КультураНовости

Предания и легенды Астаны

С каждым днем расцветает молодая наша столица — Астана. Из провинциального города она за короткий срок превратилась в развитый мегаполис с миллионным населением. Казахстанцы едут сюда из разных регионов страны. И многим из них интересно узнать историю здешних мест. Идя навстречу запросам читателей, «Вечерняя Астана» вводит новую рубрику
«Страницы истории Астаны». Рубрику будет вести автор книги «Астана — город с тысячелетней историей» доктор исторических наук Марат АБСЕМЕТОВ.

Рассказ об истории Астаны, в прошлом Акмолы, нужно начать с преданий. Эти истории передаются из уст в уста, из поколения в поколение. В давние времена не все владели грамотой, а знать историю родного народа, своей земли важно каждому человеку. Предания и легенды заменяли простому народу историческую литературу, рассказывая о прошлом.

МЕСТО СИЛЫ
Акмола — старое название города. В переводе с казахского языка означает «белая могила», «святая могила». По одной версии, «белая могила» (Акмола) находится в центре Астаны на старинном кладбище «Кокбел» (по улице Кравцова), по другой версии, в 20 километрах от Астаны, у берегов реки Нура, около поселка Тайтобе.
С «белой могилой» связано много легенд. Для казаха могилы, мазары имеют иное значение, нежели для европейца. Это обиталище духов предков — аруахов, у которых просят защиты и силы. Могилы предков являются святыней, местом поклонения. Считалось, что такие места укрыты самим богом от всех напастей и несчастий. У святых могил строились города и крепости. Торговые караваны и религиозные миссии в степи предпочитали устраивать ночевки у старых могил, рядом с ними клялись в верности и правдивости своих слов.

Но какое именно из священных захоронений дало название городу?
Архивные источники, казахские шежире (родословные), труды исследователей Алексея Левшина, Ивана Андреева, Ивана Шангина, Чокана Валиханова, Георгия Катанаева, Курбана Халидова, Алкея Маргулана, Жанузака Касымбаева, Нуртая Агубаева, Галии Алпысбаевой, рассказы и были старых акмолинцев — имама Хусаина Такежанова, Николая Второва, Александры Силиной, очерки писателя Сергея Маркова, исследования краеведов Леонида Семенова, Хаджимурата Рахимова, Андрея Дубицкого, Аскена Набиева, Клары Амировой, Нургожи Ораз, Алдана Смаилова, Наиля Давлеткильдеева, Касыма Таукенова, Светланы Антончевой, воспоминания потомков султана Конуркульжи Кудаймендина, атамана Григория Кучковского, директора мусульманской школы Галымжана Курмашева, купцов Баймухамета Кощегулова, Хусаина Бегишева, Вали Халфина, Карима Давлеткильдеева, Халиуллы Негматуллина, Латифа Канцерова, этнографические и фольклорные экспедиции по Акмолинской области послужили основой сбора легенд и преданий о древних истоках Астаны. Представленные читателю легенды и предания даются в авторском изложении.

СВЯТОЙ ДУХ ТЕНГРИ
Одна из легенд гласит, что древние тюрки после длительного сражения под раскаленным солнцем уже много дней находились без воды. Кочевники, обращаясь к вечному синему небу — богу Тенгри, просили нис­послать дождь.
Великий Тенгри внял просьбам своих земных детей и направил луч солнца (Нур). Посланный великим небом луч, соприкоснувшись с землей (Умай), образовал реку, которую тюркские воины назвали Нура (небесный луч). Напившись вдоволь воды и напоив коней, тюрки в честь святого духа Тенгри воздвигли белый храм.
Сохранилось поверье: тому, кто преклонит колени у святой могилы и загадает желание, святой аруах (дух) Тенгри ниспошлет духовные силы и исполнит его сокровенную просьбу.

КАРКАБАТ-АНА
Каркабат-ана в преданиях Великой степи почитается святой матерью и является символом верности и надежды. Рассказывают, что в далекие времена отважный Мейрам-сопы отправился на войну с кызылбасами (персами).
Война затянулась надолго. Многочисленные кочевья казахов, не выдержав многолетнего ожидания, стали сниматься с родных мест. Только красавица Каркабат, младшая жена Мейрам-сопы, верила, ждала и была готова ждать вечно, пока не вернутся муж и сыновья.
Прошли годы, состарилась Каркабат-ана, а потом ушла в мир иной. Умер в походе и Мейрам-сопы. Сыновья на могиле Каркабат-ана построили белый мавзолей, который впоследствии стал местом почитания и поклонения.

ХАНСКИЙ КУРГАН
Крупный знаток казахской истории Машхур Жусуп утверждает, что Акмола (белая могила) является ханским захоронением — Хан сүйегі (мощи царя). Рядом с ней находятся мавзолеи под названием Кызыл мола (красная могила), Сулутам (красивый храм), Сырлытам (храм, украшенный цветными камнями).

