Общество

Конституция на службе независимости

С чистого листа
На рубеже 80-90-х годов в жизни казахстанцев начали происходить судьбоносные события, коренным образом изменившие общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию. Кризисные явления последних лет существования СССР привели к его закономерному и неминуемому распаду.
В самом начале 90-х годов заметно ускорился процесс суверенизации республики. 16 декабря 1991 года мы обрели независимость, а по сути, восстановили независимость, имею­щую более 2500-летнюю историю.
Наш народ построил независимую страну практически с чистого листа, учитывая традиции и противоречивый колониальный период и эпохи советского строя, камня на камне не оставившие прежнюю традицию казахско-кыпчакско-тюркско-сакской государственности.

Эти важные и судьбоносные события сопровождались чередой переименований улиц и площадей, имевших прежнюю идеологическую нагрузку. Были приняты дальнейшие меры по реабилитации жертв политических репрессий, в том числе и за участие в декабрьском восстании 1986 года. Позднее были приняты меры по созданию качественно новых правоохранительных органов, судов, КНБ, Вооруженных сил, Внутренних войск, Президентской гвардии, прокуратуры и так далее.

Миролюбивая политика
В советское время наша рес­публика была мощнейшей базой ядерного оружия. Казахстан обладал четвертым в мире ядерным арсеналом. Здесь же имелся зловещий Семипалатинский ядерный полигон, открытый в 1949 году. Он принес многочисленные страдания и огромный вред здоровью и угрозу жизни сотен тысяч людей на стыке трех областей — Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. Всего на этом полигоне было около 500 подземных, наземных и надземных испытаний ядерного оружия. Общая мощность атомных взрывов в 2,5 тысячи раз превысила мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму в 1945 году. И 24% всех испытаний ядерного оружия в мире пришлись именно на наш полигон.

После распада Советского Союза наша республика автоматически стала ядерной державой, у которой осталось на боевом дежурстве более 100 ракет с ядерными боеголовками. На аэродромах республики были размещены 40 стратегических бомбардировщиков с ракетами. На нашей территории находилось 1040 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и 370 боеголовок для крылатых ракет воздушного базирования. Мы по ядерной мощи уступали только России, США и Китаю.

Однозначно, они представляли серьезную опасность для молодой и независимой респуб­лики. К тому же на содержание их требовались огромные финансовые и людские ресурсы. Увеличивалась угроза со стороны ядерных держав. Нужны были кардинальные и быстрые меры по решению этой непростой проблемы: сохранить или вывести ядерное оружие.

Поэтому одним из первых президентских указов стал отказ от ядерного оружия. Еще 29 августа 1991 года был подписан президентский указ о закрытии Семипалатинского полигона. Он стал проявлением миролюбивой политики нашей страны и вызвал позитивную оценку со стороны мировой общественности.
Наш Президент поставил одно жесткое условие перед членами ядерного клуба, преж­де всего от США, Китая и России: взамен нам должна быть гарантия национальной безопасности, нерушимости границ и обеспечения территориальной целостности.

5 декабря 1994 года на Саммите ОБСЕ в Будапеште главы государств США, России и Великобритании подписали Меморандум о гарантиях безопасности странам, подписавшим Договор о нераспространении ядерного оружия. Позднее такие же гарантии нашей стране дали Китай и Франция.

В 1996 году Казахстан стал участником Договора о всеоб­лемлющем запрещении ядерных испытаний. А в 2000 году была уничтожена последняя штольня на Семипалатинском ядерном полигоне.
В 2006 году в Семипалатинске произошло еще одно важное событие: главы МИД пяти республик Центральной Азии заключили Договор о зоне, свободной от ядерного оружия.

Казахстан и далее продолжает проводить политику в сфере нераспространения и ядерного разоружения. По инициативе руководства Казахстана 2 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН приняла историческую резолюцию об объявлении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. Ведь именно в этот день в 1991 году наша республика прекратила в одностороннем порядке испытания на Семипалатинском полигоне. Лидеры мировых держав дали положительную оценку антиядерным шагам казахстанского Президента. Весьма высокую оценку мирным инициативам Казахстана дал, например, Эдуард Шеварнадзе, экс-президент Грузии, один из последних представителей политической верхушки СССР.

Авторитет страны
Были в срочном порядке урегулированы вопросы, связанные с государственной границей с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Россией. На ходу были созданы пограничные войска в трудных условиях, когда часть офицеров стала уезжать на свою историческую родину.
В начале 1993 года был принят Закон «О государственной границе Республики Казахстан». Протяженность нашей границы составляет 13400 километров.

Был экстренно принят закон о гражданстве, который прекращал гражданство бывшего СССР и запретил двойное гражданство.

