Общество

«Сарыарка»: чем живет район?

Вчера в столице в прямой трансляции аким района «Сарыарка» Бауыржан ЕРАЛЫ держал ответ перед жителями. Отчетная встреча проходила в актовом зале школы-гимназии № 65 и собрала большое количество желающих задать свои вопросы напрямую акиму столицы Женису КАСЫМБЕКУ, присутствовавшему на встрече. Общение продолжалось 5 часов.

Дворы старого города
Свое выступление глава района начал с освещения актуальной темы — благоустройство дворов.
Сегодня в районе 587 дворов, 142 из них требуют ремонта. За последние три года благоустроено 125 дворов и 32 общественных пространства. В 2023 году капитально отремонтировано 40 дворов, 24 из этих проектов реализованы за счет «Бюджета народного учас­тия». Отремонтировано и восстановлено 175 дворов.

В 2024 году планируется благо­устроить более 220 дворов, из них 30 — по программе «Бюджет народного участия».
В прошлом году в исторической части города отремонтированы улицы Желтоксан, Бухарбай батыра, Агыбай батыра, отметил спикер. Расширены пешеходные дорожки, уложена брусчатка, оборудованы парковочные места, высажены деревья и уложен новый газон. Установлены опоры уличного освещения и малые архитектурные формы — скамейки, урны, антивандальные столбы, сетки.

Такие же работы проведены вдоль проспекта Богенбай батыра — от прос­пекта Республики до улицы Валиханова. До этого, как известно, в районе рынка «Шапагат» велась незаконная уличная торговля. Это мешало жителям и вызывало пробки на автостраде. Проблема не решалась более десяти лет, теперь торговцы лишены правовых позиций.

Согласно плану работ этого года, планируется провести масштабный ремонт по проспекту Республики — от улицы Московской до улицы Гете и тротуарной части улиц Биржан Сал и Гете, а также четырех общественных пространств, в том числе в районе Театра «Жастар».

Рассматриваются проекты по благоустройству площади возле гостиницы «Ак жайык», Парка чемоданов на пересечении пр. Республики и улицы Дукенулы, а также привокзальной площади.

К слову, в прошлом году благоустроены четыре общественных пространства, два из которых расположены в жилых массивах Коктал и Агрогородок.

Аким района упомянул, что в прош­лом году было приостановлено строительство 20-этажного жилого комплекса по улице Кумисбекова, 7/1, вместо него на этом месте открылось общественное пространство для жителей района. Здесь высажено около 800 деревьев, смонтирована локальная система орошения (ЛПС), уложена брусчатка на 700 квадратных метрах площади, установлены опоры освещения, скамейки.

Также на месте снесенного аварийного общежития политехнического колледжа, расположенного по прос­пекту Богенбай батыра, 43/1, появился сквер для отдыха, зимой здесь был оборудован ледовый каток.

В том числе за счет средств инвесторов на берегу реки Есиль в ЖК «Шарын» построено общественное пространство с аллеей, спортивными и игровыми площадками.

Освещение
Насущной проблемой в районе остается обеспечение уличным и декоративным освещением.

Всего по району 330 улиц и переулков, из них 300 улиц освещены. По 297 улицам установлены светодиодные фонари.
В 2023 году проведены работы по 17 улицам, где вовсе отсутствовало освещение.

В текущем году планируется освещение 13 участков, демонтаж висячих кабельных линий и замена старых изношенных опор.
Декоративную подсветку в настоя­щее время имеет 191 объект. В 2023 году проведены восстановительные работы элементов декоративного освещения по ул. Кенесары, пр. Сарыарка (12 объектов), пр. Республики, на мосту «Тулпар», в м-не Самал, ЖК «Гранд Алатау», у Музыкального театра юного зрителя и по пр. Тлендиева, в районе дома № 1 по ул. Желтоксан и по адресу: пр. Жеңіс, 1.

