Общество

Потребитель, знай свои права

Обеспечение продовольственной безопасности, регулирование цен в оптовых и розничных точках продаж, а также модернизация рынков Астаны — обо всем этом шла речь на брифинге в Службе коммуникаций города.

Руководитель Департамента торговли и защиты прав потребителей города Астаны Нургали ЕГЕМБЕРДИЕВ отметил, что совместно с акиматом столицы регулярно проводятся мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности, регулированию цен и соблюдению 15%-ной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.

Департамент входит в состав Региональной комиссии по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования социально значимых продовольственных товаров. На сегодняшний день проведены все запланированные 63 заседания, из них 16 выездных и одно расширенное с участием акима города Астаны. Основная цель региональной комиссии — проводить совместные мероприятия по выявлению непродуктивных посредников с помощью ЭСФ, проверки розничных торговцев рынков на предмет соблюдения ими контрольно-кассовой дисциплины, что позволит прояснить размер их торговой надбавки и проследить цепочку ценообразования, — отметил он в ходе брифинга.

По словам руководителя департамента, на постоянной основе проводится разъяснительная работа среди предпринимателей о соблюдении торговой надбавки не более 15% с целью недопущения роста цен.

— Звенья непродуктивных посредников в товародвижении в основном встречаются по бакалейной, мясной и молочной продукции. Перекупщики скупают товар у оптовых реализаторов и реализуют розничным продавцам с превышением торговой надбавки. С апреля выявлено 23 факта таких нарушений, по которым возбуждены административные дела по статье 204-4 КоАП РК. Нарушители привлечены к административной ответственности в виде предупреждения, — рассказал он.

Деятельность Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане осуществляется по двум направлениям — реализация государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней торговли и формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей.

Стоит отметить, что в 2020 году в Астане был запущен сервис e-tutynushy по улучшению потребительского опыта граждан. Сервис принимает обращения и позволяет вести контроль над решением вопросов онлайн, кроме того, содержит перечень организаций для подачи жалоб офлайн с соблюдением всех официальных условий и сроков.

— Главная задача e-tutynushy — улучшить качество жизни граждан и представителей бизнеса, общественных объединений и государства. Платформа служит связующим звеном между всеми этими группами для оперативного решения возникающих вопросов. За последние десять месяцев в Комитет по защите прав потребителей поступило 18 тысяч обращений. Наш сервис позволит каждому из них получить обратную связь в кратчайшие сроки, — отметили разработчики.

Основные условия для подачи обращений — это наличие документов, подтверждающих факт приобретения товара или услуги. Таким доказательством может служить фискальный чек, договор или накладная, а также любой другой документ, подтверждающий покупку.

Что касается модернизации рынков столицы, то до 2025 года в рамках Дорожной карты этому процессу в Астане подлежат три рынка — «Шанхай», «Алтай», «Ұлжан» с общей суммой проекта 29,4 млрд тенге.

— В Астане есть девять специализированных рынков, из которых рынок «Алаш» на сегодня является объектом современного формата торговли, «Он-Олжа», «Нур», «Мереке-Магнит», «Эталон», «Шарын», «Сапа», «Коктал» планируют перейти на современный формат торговли в течение 3-5 лет. Специализированный рынок «Шарын» планирует модернизацию в два этапа со сроком завершения в 2024 году. Сейчас начато строительство складских помещений общей площадью 2500 кв. метров, — рассказал Нургали Егембердиев.

Количество обращений по отраслям:
— в сфере услуг розничной торговли — 1093;
— в сфере общественного питания — 67;
— в сфере услуг
жилищно-коммунального
хозяйства — 110;
— в сфере бытовых
услуг — 573;
— в сфере медицинских услуг — 19;
— в сфере туристских услуг — 74;
— в сфере финансовых услуг — 40;
— в сфере услуг связи — 50;
— в сфере услуг образования — 58;
— в сфере услуг транспорта — 58;
— в сфере электронной торговли — 527;
— иные — 239.

Кроме того, в соответствии с правилами регистрации в информационной системе, департаментом проводится масштабная работа по подключению торговых рынков к проекту Smart QR. В настоящее время к системе подключены два рынка — «Астаналық» и «Асем». Работа по подключению остальных субъектов торговой деятельности продолжается.

— Отмечу, что права потребителей и вопросы их защиты регламентируются Законом РК «О защите прав потребителей». В своей работе мы руководствуемся такими принципами, как доступность и достоверность информации о предлагаемых продавцом, изготовителем, исполнителем товарах, работах или услугах. Кроме того, занимаемся просвещением потребителей, повышением правовой грамотности в вопросах защиты своих прав и законных интересов. Мы также стоим на страже интересов потребителя в электронной коммерции, принимаем активное участие в работе общественных объединений потребителей, ассоциаций или союзов. И, конечно, осуществляем контроль за обеспечением безопасными и качественными товарами, — отметил он.

По словам Нургали Егембердиева, с начала текущего года в департамент обратились потребители с 2579 заявлениями.

— Кроме того, посредством платформы e-оtinish и портала «электронного правительства» пожаловалось еще более тысячи человек. Согласно отчету, по 900 обращениям даны разъяснения, 109 переадресованы в другой государственный орган по компетенции, 120 перешли на следующий месяц, в 150 случаях вопрос потребителей нами был урегулирован, сумма возврата денежных средств составила 26,8 млн тенге. Посредством Telegram Bot поступило 448 обращений, по которым потребителям даны разъяснения по их вопросам. В ходе личного приема граждан принято более 340 потребителей, в 313 случаях обращения взяты в работу. Из принятых обращений по 118 даны разъяснения, 40 переадресованы в другой государственный орган по компетенции. На телефон горячей линии поступило более 475 звонков, на каждый вопрос потребитель получил разъяснение и грамотную консультацию специалиста. Таким образом, общая сумма возврата за полугодие — 13,790 млн тенге, за июль — 15,517 млн тенге, за август — 26,892 млн тенге, — отметил он.

Статья 204-4 КоАП РК «Превышение субъектом внутренней торговли размера торговой надбавки на СЗПТ, установленного законодательством РК о регулировании торговой деятельности» влечет предупреждение, совершенное повторно в течение года — штраф.

Как рассказал руководитель департамента, к нарушителям законодательства РК применяются меры ответственности. К примеру, за нынешний год к административному взысканию в виде предупреждения привлечен 21 субъект бизнеса.

— В целях просвещения потребителей регулярно проводится информационно-разъяснительная работа по повышению потребительской грамотности среди населения. Специалисты дают консультации по телефону горячей линии, оказывают помощь в составлении претензионных писем. В рамках «слышащего государства» департаментом публикуются посты в социальных сетях Instagram — аккаунт dtzpp.astana и Facebook — аккаунт Департамента торговли и защиты прав потребителей по городу Астане. Также для удобства потребителей призываем всех предпринимателей города зарегистрироваться в единой информационной системе е-tutynushy, — сказал Нургали Егембердиев.

Статьи по Теме

Back to top button