16 марта 1992 года была создана Республиканская гвардия, призванная охранять не только высоких лиц государства, но и выполнять ряд церемониальных задач.

10 октября 1992 года были созданы Внутренние войска республики, в задачу которых входило обеспечение внутренней безопасности страны, в том числе и охрану исправительных учреждений.

Был принят Закон «Об обороне и Вооруженных силах Республики Казахстан», в котором четко определялась роль Вооруженных сил в системе обеспечения безопасности рес­публики. Был создан Совет безопасности во главе с Президентом. Были срочно приняты военное имущество и объекты, доставшиеся от СССР. Решались проблемы финансового, материально-технического и иного обеспечения новой армии суверенной страны. В 1993 году была принята Военная доктрина страны.

Был принят ряд законов, регулирующих общественные отношения: «Об общественных объединениях», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», «О средствах массовой информации» и т. д.
Все эти меры позволили в первые месяцы независимости удержать порядок в стране, обес­печить мир и согласие в обществе.

В апреле 1990 года была введена должность Президента, когда мы открыто и бесповоротно встали на президентский путь развития. Руководство страны и Правительство сумели мобилизовать миллионы людей двигаться в сторону демократического социально ориентированного государства.
В экономической сфере взяли старт с сырьевой экономики на производящую страну.

Были приняты срочные меры по созданию государственных символов: герба, флага и гимна. Для этого был объявлен конкурс. Откликнулись сотни людей не только из разных уголков страны, но и зарубежья. 4 июня 1992 года Президент подписал ряд законов: «О Государственном флаге Рес­публики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан» и «О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан».

6 июня 1992 года состоялась официальная церемония-презентация государственных символов. Эталоны государственных символов хранятся в резиденции Главы государства. Их принятие сыграло огромную роль в формировании и укреплении нашей независимости. Заметно возрос авторитет нашей страны.
С самого начала независимости Глава государства не переставал думать о том, что нам нужна своя национальная валюта, без наличия которой невозможно было быть суверенной страной. Поэтому в начале 1992 года у нас был издан секретный указ о подготовке своей валюты. В первые месяцы наше руководство вело переговоры с Россией по поводу нахождения в составе общей рублевой зоны. Российская сторона всячески уверяла, что в любом случае будет координировать с нами вопросы денежно-валютной системы. По этому поводу Глава государства сказал буквально следующее: «Я старался сохранить руб­левую зону. Этому были две причины. Во-первых, разрыв рублевой зоны означал бы размежевание со странами СНГ. Во-вторых, по правде говоря, мы не были готовы». Президентами было подписано соглашение, согласно которому за три месяца до введения своей валюты каждая сторона должна оповещать вторую сторону. Но в июле 1993 года неожиданно Россия ввела свою валюту, не предупредив нашу сторону. Параллельно Россия предложила создавать единую рублевую зону на основе нового российского рубля — образца 1993 года. Казахстан узнал об этом решении буквально за три дня до ее введения. Россия обещала выделить часть новых банкнот нашей стране, но снова не выполнила своего обещания. В Казахстан хлынули старые советские рубли из России и других государств, сметая с наших полок все продукты и товары. Нашей экономике был нанесен серьезный удар. Началась небывалая девальвация.

В этих условиях наша страна ускорила процесс введения своей валюты. Национальная валюта была отпечатана в Великобритании. На разных номиналах национальной банкноты были размещены известные исторические личности: Ш. Уалиханов, А. Кунанбайулы, Аль-Фараби и др.

15 ноября 1993 года была введена национальная валюта. Благодаря выведению Национального банка из структуры Правительства нам удалось остановить инфляцию. Хотя тенге по отношению к доллару обесценился более чем в 10 и более раз. Казахстан стал полностью независим от денежно-финансовой политики соседней России — правопреемницы СССР.

Введение национальной валюты сыграло огромное историческое значение. С этим шагом наша страна стала подлинно независимой страной. Заметно вырос уровень патрио­тизма наших граждан, почувствовавших подлинный суверенитет. Введение своей валюты позволило заметно углубить социально-экономические реформы. Активизировали международные валютные операции. В нашей республике появилось около 200 новых банков, в том числе и с иностранным участием. А первые зарубежные банки появились в нашей стране с 1993 года. Руководству страны удалось проводить и активную социальную политику по поддержке слабо защищенных слоев общества: пенсионеров, студентов, инвалидов.

Первая Конституция Казахстана
Мы жили в новом измерении, а руководствовались старой советской Конституцией 1978 года, со старым Верховным советом, выбранным еще в советское время. В то же время функционировал ряд институтов, которых не было в том Основном законе, например, институт президентства.