В текущем году планируется восстановление декоративного освещения 50 объектов по проспекту Жеңіс, ул. Бейбітшілік, Ауэзова, Биржан Сал, Есенберлина, Жангелдина и Косшыгулулы.

Коммунальное хозяйство
В районе задействованы 22 подрядные организации. Это 580 ед. техники и 660 дорожных рабочих.

С начала зимнего периода вывезено 1,1 млн кубометров снега (76388 рейсов, 14433 ед. самосвалов), что больше на 80 тыс. кубометров по сравнению с прошлым годом (926,8 тыс.). Количество специализированной техники увеличилось на 13% (74 ед. техники).

В прошлом году было ликвидировано 27 несанкционированных свалок. Вывезено 20 тыс. тонн строительного мусора. Составлено 605 протоколов, наложено штрафов на сумму 5,5 млн тенге.
Проведена установка 204 новых контейнерных площадок и ремонт по 93 адресам. В текущем году запланирована установка 30 новых и ремонт 80 контейнерных площадок.

Про дороги
Как известно, дорожная тема и благоустройство автобусных остановок являются важным аспектом развития инфраструктуры района.

В районе 315 улиц. Их общая длина составляет 314 километров (268 улиц с асфальтовым покрытием, 47 без асфальта).
В прошлом году средние ремонтные работы проведены на 21 улице (12 — центральные, Агрогородок — 4, Коктал — 5 улиц).
В 2024 году планируется привести в порядок еще 20 улиц (центральные улицы — 6, Агрогородок — 9, Коктал — 5).

Кроме того, рассматриваются крупные проекты. В частности, ремонтные работы будут проведены на улице Жангелдина — от улицы Жамбыла до улицы Бейсековой, по улице Ақан Сері — от проспекта Тлендиева до улицы Окжетпес, по улице 150-летия Абая — от проспекта Тлендиева до улицы Бейбарыс Султана.

Что касается автобусных остановок, то в районе 371 остановка, из них 64 — закрытого типа. В 2023 году дополнительно установлены 6 остановок у школы № 65, в м-не Самал, у Медицинского университета «Астана», ТЦ «Коктем», «Алем», «Рахмет». В 2024 году планируется открыть еще остановку.

На сегодняшний день район «Сарыарка» обслуживают 53 маршрута, 3 запущены в 2023 году в жилых массивах (№ 49, 42, 328). Прорабатывается вопрос по увеличению автобусов по 5 действующим маршрутам (№ 54, 32, 7, 120, 50).
«Нұрбесік»:

15 лет спустя
— Важным вопросом является развитие небольшого района «Нұрбесік» с 204 домами и населением более 1000 человек, — отметил аким района. — Хотя люди начали переезжать сюда в 2007 году, вопросы благоустройства и легализации земельных участков не решались в течение 15 лет. Эту проблему решили в прошлом году, и теперь жители оформляют земельные участки в частную собственность. В микрорайоне проведены инженерные сети, дорожная инфраструктура, наружное освещение, тепловые станции, камеры видеонаблюдения и Интернет.

По словам акима района, такая же острая проблема коснулась и жителей поселка «Жасыл ел», где насчитывается около 200 жилых домов. Сегодня здесь завершено строительство системы водоснабжения и канализации, ведутся работы по подключению домов к водоснабжению.

Кроме того, завершено строительство пожарной части в жилом массиве Коктал-2, которая в ближайшее время будет введена в эксплуатацию.

Спикер, коснувшись темы новостроек, также отметил, что на пересечении улиц Карасай батыра и Буланты завершено строительство школы на 1200 мест, она сдана в эксплуатацию.

Открытый муниципалитет
Резюмируя свое выступление, Бауыржан Ералы отметил, что в рамках концепции «слышащего государства» акимат района находится в тесном контакте с жителями.

В районе действует «Открытый муниципалитет», где каждый житель может задать свои вопросы.
Также два раза в неделю проводятся частные приемы (проведено 73 приема, принято около 600 человек).