ЗАПАДНАЯ КРЕПОСТЬ
В древности в междуречье Нуры и Ишима вожди гуннских племен возвели крепость. Она на протяжении многих веков служила неприступной цитаделью и получила название Акмола. По утверждению византийского писателя Прокопия, на языке гуннов «ак» обозначает запад, а «мола» — крепость (Прокопий. О постройках. Пер. с лат. «Вестник древней истории», 1939, № 4). Получается, что Акмола переводится как «западная крепость» и в прошлом являлась западной крепостью гуннской державы.

ПРАХ СВЯТОГО ДАНИИЛА
В 569 году у горы Актау (250 км южнее Астаны) между императором Восточной Римской империи Юстином II и правителем Тюркского каганата Муханом был заключен торговый и дипломатический договор. По легенде, византийский посол Земарх принес горсть святой земли с места захоронения ветхозаветного библейского пророка святого Даниила, почитаемого представителями трех мировых религий — ислама, иудаизма и христианства.
Тюркский каган в знак почтения святую землю с могилы пророка смешал с местной землей и воздвиг белый храм, получивший название Акмола — святая (белая) могила. В казахском народе по сей день популярны мужские имена Даниял и Данияр, ведущие свои корни от имени святого пророка.

НАСЛЕДИЕ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
В 1927 году последний акмолинский князь (чингизид) Султан Аблаев рассказывал краеведу Леониду Семенову о том, что Акмола — это белая могила его предка Батыя сына Джучи. Батыя казахи издревле называли Сайын ханом (добрым правителем). Южнее Акмолы (210 км) находится гора Жалайыр и протекает река Монак, здесь покоится прах жалайыров — полководцев войск Чингисхана. (В XIX веке существовала Жалайыр-Аргынская волость Каркаралинского уезда).
У подножия Улытау (Великой горы) расположен мавзолей Джучи, старшего сына Чингисхана, который на протяжении веков является местом поклонения казахов. Империю Джучи казахи называли Улы Улус, а в — России Золотая Орда, или Кипчакская Орда.
Есть еще одна версия. Акмолинские казахи утверждают, что в местности Акмола захоронена ханша Тайдула, супруга золото-ордынского хана Аз Жанибека.

БЕЛАЯ СТАВКА ТОХТАМЫША
У берегов Ишима свою ставку разместил правитель Белой Орды казахский хан Тохтамыш. Являясь прямым наследником основателя Белой Орды Ерзена, хан Тохтамыш, чтобы укрепить Казахское ханство, из города Сыгнак (торгового центра Дешт-и-Кипчака) переносит столицу в город Туркестан, а позже в Сары-Арку, на берега Ишима и Нуры.
Из просторов Великой степи Тохтамыш уходит в свой последний поход. Разбивает войска мятежного Мамая и соединяет Белую Орду с Золотой.
Как гласит легенда, на месте захоронения последнего хана Белой Орды Тохтамыша казахские и ногайские батыры возвели белый храм.

ТЕРЕМ КРАСАВИЦЫ СУЗГЕ
Хан Кучум правил Сибирью сорок лет. В последние годы он удалился в отчий край, к родовым землям у озера Кургальджино, к обильным пастбищам в пойме рек Нура и Ишим. Для своей жены красавицы Сузге хан Кучум на берегу реки Ишим выстроил белую башню со множеством залов и комнат. Вечерами по Ишиму на золоченой лодке под шелковым парусом совершала прогулку красавица Сузге.
Как гласит предание, во время отсутствия Кучума на его ставку напали казачьи отряды. Красавица Сузге с приближенными заперлась в башне и в течение семи дней держала оборону. В конце концов башня была разрушена и превращена в огромный белый холм, а защитники умерщвлены.
Над Ишимом порой летает белая птица. Старожилы говорят, что это душа красавицы Сузге.

КАК БЕЛАЯ МОГИЛА СТАЛА ГЕРБОМ ОМСКА И АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
После окончательного ухода хана Кенесары в Бетпак-далу царские власти принялись капитально возводить Акмолинский форпост. Генерал-губернатор Западной Сибири взял под личный контроль возведение крепости. Во время очередной поездки по степи он осмотрел белую могилу, являющуюся святыней у кочевников. Отдельные чиновники из окружения советовали губернатору разрушить могилу и вместо укоренившегося названия «Акмола» дать новое наименование.
Но неожиданно из святой могилы вспыхнул яркий огонь и появилось белое облако. Губернатор посчитал это за божье знаменье. Было объявлено собравшимся, что менять название, а тем более сносить святую могилу нельзя, а наоборот, белая святая могила Акмола послужит гербом города Омска — столицы Западной Сибири и Акмолинской области. Вот так и получилось, что на протяжении более полувека, до прихода советской власти гербом Омска и Акмолинска являлось изображение белой могилы с полумесяцем.

Рисунки Сакена Искакова

Статьи по Теме

Back to top button