Для разработки новой Конституции была создана специальная Конституционная комиссия, в которую вошли виднейшие юристы страны: З. Федотова, Н. Шайкенов, Г. Сапаргалиев, Ю. Ким и многие другие. Со стороны ряда депутатов было активное противодействие. Поэтому эта Конституция была несколько компромиссной, удовлетворяющей разные политические группы. Самое главное, было подчеркнуто, что создано новое независимое государство. По новой Конституции государственным языком объявлялся казахский язык, а русский выполнял функции межнационального общения. Наша страна стала республикой.

Изначально Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, была временной. Не до конца была определена форма правления. В будущем надо было определиться, быть Казахстану президентской или парламентской страной. В Основном законе не допускалась частная собственность на землю. События 1993 года в Москве, когда началось вооруженное противостояние старой номенклатуры и новых демократов-рыночников, указали на необходимость усиления президентской власти, которая должна была противостоять прежней номенклатуре, живущей советскими категориями. Местные советы тормозили новые рыночные реформы. Новое Правительство находилось в жесткой конфронтации с Верховным советом. Замедлился процесс принятия нужных стране законов. Они заметно замедлили темпы рыночных реформ.

В этих условиях начался процесс самороспуска местных советов и депутатов Верховного совета. Из 360 депутатов 200 заявили о досрочном снятии своих полномочий. В условиях самороспуска Верховного совета Президент страны получил право принимать решения законодательного характера.

Не было подчеркнуто превалирование частной собственности, в том числе и на землю. Колхозы и совхозы распускались.

Принятие новой Конституции
6 марта 1995 года Верховный совет, избранный 6 марта 1994 года, был признан нелигитимным решением Конституционного суда. Депутаты были распущены. 29 апреля 1995 года были продлены полномочия нашего Президента. Это обстоятельство позволило Президенту принять до конца года 150 законов, работающих на формирование рыночной экономики.

Был создан экспертно-консультативный совет для анализа и экспертизы поступивших проектов новой Конституции, куда вошли известные отечественные юристы: В. Ким, К. Колпаков, А. Котов, Б. Мухамеджанов, Е. Нурпеисов, М. Сулейменов, Н. Шайкенов. В него вошли и зарубежные эксперты: С. Алексеев, Р. Дюма и другие.

В итоге была принята Конституция. Страна стала президентской республикой. Парламент отныне состоял из двух палат: Мажилиса и Сената. Он пришел взамен однопалатному Верховному совету. В январе 1996 года Президент отметил, что «мы стоим перед началом истинного, цивилизованного парламентаризма в Казахстане». Первым председателем Сената Парламента РК стал О. Байгелди, а первым председателем Мажилиса Парламента — М. Оспанов.

Новая Конституция имела огромное историческое значение для дальнейшего укрепления нашей независимости и внутриполитической стабильности. Роспуск Верховного совета прошел без насилия и конфронтации. Заметно укрепилась президентская власть. Парламент стал более профессиональным и начал качественно принимать новые законы. Были созданы правовые основы для качественного формирования гражданского общества, НПО, партий и объединений. На законодательном уровне были закреплены позиции, касающиеся консолидации народа, создания прав и свобод гражданина. Наша республика встала на ясный и твердый путь законности и правопорядка. Формирование рыночной экономики стало аксиомой. Внутри Парламента появились фракции и группы, которые были характерны для любой демократической страны. Парламент стал постоянным рабочим органом. Парламент стал вместе созидательно работать с Президентом. Внесение изменений в Конституцию в 1998 и 1999, 2022 годах сделало Конституцию более гибкой и совершенной.

Народ принял Конституцию. На ее основе начались реформы. Была принята программа «Нұрлы жол», как это в свое время сделали американцы, пожелавшие выйти из экономического кризиса и великой американской депрессии. А «100 конкретных шагов» также позволили пойти на углубление казахстанских реформ в русле действенных поступательных шагов.

Вступление Казахстана в ВТО, с одной стороны, показало, что мир нам поверил и включил в единый экономический механизм и общие правила осуществления торговли.

Принятие Казахстана во Всемирную торговую организацию имеет важное значение. Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу на церемонии подписании договора о вхождении Казахстана в эту организацию подчеркнул: «Присоединение Казахстана добавляет сильный голос к нашей организации. Участие Казахстана является честью для всех нас».

Теперь наша страна оказалась в системе мирового рыночного хозяйства. Мы будем потреблять самые лучшие и качественные товары. Казахстан станет еще более открытой для иностранных инвестиций. Вхождением в ВТО Казахстан продемонстрировал всему миру динамичность и открытость своей экономики. Более того, этот шаг показал, что мы стали в один ряд с развитыми странами и нас признали. Заметно улучшится качество жизни наших граждан, так как будут сняты многие искусственные барьеры. Экономика Казахстана теперь не подвержена закрытости и закостенелости. Наши граждане могут свободно торговать в любой точке мира, также и к нам направится поток товаров со всего мира.