— В прошлом году мы выехали по различным адресам и провели 127 встреч с участием 5 тысяч человек. Кроме того, мы обеспечиваем обратную связь через социальные сети iKomek, Telegram-канал, WhatsApp, Facebook, Instagram. В 2023 году приняли более 37000 обращений от жителей, — подытожил свое выступление аким района.

Озеленение
Аким района отдельно остановился на вопросах озеленения.

В «Сарыарке» расположено 80 скверов, общественных пространств и парк «Коктал». Всего насчитывается 55187 деревьев, 17608 кв. м цветников, 13141 м. п. живой изгороди, 11995 кустарников, 707506 кв. м газонов.

В 2023 году в рамках озеленения проведена высадка зеленых насаждений: деревья — 2900, кустарники — 2133, живая изгородь — 1879 м. п., газоны — 14199 кв. м, многолетние растения — 9616 шт.

В 2024 году планируется посадка более 3 тыс. деревьев, 1 тыс. квадратных метров многолетних растений, а также развитие локально-поливочной системы существую­щих 5 скверов.

Газификация
Как известно, именно со столичного района «Сарыарка» в свое время началась газификация Астаны.

При плане 5140 абонентов на сегодняшний день подключено 4970, это 96,6%. В Коктале — 1609 абонентов, в Коктале-2 – 653, Агрогородке — 2708.

Завершены работы по газификации всех 17 социальных объектов, расположенных в жилых массивах. Вместе с тем социальную помощь по подключению газа получили 322 абонента.

Против паводков
В целях улучшения противопаводковой системы в последние три года проведены работы по обустройству водопропускных труб по 43 улицам жилых массивов, из них по 19 адресам выполнены в 2023 году.

С начала февраля в районе заблаговременно приступили к противопаводковым мероприятиям, в них задействованы 10 бригад, 70 единиц техники. В откачке талых, грунтовых и дож­девых вод будет задействовано порядка 70 единиц АС-машин, 4 МТЗ-насосов, 10 мотопомп, заготовлено 3000 куб. м инертного материала.

В рамках отчетной встречи в районе «Сарыарка» аким столицы Женис КАСЫМБЕК ответил на многочисленные вопросы астанчан. Поскольку на приеме присутствовали жители и соседних районов, то разговор шел о решении актуальных проблем всего мегаполиса.

— Пользуетесь ли вы общественным транспортом?
— На общественном транспорте я не езжу, потому что работы достаточно много. Но признаюсь, что в неделю несколько раз на служебном автобусе совершаем объезды с моими коллегами, начальниками управлений. Если хотите, журналистов можем пригласить.

— Каковы причины предстоящего повышения стоимости проезда в общественном транспорте?
— Хочу привести конкретные аргументы. В прошлом году на встречах я давал слово жителям города, что мы увеличим количество автобусов. В сутки выходило в рейс порядка 900 автобусов в прошлом году, сейчас — 1300, то есть увеличили почти на 40 процентов. В этом году еще 300 автобусов придет. Автобусы, которые на линии, комфортабельные, новые, можно подзарядить телефон. Вы спрашиваете о цене, сегодня она 90 тенге. Вы помните, в каком году она была утверждена? В 2014 году. 10 лет прошло, за это время стоимость бензина, газа, заработная плата водителей увеличились. Сегодня заработная плата водителя — в среднем 500-600 тысяч тенге, но все равно дефицит, на эту зарплату мы не можем найти профессиональные кадры. За каждую перевозку акимат доплачивает 200 тенге. Это же ваши же деньги, бюджетные. Мы будем поддерживать те слои населения, которые имеют право ездить бесплатно, со скидкой. Они так и продолжат ездить. Для того чтобы хоть как-то стимулировать эту отрасль, мы должны вводить адекватные цены. Думаю, 110 тенге — это повышение, которое должно было произойти 7-8 лет назад. Объективно ситуация такая: действующий тариф неактуа­лен и в 3 раза меньше себестоимости перевозок, поэтому вынуждены принять такое решение, — отметил Женис Касымбек.

