлениям подготовки, как «Ресторанное дело», «Бухгалтерский учет», «Туризм», «Услуги», «Финансы», «IT», «Журналистика», «Связи с общественностью», «Стандартизация и сертификация», требования по присвоению ученой степени и штатности являются бессмысленными и затрудняют вовлечение специалистов-практиков в преподавание.

Выбор за студентом: офлайн или онлайн

— Выбор дистанционной или смешанной формы обучения в сочетании с традиционным очным обучением — этот выбор должен окончательно оставаться за студентом, — считает глава ведомства. — Предлагаемая форма обучения будет отличаться от того, что было весной, так как изначально дистанционную форму внедряли как временное решение. Конечно, эту работу необходимо будет сочетать с обучением преподавателей и обновлением образовательных программ. Для полноценной адаптации дистанционной формы обучения необходимы законодательные изменения.

Свободу докторантам

Отдельно глава ведомства остановился на устаревших требованиях к защите докторских диссертаций.

— Вскоре докторанты, как и другие студенты, начнут новый учебный год. По сегодняшним нормативным актам докторанты должны утвердить тему диссертации в течение первого семестра обучения. Практически это почти всегда носит формальный характер, пропадает гибкость определения направления научного исследования. Докторант и его руководитель должны сами определять сроки утверждения темы диссертации по мере ее проработанности. В образовании и науке не должно быть формального подхода. То же самое касается сроков утверждения индивидуальных учебных планов докторантов. МОН не должно регламентировать сроки и содержание таких документов. Мы будем дальше работать над снижением отчетности в вузах, — пообещал министр.

МОН также предлагает отменить внешнюю оценку учебных достижений.

— Данный вид контроля никогда не был достаточно эффективным, — считает министр. — Причем в условиях расширения академической самостоятельности, когда каждый вуз готовит свои образовательные программы, внешняя оценка учебных достижений фактически становится бессмысленной.

Шаг второй: не повышать стоимость обучения

Следующим важным шагом в модернизации системы высшего образования МОН считает снижение финансовой нагрузки на обучающихся. Причем министр считает эту задачу такой же важной, как обеспечение высокого уровня качества образования.

Напомним, в конце июля казахстанские университеты планировали повысить стоимость обучения. Министр образования заявил тогда, что сразу несколько вузов рассматривают возможность увеличения прайсов. Асхат Аймагамбетов призвал ректоров отложить это решение до окончания пандемии.

— Всем известна экономическая ситуация в стране, — отметил он. — Я считаю, что со стороны университетов тоже должна быть оказана поддержка для граждан. Во-первых, студентам, у которых накопились долги за обучение, необходимо дать возможность рассчитаться с ними в рассрочку. К тому же я знаю, что многие хотят поднять стоимость обучения в новом учебном году, однако прошу вас помнить о ситуации в стране и не делать этого.

Но! Создать условия для вузов

Актуальная тема была затронута и при разработке плана развития высшего образования.

— Я уже обратился к вузам с рекомендацией не повышать стоимость за обучение, — отметил глава ведомства. — Но для этого нужно создать условия для вузов. В связи с этим предлагается следующий пакет антикризисных мер: отмена требования по соотношению минимальных затрат вуза на одного обучающегося на платной основе и стоимости гранта. В условиях повышения размера госгранта это требование не должно стать оправданием ценовой политики вузов. Отмена требований по обязательному наличию ученой степени и работы в штате для практико-ориентированных направлений подготовки. Отмена требования по соотношению количества преподавателей к количеству студентов. В новых условиях развития образования данное требование становится неактуальным.

Отмена требования по форме проведения итогового контроля по таким направлениям, как «Финансы», «Бухгалтерский учет», «IT», «Ресторанное дело», где достижение результатов обучения подтверждается не дипломной работой, а навыками конкретной практической работы, теми же демонстрационными экзаменами или проектами. То же самое касается курсовых работ, которые до сих пор пишутся для «галочки» в некоторых вузах.

— Требование о трудоустройстве в течение года после выпуска на период пандемии будет учитываться только при анализе, — пояснил министр. — Кроме того, теперь нами будет учитываться не только трудоустройство выпускников, но и создание этими выпускниками вузов новых рабочих мест.

Шаг третий: о вузах добросовестных и не очень

— В любом случае необходимо следить за качеством образования, — считает глава ведомства. — МОН должно продолжать политику выявления недобросовестных вузов-«пылесосов». В то же время от жесткой политики государственного контроля страдают и добросовестные вузы. В связи с этим было поддержано предложение по ранжированию вузов по лигам, которое ранее было озвучено на заседании Национального совета общественного доверия.

Презумпция доверия

Первая категория: вузы, конкурентоспособные на международном уровне. Главным критерием для них будет высокий уровень научных исследований. Это вузы, где наука задает тон образовательным программам и оказывает влияние на экономику страны.

Такие вузы будут иметь 100% академической свободы. Освобождение от госконтроля позволит им не отвлекаться на проверки. Полная презумпция доверия.

Вторая категория: вузы, конкурентоспособные на национальном уровне. У них будет такой же уровень академической свободы, как и у вузов первой категории. Они также будут освобождены от проверок.

Конкуренция полезна

— Относительно третьей категории. Не все региональные вузы могут конкурировать на республиканском уровне, однако студентам, оставшимся в регионах, они дают хороший уровень образования и ориентируются на своего обучающегося, — отметил министр. — Региональные или отраслевые вузы (третья категория) будут иметь большой объем академической свободы. Эти вузы будут проверяться только по системе оценки рисков. Четвертая категория: все другие вузы.

Они будут подвергаться постоянному госконтролю в полном объеме, для них будут действовать многие требования и нормы в связи с низким уровнем доверия к этим вузам. В основе ранжирования вузов по четырем категориям лежит конкуренция вузов по повышению качества образования и науки, а конкуренция, как известно, всегда полезна.

В заключение министр добавил, что «в нынешнее время необходимо принимать такие решения», хотя понимает, что «данные предложения могут быть по-разному восприняты». Пока, напомним, они находятся на этапе обсуждения.

 

Статьи по Теме

Back to top button