Единственное, нашим товаропроизводителям предстоит очень жесткая борьба за рынок сбыта, за которыми будут инновации, качество и конкурентоспособность.

Страна — приверженец мира и согласия
Проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий имеет огромное историческое значение. Казахстан стал не только географическим центром Евразии, но и духовно-конфессиональным центром всего мира. Казахстан стал ассоциироваться со страной, которая проповедует мир и согласие как на региональном, так и глобальном уровне. Казахстан ассоциируется с мирной страной даже в тех регионах, откуда исходит угроза миру и безопасности.

В Казахстан устремились малый и средний бизнес, международные финансовые и инвестиционные структуры и институты.

Позднее провели и другие съезды, в основном на их повестке — обеспечение мира и согласия между религиями. К этим форумам добавились и форумы духовного согласия, где наряду с религиозными лидерами принимает участие гуманитарная интеллигенция практически со всего мира.
В сентябре 1992 года в Алматы на первом Всемирном курултае казахов Президент Казахстана призвал сооте­чественников вернуться на родину. В столице страны собралось 750 делегатов из 33 государств мира. На это важное мероприятие прибыли делегаты из всех концов республики. Председателем Всемирной ассоциации казахов был избран Н.А. Назарбаев. Главной целью курултая стало культурное воссоединение казахов.
Всемирные курултаи имели место и в другие годы в Туркестане и Астане. Они вызвали огромный резонанс в обществе, в том числе и в среде самих зарубежных соплеменников. Основная цель этих высоких форумов — содействие возвращению и адаптации соотечественников на исторической родине.

Благодаря этим курултаям в страну вернулось более миллиона соотечественников. Многие из них адаптировались в стране.

Один из первых в СНГ и на всем постсоветском пространстве саммитов ОБСЕ прошел на благословенной казахской земле. И это событие было не случайным. С самого начала независимости Казахстан продемонстрировал себя как страна — приверженец мира и согласия как на региональном, так и на общемировом уровне. Во-первых, мы первыми отказались от ядерного оружия и выступили сторонниками расширения безъядерного мира. Во-вторых, руководство страны выступило с политикой мира и согласия между этносами и конфессиями в отдельно взятом государстве. В-третьих, именно в Казахстане первыми стали проводиться съезды лидеров мировых и традиционных религий. В-четвертых, именно с Казахстана стали доноситься призывы к созданию региональных интеграционных образований, преследующих мирное сосуществование: СНГ, ШОС, ОДКБ. В-пятых, Казахстан одним из первых присоединился к международным договорам и пактам по соблюдению прав человека.

Председательство Казахстана показало его приверженность миру и согласию как на региональном, так и глобальном уровне. Весь мир еще раз обратил свое внимание на нашу страну, которая высоко продемонстрировала свою готовность и стремление достичь всеобщего мира и согласия. Казахстан одним из первых на просторах СНГ добился своего председательства. Это было высшим знаком доверия 56 государств нашей стране, которая на протяжении почти 20 лет демонстрировала миролюбивое стремление. После председательства в ОБСЕ наша страна была хозяйкой следующих не менее авторитетных организаций — ОИС, ШОС. А в 2017 году принимала ЭКСПО и Универсиаду.

Казахстан проводит миролюбивую многовекторную внешнюю политику. У Казахстана нет врагов, есть только друзья. И это закреплено у нас на законодательном уровне. Руководство страны добилось признания независимости Казахстана, «на марше» мы решали вопросы безопасности страны, приняли меры по установлению дипломатических отношений, а также устанавливали границы страны со своими соседями.
В настоящее время Казахстан представляет уникальную страну, где сохраняются мир и согласие между представителями различных этносов. И причем казахстанская модель межэтнического согласия и мира выгодно отличается от аналогов других стран. Фундамент межнациональной стабильности и согласия в Казахстане в основном базируется на нескольких специфических факторах, которых нет в большинстве стран мира. Здесь важное внимание уделяется Конституции.

Мир и согласие в Казахстане обречены на многие века и тысячелетия. Задача будущего поколения — беречь и сохранять их. Для этого нам надо бережно относиться друг к другу, быть более терпеливыми, уважать язык, культуру всех народов, проживающих на территории страны. К этому призывает наша Конституция. К этому стремятся АНК и национально-культурные объединения. Выверенная сегодняшняя политика и вчерашняя история позволяют нам уверенно утверждать, что Казахстан — страна межнационального и межконфессионального мира и согласия. Специфические корни нашей толерантности создают все условия для стабильности и прочности, взаимопонимания и добрососедства. Над усилением и укреплением крепкого каркаса межэтнической стабильности трудится единый народ Казахстана, уважающий свою Конституцию.

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ,
член научно-экспертного
совета АНК

Статьи по Теме

Back to top button