— Мой вопрос касается передачи части территории «Астана — РЭК» под продолжение зеленого сквера. Вы 5 ноября были в нашем сквере, а после мы встретились с представителями компании трижды, но не получили конкретного обоснования на отказ. Требуется дальнейшее разъяснение с обеих сторон и предоставление подтверждающей документации.
— В прошлом году мы многократно встречались с вами на разных площадках, включая две встречи у вас во дворе, а также на собраниях по генплану. Хочу подчеркнуть, что мы не разочаровали вас ни по одному вопросу, с которым вы обратились к нам. Мы обещали начать строительство сквера в вашем дворе, и в ноябре его открыли. Однако рядом все еще остаются неснесенные гаражи, что вызывает неопределенность. Появляются новые владельцы у этих гаражей, что усложняет ситуацию. Мы обещали жителям этого двора, что в этом году решим проблему и подготовим площадку для благоустройства. Финансирование есть, и планируем уточнить бюджет города в ближайшие три недели, в первом уточнении этого года. Мы столкнулись с проблемами, так как некоторые люди не согласны с суммами, но мы надеемся на договоренности. Что касается передачи части территории РЭК, это было мое предложение. Я сказал, что, если найдем технологическое решение для этой территории, готовы частично ее передать, — ответил аким.

— На семи небольших улицах района, в частности, Окжетпес,
8 Марта, Орнек, Буланты, Шынгыс, Казыгурт и имени Мусы Джалиля, отсутствует освещение. Когда решится данный вопрос?
— Эти 7 улиц нужно обеспечить освещением в этом году. Поручаю этот вопрос акиму района, — ответил спикер.
— Женис Махмудович, в прошлом году жители микрорайона Нұрбесік с вами уже встречались. Надо сказать, что вопросы, которые были озвучены на той встрече, сегодня нашли свое решение, за что мы очень благодарны вам. Однако есть еще вопросы, которые требуют внимания. К примеру, в нашем микрорайоне нет никаких социальных объектов, скоро каникулы и детям негде проводить свободное время. На территории микрорайона стоит недоведенная до ума постройка в 4 этажа примерно с 2015 года. Никто за объектом не следит, его понемногу стали разбирать. Ранее, на встрече с районным акимом, мы озвучивали предложение о том, чтобы передать здание под детский сад или центр детского развития с различными секциями. Хотелось бы, чтобы вы нас поддержали в этом вопросе. Также благодаря работе акимата в микрорайон подведены все соответствующие инженерные сети. Однако периодически возникают проблемы с водой, лопаются водопроводные трубы. Просим, чтобы этот вопрос передали на постоянный контроль Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства.

— Да, как вы знаете, многие вопросы жителей микрорайона Нұрбесік, которые не решались годами, поднимаются сегодня. За это нужно благодарить как самих жителей микрорайона, так и наших городских предпринимателей, которые оказывали поддержку в решении вопросов, выступили в качестве спонсоров. Что касается заброшенного здания, если оно передано подведомственному ТОО «Елорда құрылыс компаниясы», мы готовы рассмотреть варианты передачи объекта местным жителям. Но если это частный объект, необходимо связаться с хозяином и дальше решать проблему. Плюс ко всему, как подсказывает мне районный аким, к местной школе сделают пристройку, так как количество детей здесь растет. Также для жителей Нұрбесіка будет запущен новый автобусный маршрут. Вопрос воды и инженерных сетей я возьму под свой личный контроль, — пообещал аким города.

