Общество

Необычный театр

Лаборатория инклюзивного театра «Действие буквально» провела в столице трехдневную программу. В нее вошли мастер-классы, тренинги и открытая дискуссия, посвященная развитию инклюзивного общества и театра в Казахстане и мире.

Лаборатория инклюзивного театра «Действие буквально» была создана в Алматы в феврале 2017 года. Почти шесть лет профессиональные актеры алматинских театров и артисты с ментальными особенностями — синдромом Дауна и аутизмом — работают вместе, создавая спектакли, перформансы и другие творческие проекты.

К участию в столичной программе организаторы пригласили профессиональных театральных артистов, а также людей с особенностями ментального здоровья. Цель мероприятия — доказать, что существовать на сцене в инклюзивном формате — не только социальная ответственность, но и большое удовольствие.
В тренингах были задействованы актриса, режиссер и куратор лаборатории Катя ДЗВОНИК, особые артисты лаборатории Бота ЖАНАДИЛ и Халев НАГУМАНОВ, а также приглашенный эксперт, режиссер-педагог, постановщик инклюзивных спектаклей Алексей КРАСНЫЙ. К слову, Бота и Халев когда-то пришли в этот театр актерами, а сейчас, помимо этого, помогают другим ребятам развиваться и проводят с ними занятия. Ребята поделились своим опытом работы в инклюзивном театре, а эксперт подготовил для всех присутствующих программу упражнений, раскрывающих в каждом актерский потенциал.

В финальный день состоялся public talk с участием продюсера «Действия буквально» Ольги СУЛТАНОВОЙ.

— Основная задача нашей беседы заключалась в том, чтобы закрепить практический опыт, полученный на двухдневных мастер-классах. Ребята и их родители поделились, какие знания они получили в ходе практики и как их будут использовать в дальнейшем, — рассказала Ольга.

Также она подчеркнула, что сфера инклюзивного театра в Казахстане вообще не развита.

— Поскольку мы — институция, которая занимается театрами более пяти лет, у нас есть определенная степень экспертности в этой сфере. Мы хотели поделиться с коллегами мыслью, что это нужно развивать. Потому что театральные техники социализации и адаптации людей с ментальными особенностями развития очень эффективны. И если образовательных программ будет больше, у нас появится возможность создавать новые творческие инклюзивные продукты, — объяснила Ольга Султанова.

Актеры лаборатории регулярно принимают участие в проектах различных творческих команд в Казахстане и за рубежом. За время работы труппа «Действия буквально» выпустила десятки перформансов и эскизов, приняла участие в коллаборациях с коллегами из США, Южной Кореи, Японии, России, Узбекистана и Казахстана.

— Мы создали три репертуарных спектакля — «Вавилонская башня» (режиссер Борис Павлович), «Инструкция, как правильно плакать» (режиссер Дарья Спивакова) и «Той» (режиссер Катя Дзвоник). У нас есть цель — проехать со спектаклями по Казахстану. Нам выделили для этого грант, к сожалению, не вовремя — в 2020 году, когда начался карантин. Но мы эту идею не оставляем и в ближайшем будущем попытаемся ее реализовать, — сказала куратор лаборатории Ольга МАЛЫШЕВА.

Стоит отметить, что инклюзивная театральная лаборатория «Действие буквально» — единственный в стране проект, официально трудоустроивший людей с ментальными особенностями в сферу культуры. Для всех участников труппы работа в театре оплачиваемая.

В заключительный день программы в столичном Дворце мира и согласия состоялась премьера спектакля «Қызжылаған» инклюзивного театра «Қанаттылар» по книге Розы Мукановой, режиссер спектакля Абзалбек МАКСИМ.

«Қанаттылар» — инклюзивный театр, который поддерживает талантливых и творческих людей, несмотря на их ограниченные возможности, и развивает их таланты. Впервые театр открыл свои двери в феврале 2021 года при поддержке акимата города Астаны. В состав труппы входят инвалиды I, II и III групп.

Произведение Розы Мукановой «Мәңгілік бала бейнесі» послужило основой для постановки спектакля. Представление показывает судьбу девушки по имени Ляйла, ставшей инвалидом из-за атомного взрыва на Семипалатинском полигоне. Несмотря на все трудности, Ляйла со здоровым разумом и чистой душой влюбляется в парня по имени Кумар, который был ее первой любовью. Через ее тежелую судьбу можно прочувствовать характер казахского народа в тот тяжелый период. Спектакль рассказывает об утрате ценностей полувековой давности и о том, что нравственность является сокровищем человеческой души в любую эпоху.

Фото Оналхана ОНЕРХАНА

Статьи по Теме

Back to top button