История

30 рассказов о Независимости

Накануне 30-летия Независимости Казахстана ИА Kazinform подготовило книгу «100 рассказов о Независимости». Это альманах уникальных историй, напрямую или косвенно связанных с достижениями казахстанской Независимости за последние три десятилетия, начиная с 1991 года и до наших дней. Рассказы написаны на основе эксклюзивных интервью с выдающимися политиками, экономистами Казахстана, а также деятелями науки, культуры и спорта. Особое место в рассказах занимает личность Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Безопасность и порядок: первые шаги к реформам

Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ, министр внутренних дел РК в 1995-2003 годах, генерал-полковник внутренней службы:

— В первые годы после обретения независимости Нурсултан Назарбаев поставил серьезную задачу перед правоохранительными органами: обеспечить приемлемый уровень правопорядка. Это было необходимо для того, чтобы осуществить стратегически важные экономические реформы, построить государство в целом. Ведь в условиях правового беспредела, в обстановке разгула организованной преступности реформы были бы неосуществимы. В чем сложности того периода? Поначалу мы не были готовы эффективно реагировать на действия криминала.

Развал Советского Союза активизировал преступные группировки, наркосиндикаты, коррупционные схемы, в том числе тяжелой оставалась ситуация на дорогах, и этому, увы, способствовали некоторые сотрудники правоохранительных органов. Требовалось применить нетривиальные решения, чтобы начать немедленную борьбу с этим пагубным явлением.

И в этом плане я нашел полную поддержку со стороны Елбасы, которому, как известно, присущи масштабность мышления и нестандартные подходы. Ярким примером тому служит один случай из моей практики.

Однажды Нурсултан Абишевич вызвал меня и говорит: «Сотрудники правоохранительных органов берут взятки на дорогах, их нужно проверить инкогнито». Я ответил, что знаю об этом, и мы принимаем соответствующие меры, боремся традиционными путями. Но он настоял на нестандартном решении. И тогда я совершил поездку в кабине дальнобойщика, чтобы самому воочию увидеть масштабы коррупции и лично убедиться в обоснованности жалоб на дорожные поборы.

Операцию спланировал сам. Тайком, не предупредив подчиненных, сел в кабину «КамАЗа», который вез девять тонн арбузов из Шымкента в столицу. Естественно, я был в гражданской одежде. Однако подготовка оказалась непростой. Пришлось долго искать водителя, который согласился бы в этом участвовать. Каждый отмахивался: «Я что, похож на самоубийцу? Вы уедете, а мне потом жить». Наконец, храбрец нашелся.
Задерживать людей было бы ошибкой, информацию передали бы по цепи. Улов удался. На дорожных поборах попались девять сотрудников таможенной службы, семь из транспортной инспекции и двадцать один полицейский. К сожалению, мы не смогли привлечь их к уголовной ответственности. Для этого нужно было составлять протокол задержания на месте. Но в результате мы ликвидировали все посты дорожной полиции, кроме тех, что стоят на въезде в области.

Коррупция — это объективный процесс, и он имеет место во всех государствах. Речь можно вести лишь о том, что везде существует ее разный уровень. Акция, которую я провел, не была пиаром. И если говорить откровенно, то я ничему не удивился. В ином случае возник бы логичный вопрос: «А зачем нам такой министр внутренних дел, который вообще не владеет ситуацией и чему-то удивляется?». Эта акция была проведена не для того, чтобы показать, что я такой вот патриот, неординарный человек, что министр взял, да и проехал, что мне нужны какие-то лавры. Абсолютно нет! Этим поступком я показал, что власть озабочена ситуацией и намерена принимать решительные меры.

Кроме этого, для меня личным желанием было встряхнуть личный состав, не напугать, а именно встряхнуть. Я не хочу сказать, что акции подобного рода являются панацеей. Борьба с коррупцией требует системного подхода, а начинать антикоррупционное воспитание нужно со школьной скамьи, с семьи. Данная акция — это, скорее, проявление обеспокоенности Нурсултана Абишевича ситуацией внутри органов правопорядка.
Впоследствии я еще больше убедился в дальновидности нашего Первого Президента. Решительность Елбасы в сочетании с мудростью и рассудительностью позитивно отразилась на реформах правоохранительной системы Казахстана.

Политический курс Нурсултана Назарбаева, начиная с первых дней независимости, всегда был направлен на укрепление казахской государственности. За рубежом его воспринимают как основателя современного Казахстана. Его талант выдающегося государственного деятеля не подвергается сомнению, он общепризнан. Говорю об этом с полным осознанием ответственности, потому что был непосредственным свидетелем и участником принятия важных для страны решений.