— Жителей домов по улице Кендала давно волнует вопрос газификации. Вот уже 4 года, как мы ждем, когда к нам подведут газ. От Управления топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства нет никаких новостей. На какой стадии рассмотрения наш вопрос, будет ли он решен в этом году?
— Когда ранее встречался с жителями данного участка, говорил, что по этому вопросу мы сможем начать работы только после того, как будут готовы проектные документы. Пока их нет, они на стадии проектирования. Надо отметить, что соседние дома полностью газифицированы, поэтому подключение к газу абонентов по улице Кендала также планируется в ближайшее время, — сказал аким района «Сарыарка» Бауыржан ЕРАЛЫ.

— Этот вопрос также связан с возможностями бюджета. В этом году из республиканского бюджета финансирование работ по газификации конкретно данного района у нас не предусмотрено. Однако республиканский бюджет будут еще пересматривать, мы свои предложения внесли. Если все будет нормально, до конца мая этот вопрос начнем решать. Я не говорю конкретно о вашей улице, это в общем по району «Сарыарка», — добавил аким столицы Женис Касымбек.

— На проезжей части по улице Кендала расположен магазин. Надо сказать, что здесь есть и пешеходный знак, улица очень узкая, неосвещенная. Там постоянно проезжают большие грузовые машины — все это мешает движению пешеходов. Нас интересует вопрос: можно ли данный магазин переместить в другое место?
— Участок, на котором расположился магазин, был сдан в аренду. В прошлом году на данном участке были установлены искусственные дорожные неровности, соответствующие знаки для безопасного передвижения детей. На встрече присутствуют представители полиции, если владельцы торговой точки нарушают нормы дорожного движения, будут приняты соответствующие меры. Вопрос возьмем на контроль, — ответил районный аким.

— В столице продолжается ремонт моста по шоссе Алаш. В минувшую пятницу из-за ограниченного передвижения здесь столкнулись 9 автомобилей. Когда ремонтные работы будут завершены?
— На этом мосту ведется ремонт, по которому подрядная компания отчитывается еженедельно, ситуация находится под контролем. Мы сразу предупредили, что ремонтные работы, начавшиеся в прошлом году, завершатся в этом году, в конце августа. Средств у строительной компании достаточно. Работа не прекращалась и продолжается.

— Как в столице будут решать проблему нехватки детских садов?
— Сегодня в очереди в дошкольные учреждения — 50 тыс. детей. С 2017 года госсадики в городе не строились. В этом году приступим к возведению 10 государственных садов, в том числе в жилых массивах.

— Жителей ЖМ Коктал-1 волнует вопрос строительства канализации. В прошлом году нам говорили, что вводятся изменения в проект, затем оказалось, что не хватает финансирования. В этом году деньги также не выделены. Просим вас оказать поддержку и направить средства на корректировку проекта.
— Надо понимать, что средств бюджета на решение всех вопросов сразу не хватит. Много чего запланировано сделать. К примеру, в Коктал-1 мы строим школу, в этом же году планируется строительство перинатального центра, роддома, многопрофильной больницы. Средства из бюджета также уходят на благоустройство улиц, укладку асфальта. Все эти работы требуют как времени, так и средств. Вместе с тем Коктал получает огромное финансирование. В этом году к корректировке проекта по строительству канализации также приступим.

— Жители микрорайона Коктал-1 прикреплены к городской поликлинике №10. Добраться напрямую без пересадки до нее невозможно. Нам обещали ввести маршруты №32, 50.
— Я говорил, что в город привезут дополнительно 300-400 автобусов. В прошлом году автопарк №1 закупил 300 автобусов, остальные 4 частных — 100. Таким образом, 400 новых автобусов прибыло в город. Все они будут подключены к существующим маршрутам. Плюс ко всему в городе 15 новых маршрутов откроется по городу. В этом году автопарк №1 планирует закупить еще 200 автобусов, еще 100 закупят частные автопарки.

— На предыдущих совещаниях представители компании «Астана су арнасы» отчитывались, что меняют фильтры на очистительных сооружениях, согласно нормативам, один раз в год. Я предполагаю, что их нормативы были прописаны на население 300 тыс человек. Сейчас в Астане живет почти 1,5 млн человек. Поэтому считаю необходимым менять фильтры 3-4 раза в год. Прошу выделить средства из городского бюджета на закуп и замену фильтров.
— Да, это хорошее замечание, здесь мы говорим о здоровье людей. Данный вопрос возьмем под собственный контроль.

