Интервью

Основы экономики — с детства



Финансовая грамотность со школьной скамьи дает возможность привить полезные предпринимательские навыки с детства — считает преподаватель предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» школы-лицея № 60 Шолпан КАЗИЕВА.

— Шолпан Жанбырбаевна, расскажите, как давно появилась эта дисциплина в расписании уроков.
— Предмет «Экономика» появился в школе-лицее № 60 с 2010 года. Я преподаю в лицее с 2012 года. Раньше предмет назывался «Основы финансовой грамотности». Программа была утверждена министерством в 2010 году и предполагала обучение учащихся 5-11 классов. За этот период многие окончили школу и выбрали своей профессией именно экономические специальности. На протяжении всего времени дети занимали призовые места на республиканских турнирах, писали проекты по экономике, выступали на международном уровне.

В 2019 году появилась новая школьная программа «Основы предпринимательства и бизнеса». С инициативой разработать данный курс выступила Национальная палата предпринимателей «Атамекен».
Что можно сказать о самой программе? Она нацелена на то, чтобы наши учащиеся, во-первых, проявили интерес к предпринимательству. Во-вторых, чтобы у них сложилось предпринимательское мышление и они получили знания о том, как развивать свой бизнес, как его начинать и с какими проблемами будущим предпринимателям предстоит столкнуться.

— В каком формате проходят занятия?

— Уроки проходят в форме практических заданий. Первый час выделяется на изучение теоретического материала — лекции, беседы. Во второй части — это всегда практика. Все учащиеся поделены на группы. Каждая группа придумывает стартап и на протяжении двух лет, то есть 10-11 классы, они прорабатывают эту тему. Весь теоретический материал они апробируют на своем стартапе — здесь и расчет каких-то производственных затрат, и расчет заработной платы сотрудников, и налоги, которые необходимо будет платить в зависимости от того, каким видом деятельности они планируют заниматься. Что касается реализованных идей, я знаю точно, ребята в Instagram выкладывают свои работы по изготовлению украшений из эпоксидной смолы, разведению рыб, бисероплетению.

По окончании школы 30 процентов наших выпускников выбирают именно те специальности, которые так или иначе связаны с экономикой. Они уже уверены в своих силах, знают, чего хотят в будущем, и, надеюсь, многие из них свяжут свою жизнь непосредственно с предпринимательством.

— Предмет преподается только в старших классах?

— Если брать общеобразовательные школы, то данный предмет преподают в выпускных классах. Но в нашей школе по моей авторской программе «Основы экономической грамотности» начинают вести в 8-9 классах. Темы, например, 8-го класса — это семейный бюджет, реклама, страхование. В 9-х классах упор больше делается на историю денежной, налоговой, пенсионной систем. Завершает программу тема глобализации. Мы исследуем роль Казахстана в мировой интеграции, изучаем возможности регионов и, конечно же, говорим о предпринимательстве. То есть более подробно ведем речь о том, что представляет из себя сфера бизнеса, какие здесь есть плюсы, какие минусы, все это рассматривается на конкретных примерах, на казахстанских брендах, компаниях, которые занимают свою нишу в национальной экономике и вышли на мировой уровень.

Когда в 2018 году программа только разрабатывалась, учителей пригласили в НИШ поделиться своим видением. Тогда учительская программа не была утверждена, принята именно программа предпринимателей. В данном случае она была нацелена на то, чтобы дети после окончания школы сразу шли в бизнес. В реальности такого не может быть. Чтобы открыть свое дело, даже дети понимают, что нужны знания.

В нашей школе после окончания выпускники нацелены на поступление в престижные учебные заведения. Большое количество детей обучается в бизнес-школах Америки, Англии. Одна моя ученица получила образование в Испании по ресторанному бизнесу. На данный момент она арендует хороший ресторан и ее дела идут в гору.

Думаю, что программа, которая была введена в 2019 году, нужна. И дети должны знать, как экономить и расходовать собственные средства и, конечно, как инвестировать. На этом мы делаем акцент: инвестиции важны не только для самого человека, но и для страны в целом.

— Как вы думаете, насколько важно, чтобы все школьники имели базовые основы финансовой грамотности?

— Как предмет экономику я веду очень давно, и мне кажется, что для современных учащихся знать суть экономических терминов — это очень важно. По крайней мере, мои ученики никогда не скажут, что для того, чтобы избавиться от инфляции, нужно больше напечатать денег. То есть, зная теоретические основы, многие дети уже достаточно осмысленно подходят к анализу тех проблем, которые возникают в современной экономике, обществе.

И еще один большой плюс программы «Основы предпринимательства и бизнеса» — это то, что старшеклассники уже понимают, что никто их не обязан содержать. Любую финансовую и материальную основу своей жизни они могут построить сами. Благодаря своим знаниям, личностным качествам, умениям и навыкам они смогут в будущем быть достаточно конкурентоспособными. В принципе, программа на это и нацеливает, чтобы дети не считали себя иждивенцами и четко представляли, что их будущее, их финансовая безопасность — это, прежде всего, их усилия и их работоспособность. Наверное, это важно для подрастающего поколения.

Ведь уже с девятого класса они знают о том, что реформа пенсионной системы предполагает, что пенсия будет такой, какую вы заработаете. И лояльно относятся к тому, что процентные ставки по налогам повышаются, они знакомы с опытом ведущих зарубежных стран, знают, к примеру, что там достаточно высокие налоги. Считают, что это вполне естественно, так как представляют, куда налоги направляются, на какие социальные проекты государство их реализует и как это отражается на их повседневной жизни.

Старшеклассники об уроке
Вот что говорят сами школьники о предмете.

«Я учусь в 11А классе, и мы уже второй год изучаем курс «Основы предпринимательства и бизнеса». На данный момент в мире существует множество курсов по основам и изучению бизнеса, куда начинающие бизнесмены-стартаперы приходят, чтобы научиться строить свой бизнес-проект, которые хотят углубиться в эту тему. Но нам повезло, мы можем научиться этому не выходя за стены нашей школы и не тратя свое личное время. На уроках мы изучаем основы бизнеса, создаем свои идеи, которые, возможно, в будущем сможем воплотить в реальность. Для учеников, которые в будущем планируют открыть свой бизнес, это отличный шанс, начиная с 10-го класса быть в теме», — считает выпускница Аруна КАСЫМКАН.

«Данная дисциплина очень важна в современных реалиях. На уроках предпринимательства и бизнеса мы делаем анализ экономики страны, занимаемся практической работой и создаем стартапы. Наше дело будет направлено на производство глиняной посуды, мы планируем реализовать это дело в будущем», — дополнила подругу одноклассница Альнара АКЖОЛТАЙ.

«Моя команда представляла мерч — рекламно-сувенирные изделия, подарки, связанные с творчеством исполнителя Скриптонита. Мы продумали развитие нашего бизнеса на уроке по основам бизнеса. Думаю, сможем воплотить этот проект в жизнь, потому что все ресурсы для него доступны. Но если мы будем его превращать в реальность, то только позже, когда немного повзрослеем», — считает Дильмира САГИТОВА.
Екатерина ТЫЩЕНКО
Фото предоставлено школой

Статьи по Теме

Back to top button