Рождение казахстанской экономической модели

Серик АХАНОВ, экономист:

— В начале 1990-х годов я работал в Высшем экономическом совете при Президенте Республики Казахстан в отделе общих экономических реформ. Конечно, это было очень противоречивое, трудное время, начало великого транзитного периода в истории нашей независимости, переход от социализма к новому строю. В тот период в экономике наблюдался так называемый трансформационный спад: произошел разрыв хозяйственных связей между предприятиями, продолжилось падение производства, ускорилась инфляция, увеличился дефицит бюджета. На наших глазах происходила подлинная экономическая революция со сменой способов производства, форм собственности, взаимодействия работников и работодателей.

Экономика и финансовый сектор нуждались в глубоких, качественных, решительных преобразованиях. И Президент республики Нурсултан Назарбаев принял на себя всю полноту ответственности, взял инициативу в свои руки и предложил обществу новый экономический курс. Этот курс был очень выверенным, максимально оптимальным и поддержанным в обществе. Елбасы проявил себя как настоящий реформатор и выдающийся экономист: именно по инициативе Первого Президента были разработаны два крайне важных для того периода документа — Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства от 16 мая 1992 года и Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ от 28 января 1993 года. Эти два документа явились фундаментом перехода отечественной экономики к рыночным отношениям, тем базисом, который позволит ввести позднее все качественные перемены и обеспечить дальнейшее развитие страны.

В ходе реализации первых реформ Президент Нурсултан Назарбаев переосмыслил логику и ход развития нашего государства. Он комплексно проанализировал фундаментальные позиции, объем, динамику и структуру казахстанского финансово-экономического сектора, учел политические и социальные факторы, провел большое исследование зарубежного опыта. В результате сформировалась уникальная казахстанская модель экономического развития, в которой было обеспечено сочетание модернистских западных и традиционных азиатских принципов управления. Органическое сочетание всего позитивного и прогрессивного в экономиках Запада и Востока реализовалось в Казахстане одновременно, одномоментно, как единый сплав. Широкая либерализация и активное государственное регулирование здесь уместились в общую концепцию. Фактически Нурсултан Абишевич создал такой «организм», который позволил сочетать в себе быстрые экономические реформы и поэтапное движение вперед без характерных для таких скоростей социальных шоков. Поэтому, на мой взгляд, уникальность казахстанской модели экономического развития заключается в том, что она гармонично сочетает в себе все положительные элементы передового международного опыта.

Среди этих реформ очень важное место занимает финансовый блок — прежде всего, банковский, страховой и фондовый сектор. Однако в эти годы мы наблюдали не только финансовую революцию, но и революцию сознания людей. Происходила перестройка взглядов, мнений, мировоззрений. Казахстанцы, следуя примеру своего лидера, стали очень быстро адаптироваться к новым реалиям и рыночным условиям. И здесь можно еще раз подчеркнуть, что высокий авторитет Президента, его стратегическое мышление, смелость, принципиальность, волевой характер обеспечили успех нашей страны в период самых первых, жизненно важных реформ.

Сделка ХХ века: нефть во благо независимости

Равиль ЧЕРДАБАЕВ, государственный деятель, заслуженный работник нефтегазовой отрасли РК:

— В мае 1992 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев по приглашению американского Президента Джорджа Буша-старшего совершил первый официальный визит в США, ставший началом нефтяных отношений двух стран.

Во время визита в Вашингтон Нурсултан Назарбаев и председатель совета директоров корпорации Chevron Кеннет Дерр сделали официальное заявление по освоению Тенгиза. Несмотря на то что это был колоссальный прорыв, предстояло еще решить важные вопросы распределения прибыли между партнерами и установления налогового режима. Переговоры между сторонами затянулись. В столь непростой ситуации решить судьбу Тенгизского проекта должен был не кто иной, как Елбасы.

В апреле 1993 года Нурсултан Назарбаев направил руководству компании Chevron телеграмму, где предложил американской стороне изменить условия соглашения, подписанного еще до распада СССР. Согласно новому предложению казахстанской стороны, территория месторождения, представляемая в пользование по соглашению, составляла не 25 тыс. кв. км, а лишь 4 тыс. кв. км, контракт заключался не на 50, а на 40 лет, и американская сторона получала не 29%, как она настаивала, а 19% распределяемых доходов. Остальные 81%, включая налоги, должен был получать Казахстан. Нурсултан Абишевич был решителен. Если его предложение в течение одной недели не будет принято, то сделка полностью аннулируется. Спустя несколько дней в Алма-Ату прибыл вице-президент корпорации Chevron Overseas Ричард Мацке и объявил, что компания готова принять условия Казахстана.

В итоге 4 апреля 1993 года в Лондоне рабочая группа запарафировала каждую страницу соглашения, а 5 апреля Правительство Казахстана уже одобрило проект соглашения о создании совместного предприятия «Тенгизшевройл».