— Вопрос касательно канализации: на улице Бейсековой уже третий год стоит трактор, занимается перекачиванием канализации. Трубы лежат, работы по врезке не завершены. Когда они закончатся?
— Сразу после паводкового периода в мае работа на этом участке будет продолжена. Здесь необходима замена труб. В бюджете средства на это заложены. Работы начнутся примерно 15 мая и будут длиться до 15 июня.
— Мы не раз обращались в Управление полиции насчет заезда на улицу Косшыгулы, 25. Наши жители не могут припарковать свои машины, так как там паркуются жители соседних домов и заезд очень узкий. Можно ли его как-то расширить?
— Участок необходимо изучить. Если технически это возможно, если нет ни сетей, красных линий, сделают.

— У нас по улицам вокруг жилого массива Агрогородок стоят старые деревянные опоры, провисают кабели, из-за чего часто отключается электричество. Когда планируют заменить опоры на новые?
— В прошлом году, когда мы встречались с местными жителями, говорилось, что эти сети — собственность КТЖ. Многие жители хотели, чтобы мы их забрали на баланс города. С прошлого года процедура передачи их на баланс продолжается. До конца апреля примем все сети ЭЧ-8, в том числе в жилых массивах Агрогородок, Өндіріс. Мы ожидаем, что процедура завершится в течение двух месяцев, после чего постараемся максимально охватить все участки.

— Нас не может не волновать ситуация, сложившаяся в районе медико-социального учреждения для престарелых и инвалидов. Там происходит слив канализации, что приводит к серьезному загрязнению.
Глава города переадресовал вопрос специалистам «Астана су арнасы».

— Существует водопроводный кран, перенос которого повлечет за собой увеличение тарифов. Это связано с тем, что часть жителей, проживающих в ЖМ Коктал-1 и Коктал-2, используют септики. Ближайшая очистная станция находится на Коргалжынском шоссе, расстояние до нее составляет 8 км. Поэтому тариф для жителей будет увеличен, и им придется оставить водопроводный кран на текущем месте на некоторое время. Вопрос о его перемещении будет рассмотрен позднее, поскольку нет других вариантов. В данном районе есть только одна точка доступа к воде, а в городе всего 5 подобных точек, — прокомментировали ситуацию представители «Астана су арнасы».

— На самом деле существует ряд проблем, и для их решения были установлены дополнительные фильтры. В этом году также рассматривается дополнительный бюджет для выполнения необходимых работ. Особое внимание уделяется проблемам с канализацией. В общем, планируется строительство новой станции на окраине города, а также в этом году начнется строительство трех локальных систем канализации, — ответил аким города. — Этот вопрос активно рассматривается и будет решен в ближайшее время.

— Как бы вы оценили качество уборки снега в городе и зимнее содержание дорог?
— Гололед бывает, у нас город северный. Тем более вы знаете, какая в этом году зима. Были 30-градусные морозы, неожиданно прошел снег с дождем, потом было потепление, а затем ударили резкие морозы. И эти проблемы были не только в Астане. Естественно, у нас есть нормативы, мы должны в течение 72 часов ликвидировать последствие стихий, — отметил аким. — Коммунальщики работают круглосуточно, и в 30-, 40-градусные морозы, и под дождем, под снегом, под ветром стараются жизнь горожан, гостей столицы обеспечить соответствующим сервисом. Считаю, что коммунальщики этот зимний период отработали неплохо. Может быть, какие-то тротуары, проезжую часть или двор не успели вовремя отработать. За это, наверное, соответствующие руководители должны были извиниться. Но в целом город неплохо убирали от снега. Мы не имели массовых нареканий.

 

 

 

 

Статьи по Теме

Back to top button