6 апреля 1993 года Нурсултан Абишевич пригласил меня к себе и сказал: «Я подписываю Указ о назначении тебя директором совместного предприятия от казахстанской стороны. Сейчас едем в Дом дружбы, там состоится подписание».

Историческое соглашение о создании совместного предприятия «Тенгизшевройл» подписали 6 апреля, а на следующий день я уже был на рабочем месте. Так началась наша деятельность.

Назначая меня руководителем «Тенгизшевройл», Нурсултан Абишевич дал мне конкретное поручение: «Равиль, это сделка ХХ века. На наше молодое независимое государство, в особенности на этот проект, обращены взоры всего мира. И поэтому проект должен состояться. Поставленные цели партнеров должны быть достигнуты, и совместное предприятие должно стать образцовым. Нельзя допустить, чтобы там были какие-то конфликты, неприятности. Наши партнеры должны скорее адаптироваться к местным условиям, и в этом им надо помочь, обрати на это самое серьезное внимание».

Елбасы при своем выборе, наверное, полагался на мой партийный, жизненный, производственный опыт и знание нефтяной отрасли. Ведь риск был огромный.

Позже Елбасы констатировал: «Нефть стала не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого статуса государства, надеждой на лучшее будущее. Теперь нефть Казахстана работает на народ Казахстана».

Сегодня мы имеем разветвленную сеть современных магистральных трубопроводов для экспорта нефти, каждый год в нефтедобывающем, перерабатывающем и нефтехимическом производстве внедряются новые наукоемкие технологии, увеличиваются объемы производства отечественной продукции. Но решительные действия Елбасы по Тенгизскому проекту я считаю одним из ключевых событий в истории нефтегазовой отрасли независимого Казахстана.

Стратегия, предопределившая успех страны

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, председатель Агентства по стратегическому планированию
и реформам Республики Казахстан:

— Тридцать лет в историческом ракурсе — это мгновение, но огромное значение обретает то, как используется «окно» возможностей и что закладывается в основу дальнейшего развития страны, какие смыслы и планы определяют будущее.

Казахстану повезло с лидером, обладающим огромной политической волей и стратегическим мышлением. Все главные вехи на пути строительства сильного государства и рыночной экономики связаны с именем Первого Президента Казахстана. Это и отказ от ядерного оружия, принятие Стратегии «Казахстан-2030», ряд структурных экономических реформ, принятых в кризисное время 90-х, привлечение стратегических инвесторов, создание программы «Болашак», перенос столицы.

Переломным моментов в летописи независимости было именно принятие в 1997 году Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Наше государство первым на постсоветском пространстве обрело опыт стратегического планирования. Елбасы предложил разработать конкретное видение на долгосрочную перспективу.

Стоит отметить, что в то время раздавались голоса: зачем стране нужна программа на столько лет вперед, когда много текущих проблем? Понятно, что в тех условиях такое решение не пользовалось популярностью среди многих экономистов, тем более в 90-х еще не было необходимых теоретических разработок. Мало кто имел представление, как именно нужно проходить путь модернизации странам, вышедшим из плановой экономики.

Но это было интуитивное решение Елбасы, который осознавал всю ответственность за развитие Казахстана, и оно оказалось стратегически верным.

Примечательно, что команде разработчиков негде было заимствовать готовые рецепты. Тогда моделей перехода от плановой экономики к рыночной просто не существовало. При работе над этим документом внимательно изучались стратегические программы Китая, Малайзии, Сингапура, Японии, Южной Кореи, США, Норвегии и Канады. Это позволило использовать наиболее успешный опыт зарубежных стран, в которых последовательно претворялись в жизнь долгосрочные планы, основанные на расчетах, понимании местной экономической специфики и ментальных традициях.

Хотя при разработке Стратегии «Казахстан-2030» тщательно анализировалась международная практика, принятый к реализации документ был исключительно собственным продуктом, как по исполнению, так и по поставленным задачам.

Сегодня Казахстан рассматривают в мире как крупное евразийское государство, от которого во многом зависит будущее региона. Это предопределяет расширение ответственности и активную внешнеполитическую позицию Казахстана в решении актуальных региональных и глобальных проблем.
Сейчас весь мир переживает пандемию и обострение кризисных явлений. Нарастает процесс деглобализации, идет эскалация политических конфликтов. Перестраиваются системы управления и государственные институты. Трансформируется ландшафт в финансово-экономической индустрии. Развиваются отрасли, основанные на новых технологиях, меняется в целом мировоззрение людей. Все это, конечно, переживает и Казахстан. Однако реформы, своевременно и дальновидно намеченные Елбасы, продолжают воплощаться поступательно и эффективно.

Статьи по Теме

Back to top button